Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Противоположные полюса

    Сравнение структур традиционного и электронного правительства Казахстана.

    1 ноября 2007 11:00, Евгения Михайлова, Литер
    Рубрики: Общество

    Характеристики традиционного и нового электронного правительства диаметрально противоположны.

    Правительство Казахстана своим постановлением утвердило перечень национальных электронных информационных ресурсов и национальных информационных систем. В этот перечень, в частности, вошли: «Адресный регистр», «Физические лица», «Юридические лица», единая система электронного документооборота госорганов республики, «Государственный регистр электронных информационных ресурсов и информационных систем», «Регистрация плательщиков налога на добавленную стоимость», «Электронные формы налоговой отчетности» и другие. Создание таких баз данных станет фундаментом для дальнейшего построения «электронного государства».

    Традиционное правительство характеризуется сложностью структур — электронному же правительству присуща простота структур и процессов. Еще сегодня ведется разговор об укреплении властной вертикали. Но электронное правительство противопоставляет централизации и зависимости гибкость и автономию.

    Нынешние отчеты о работе государственных органов состоят преимущественно из цифр: сколько именно средств израсходовано на те или иные цели, сколько средств недополучено. Электронное правительство оценку по затратам заменяет оценкой по результатам. Сейчас государственное управление осуществляется с помощью правил и директив. Для электронного правительства характерно управление с акцентом на организационной культуре и ценностях. Как один из компонентов информационного (или же основанного на знаниях, на пожизненном обучении) общества, электронное правительство переносит акцент с финансовых и материальных ресурсов на ресурсы человеческие. И еще одна характеристика элемента открытой социальной системы: электронное правительство ликвидирует традиционное ориентирование на внутренние процессы. В новых условиях главным являются учет внешних факторов и ориентация на потребителей.

    Большая самостоятельность требует новых подходов к системе отчетности и контроля над госаппаратом. Если раньше основное внимание отводилось контролю за процессом выполнения работы и использованием государственных ресурсов, то сейчас — контролю и оценке результатов и последствий. Это развязывает руки работникам, самостоятельно избирающим пути и средства достижения поставленных целей.

    Целью внедрения интранета является: повышение точности, полноты и оперативности, достоверности накапливаемой информации; обеспечение высокой степени контроля за выполнением решений и поручений правительства со стороны других структур исполнительной власти; обеспечение прозрачности выполнения решений и поручений правительства органами исполнительной власти — аппарат правительства будет иметь возможность в любой момент проверить, на каком этапе находится выполнение поручения или постановления внутри подконтрольного органа власти; снижение накладных затрат.

    Для эффективного выполнения этих задач система электронной почты и документооборота правительства, которая в начале октября была официально утверждена правительством Казахстана, должна быть частью интегрированной информационной системы. Эта система может обеспечивать информационную поддержку общего руководства работой аппарата. К более конкретным задачам интранета относятся, в частности, координация деятельности региональных управлений и территориальных подразделений и ведение внутреннего делопроизводства в правительстве. На серверах интранета должны храниться и специализированные базы данных, архивы персональных данных граждан, досье государственных служащих всех уровней и т. п. Этот этап Казахстан тоже уже освоил.

    Интранет, равно как и правительственные службы во внешней сети, обеспечивает использование еще одного метода оптимизации сотрудничества правительственных структур между собой и с гражданами и бизнесменами. Речь идет о создании информационных ресурсов, общих для нескольких государственных служб или ведомств, чьи сферы интересов пересекаются. Скажем, ресурс, содержащий информацию о гражданском состоянии лиц: обычно гражданин может представлять сведения о бракосочетании, разводе, рождении ребенка или смерти близких в несколько государственных органов на протяжении определенного ограниченного срока, а в дальнейшем в разнообразнейших ситуациях снова подавать каждый раз одни и те же данные в разных анкетах (для купли-продажи недвижимости, получения наследства, оформления субсидий или налоговых льгот и т. п.). При функционировании же общих ресурсов один раз указанные данные заносятся в архивы всех нужных органов автоматически, а при повторном обращении гражданина к любому из государственных органов он освобождается от необходимости повторно сообщать те же самые данные.

    Но создание единых точек контакта не только повышает эффективность работы. Описанный межведомственный подход позволяет предотвратить распространенный вид мошенничества, когда человек несколько раз получает одну и ту же льготу, обращаясь за ней в разные инстанции. В то же время разным государственным учреждениям все чаще нужен общий доступ к информации об одних и тех же организациях и персонах или доступ к данным по одному и тому же вопросу. Так, например, медицинские учреждения могут оперативно представлять информацию местным органам власти, что поможет более качественно удовлетворять потребности населения. В ситуациях, когда возникает риск для безопасности граждан, информация может представляться милиции и другим правоохранительным органам. При этом применение интранета, кроме экономии средств, предупреждает несанкционированный доступ к персональным данным со стороны отдельных граждан, организаций и т. п.

    И все же внедрение интранет-сети, хотя и обеспечивает значительную экономию бюджетных средств, но не в состоянии обеспечить выполнения задач электронного правительства в полной мере. Ведь внедрение электронного правительства направлено на достижение трех основных целей. Во-первых, это повышение эффективности работы управленческого аппарата — приведение в порядок сбора налогов, законы и регулирование, регистрация информации, документооборот (выполнение большинства этих функций как раз и оптимизирует интранет). Во-вторых, это экономическое развитие (облегчение процедур, связанных с производством и торговлей, повышение конкурентоспособности отечественных производителей на международном рынке). И в-третьих, повышение качества жизни граждан (усовершенствование системы социальных услуг, системы здравоохранения, более надежное обеспечение безопасности, увеличение возможностей для образования, обеспечение более эффективной защиты окружающей среды).

    Таким образом, исходя из указанных целей и задач, следует вести речь о создании в Казахстане универсального правительственного портала — как еще одного элемента электронного правительства. Универсальность портала означает доступ ко всем государственным службам с одного сайта, освобождает от необходимости разыскивать адрес нужного сайта через поисковые системы и другими способами, которые отнимают рабочее или свободное время гражданина, время оплаченного доступа и часто приводят к стрессу пользователя.

    Оптимизировать работу правительственного портала можно и с помощью более эффективной организации информации. Так, сайт Oasis ирландского правительства построен, в отличие от традиционного пути, не вокруг правительственных агентств, а вокруг тем, интересных для населения: как получить работу или купить дом, как получить водительские права или зарегистрироваться для участия в выборах. А уже за темой находится выход на необходимые правительственные сайты министерств и ведомств. На казахстанском сайте электронного правительства этот инструмент частично воплощен, хотя пока и не в полной мере.

    Оптимизация состоит и в снятии ограничений, присущих традиционным способам работы правительственных сервисов с гражданами. В частности, это ограниченный промежуток времени для осуществления трансакций, который при этом совпадает с рабочим временем большинства предприятий, компаний, организаций. То есть гражданина ставят перед выбором: работать или решать свои проблемы в государственных службах. Но с внедрением правительственного портала и это можно решить. Правительства ряда европейских стран (например, Великобритании и Финляндии) официально провозгласили о намерении обеспечить круглосуточное обслуживание граждан. К сфере оптимизации работы правительства через портал относится и обеспечение свободного доступа граждан к ресурсам портала. Прежде всего, это решение сугубо технических вопросов — обустройство публичных точек доступа.

    Реализацию комплексного подхода к внедрению правительственного портала (предварительное решение, получившее развитие в корейском государственном портале) продемонстрировала, в частности, власть австралийского штата Виктория. Здесь введена система MAXI, ставшая лауреатом разнообразных премий. MAXI — единый узел обслуживания населения, доступный не только с настольных компьютеров с интернет-доступом, но и через 50 киосков, а также по телефону 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году. Система обеспечивает проведение операций между местным правительством и физическими и юридическими лицами. Было выявлено, что около 40 процентов операций, выполняющихся с помощью MAXI, осуществляются в нерабочее для правительственных чиновников время. Выгода для граждан очевидна.

    Международное сообщество чрезвычайно серьезно относится к обеспечению максимально эффективного сотрудничества между правительствами с одной стороны и гражданами и бизнесом — с другой. Общая мысль, содержащаяся в обращениях и международного сообщества, и отдельных правительств и администраций, и ИТ-компаний, такова. Перед правительствами всего мира стоит грандиозная задача: граждане хотят получать от них услуги высокого качества и требуют эффективного использования налоговых поступлений. Поэтому государственные учреждения должны искать все более эффективные, быстрые и дешевые средства связи и общей работы, чтобы максимально облегчить доступ к информации и представлять нужные данные в нужное время тем, кому они необходимы.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии