ДЗЗ — один из перспективный рынков цифровых технологий
Интервью с генеральным директором компании DigitalORB Владимиром Смирновым о перспективах казахстанского рынка данных дистанционного зондирования земли.
Развитие экономики Казахстана, рост городов, расширение транспортной инфраструктуры сопровождаются увеличением спроса у отечественных компаний на материалы, отражающие эти изменения в оперативном режиме. Самым перспективным методом получения столь точной информации является использование космических аппаратов дистанционного зондирования земли. О перспективах казахстанского рынка данных дистанционного зондирования мы беседуем с генеральным директором компании DigitalORB Владимиром Смирновым.
— Владимир Александрович, какие сложности законодательного характера возникают у казахстанских компаний, предоставляющих услуги в области геоинформационных решений? Сталкивались ли с этими проблемами другие страны и как мы могли бы использовать их опыт?
— Все зависит от размаха поставленной задачи. При условии, что деятельность как таковая не лицензируемая, соответственно, и сложностей с формированием услуг нет.
Но как только задача затрагивает необходимость использования картографического материала высокого разрешения или материалов, которые могут послужить для создания картографической основы, здесь появляются ограничения закона по защите государственных секретов, что влечет за собой необходимость проведения компанией целого ряда мероприятий и получения соответствующих разрешений.
На сегодняшний день в коммерчески доступном режиме работает уже более 80 спутников, принадлежащих разным странам мира. Результаты деятельности этих спутников широко представлены в сети интернет, где любой желающий может обратиться к таким ресурсам, как Google, или приобрести в интернете снимок интересующей его территории и получить результаты съемки по почте. И это при том, что такая съемка в рамках законодательства РК попадает в перечень материалов, подлежащих засекречиванию. Происходит так потому, что до сих пор на территории Казахстана действует ряд законодательных положений времен
У Казахстана нет ни одного спутника дистанционного зондирования. У соседней России их всего два. Говорить о том, что они работают лучше, чем у кого-либо, нельзя. Компании, нуждающиеся в подобных материалах, вынуждены закупать их у иностранных компаний.
В 2006 году Россия уже провела огромную работу по снижению уровня секретности относительно картографических материалов и материалов, являющихся геоинформационной основой. Ведь без этих мер население не может законно использовать в своей повседневной жизни автомобильные навигаторы, персональные
— Насколько конструктивной можно считать позицию казахстанских регулирующих органов? Чувствуется ли заинтересованность в развитии отечественного рынка?
— Заинтересованность есть, но очень робкая. Со стороны государства предпринимается ряд мер, в том числе ведутся разработки запуска собственного спутника. Но создается впечатление, что эти действия направлены больше не на то, чтобы развить техническую базу и действительно сделать спутник для работы, а скорее решить имиджевую задачу позиционирования Казахстана на мировой арене как страны, участвующей в определенных космических программах. В такой ситуации практические цели отходят на второй план.
Вообще разговоры о создании казахстанского спутника начинались еще в 1997 году. Это именно тот спутник, который мы сейчас называем KazSAT. Также определенные препятствия для развития рынка данных дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) в Казахстане представляет несовершенство управления отраслью, допускающее совмещение в одном государственном органе функций нормативно-правового регулирования, контроля и производства космических услуг. На сегодняшний день в Казахстане создано Национальное космическое агентство как орган нормативно-правового регулирования. В качестве контролирующего органа и производства космических услуг выступает компания «Казкосмос», которая подчиняется Национальному космическому агентству. Пока все работы находятся в зачаточном состоянии, и сложно прогнозировать, насколько успешными они будут.
— При каких условиях будет рентабельной эксплуатация отечественного спутника дистанционного зондирования земли?
— Сегодня казахстанский спутник ДЗЗ существует только в проектах, и не более того.
Если же обратиться к иностранному опыту, то можно привести пример новейшего американского спутника сверхвысокого разрешения Quick Bird. На 80% ресурсы этого спутника выкуплены Министерством обороны США для решения военных задач и разведывательной деятельности. Данные дистанционного зондирования земли нужны для решения любых задач, связанных с поверхностью земли. А потому и рентабельность спутника при исключительно коммерческом использовании достаточно сложно прогнозировать.
— Каковы хотя бы приблизительные размеры рынка дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) в Казахстане?
— Мне сложно оценить рынок ДЗЗ в Казахстане хотя бы потому, что действующих игроков на рынке не так много, а их деятельность в первую очередь направлена на решение задач закрытого корпоративного рынка. Тем не менее, практика использования материалов ДЗЗ для решения государственных задач экологического, индустриального и социального характера заметно возрастает.
Что касается мировой ситуации с рынком ДЗЗ, то согласно прогнозам ведущих американских экспертов, общий объем продаж космических данных ДЗЗ в мире увеличится с 4 млрд. долларов в 2006 году до 6,5 млрд. в 2012 году.
В определенной степени схожий с Казахстаном российский рынок данных дистанционного зондирования земли демонстрирует следующую динамику: объем продаж в 2006 году вырос на 50% и составил 5 млн. долларов. Наибольшим спросом пользовались данные с космических аппаратов сверхвысокого разрешения — IKONOS и Quick Bird (оба — США), высокого разрешения — SPOT (Франция) и IRS (Индия), среднего разрешения — Landsat (США).
Несмотря на запуск в 2005 году космических аппаратов
Оператором российской государственной программы
По оценке
Оценить или оцифровать ситуацию в нашей республике пока очень сложно, но мы надеемся, что в ближайшем будущем все изменится в лучшую сторону, тем более что первые шаги в этой сфере уже в нашей стране были сделаны.
— Компании-поставщики снимков тесно сотрудничают с иностранными партнерами. Каковы «сегменты ответственности»: что зависит от иностранных компаний, и что может гарантировать конечным потребителям казахстанская сторона?
— Говорить о сегментах ответственности сложно. От иностранных компаний не зависит ничего. Спутники летают в рабочем режиме. Если есть оплаченный заказ — они делают съемку. Поставка данных на территорию потребителя ведется по каналам интернета. То есть, соответственно, нет никаких задержек, с пересечением границы.
А если говорить про гарантии казахстанской стороны, то здесь нужно отметить, что компании-поставщики имеют всю инфраструктуру для работы с материалами, подлежащими засекречиванию. Получается парадокс — мы создаем секреты сами для себя, поскольку эти же данные за рубежом находятся в свободном обращении. Государство при необходимости может остановить эту деятельность путем отзыва лицензии. Кроме того, в силу недоработанности нормативно-правовой базы любой материал дистанционного зондирования может быть изъят, поскольку уже по умолчанию несет гриф «секретно».
— Существуют ли архивы снимков поверхности Казахстана, сделанные ранее и доступные к использованию в данный момент? Какова в таком случае будет их цена?
— Да, существует очень большая архивная база территории Казахстана. Съемки поверхности Казахстана ведутся с 1997 года. Особое внимание уделяется крупнейшим месторождениям полезных ископаемых, на которых работают иностранные компании. Мониторинг этих месторождений проводится со средней периодичностью раз в квартал. С появлением новых спутников, делающих снимки повышенного качества, с улучшенными техническими характеристиками также проводится съемка Казахстана. Даже если взять во внимание новый японский спутник — АЛАС, который был запущен чуть более года тому назад, он уже закрыл порядка
— Какие технические задачи должен решить потенциальный потребитель космической съемки для того, чтобы успешно работать с получаемыми данными?
— Сегодня существует все необходимое программное обеспечение, и наша компания в состоянии предоставить всем заинтересованным потребителям соответствующие пакеты программ. Это программное обеспечение специфично. Конечно же, данные ДЗЗ не могут быть обработаны в стандартных графических пакетах программ.
Что касается технической базы, то достаточно организации рабочих мест со стандартной компьютерной техникой.
— Работа с данными дистанционного зондирования земли требует определенной технической подготовки. Оказывают ли компании-поставщики снимков содействие начинающим потребителям?
— Вопрос обучения персонала для работы с данными ДЗЗ стоит в Казахстане очень остро. С этими данными сегодня в стране могут работать далеко не многие пользователи. И мы ведем работу по поддержке начинающих пользователей данных ДЗЗ.
Грустно констатировать тот факт, что, например, проектные институты, которые занимаются проектированием дорожных развязок, проектированием населенных пунктов, что наиболее актуально на сегодняшний день, — они, как правило, не пользуются данными дистанционного зондирования. Ими используются старые методы — геодезические исследования непосредственно на местности, сбор информации вручную. Это, в свою очередь, увеличивает бюджет в десятки раз, а также увеличивает расходы по времени на подготовку соответствующих материалов. Для сравнения — получение данных дистанционного зондирования на территорию 64 квадратных километра занимает до 3 месяцев. Время детальной обработки данных при использовании космической съемки, в масштабе 1:2000, занимает около двух месяцев. В то время как весь этот спектр работ, проводящихся вручную, может занять по времени до одного года. С соответствующими финансовыми затратами.
— Большое спасибо за интервью!
Материал подготовлен редакцией газеты «Бизнес в Казахстане».
Комментарии