Будет ли в Казахстане Силиконовая долина?
Развитие ИТ-отрасли в Казахстане нужно начинать с ИТ-образования.
Сегодня на территории стран СНГ существуют различные подходы к развитию
Государство вкладывает деньги в строительство зданий, дорог, прокладку интернет и сетей. При этом
Итак, где взять программистов? Выхода два: собирать «рассыпное золото» или применять масштабные методы добычи, то есть готовить программистов в промышленных количествах.
Сейчас мы вынуждены собирать «рассыпное золото», так как в Казахстане и других странах СНГ
Поскольку
Вторая проблема в том, что образование не масштабируется. Кафедры выпускают, скажем, 10 человек тогда, как нам нужно 100 или 1000. Это создает дефицит кадров на рынке. Начинается переманивание специалистов, и люди переходят из компании в компанию в погоне за большей зарплатой. Большая зарплата сама по себе — это очень хорошо, но с точки зрения
Прежде всего, надо обеспечить гибкость в программах обучения и «заточить» образовательный госстандарт под задачи бизнеса. Для этого придется забыть про «широкий кругозор» и «общее развитие» и отдать предпочтение более узкопрофильному образованию, специальным дисциплинам. Фундаментальные науки — математику, физику, химию, — надо оставить по максимуму: они учат человека мыслить. Это очень важно. Программа обучения не должна быть догмой, вылитой в бронзе. Ее надо пересматривать не реже раза в год, так как скорость изменения технологий очень высока.
Второе — нужно обеспечить связь с бизнесом и теми, кто делает реальные проекты. Надо адаптировать учебные программы так, чтобы студенты могли работать.
Если у него не будет достаточно высокой стипендии или возможности «легально» заработать, он будет искать более легкие пути к зарабатыванию денег, которые к ИТ имеют мало отношения. Выплачивать большие стипендии, наверно, слишком накладно для государства. А дать легальную возможность подработать, чтобы не идти в сисадмины и торговые представители (в результате чего страна теряет программиста), — это выход.
Кроме того, важно создать позитивный имидж программиста, чтобы работать в ИТ было престижно. Сейчас специальность не пиарится вообще. Люди приходят в нее по странным позывам. Вот если бы в школах о ней рассказывали… Зачем? Это вопрос «воронки продаж». Популярность и престижность профессии создает больший поток молодежи, следовательно, в отрасль приходят лучшие и большее количество специалистов выпускается. В Индии, например, стать программистом — это часто единственный шанс выбиться в средний класс. Люди это понимают и работают как проклятые, чтоб добиться своей цели.
И самое главное — для масштабирования
Курсы должны читать лучшие западные преподаватели и практики. Причем, на английском языке. Если мы готовим специалистов мирового уровня, английский — это просто обязательно. Ведь это универсальное средство общения не только с коллегами, но и с заказчиками из разных стран. Естественно, у ВУЗа должна быть развитая инфраструктура: оборудование, интернет, нормальное жилье. Убежден, что образование должно быть бесплатным для студента, неважно, откуда он приехал. ВУЗ — это не бизнес, а государственное дело. Если государство сильное и может ассимилировать иммигрантов, то лучше привлекать талантливых иммигрантов, чем продавцов или строителей. Это принесет стране больше денег, чем можно содрать за обучение. Можно использовать схемы, когда компании будут платить за специалистов. В принципе это нормальная ситуация, когда бизнес платит ВУЗу за специалиста, как, например, он платит рекрутеру, реальные деньги. Но это должны быть, подчеркиваю, реальные деньги, а не заоблачные неподъемные суммы. Две зарплаты как «хедхантеру», например. Вполне нормально будет выглядеть обязательная отработка в Казахстане по специальности после обучения в ВУЗе. Фактически это то же самое, что посылать людей получать качественное западное образование.
Если ВУЗ будет выпускать 10 тыс. программистов в год, вокруг него соберутся все ведущие вендоры, которые будут брать выпускников на работу. Эти фирмы построят технопарки, инфраструктуру, проведут интернет. А если государство им еще и в этом поможет, они на него молиться будут. Фактически в таком ВУЗе должно воплотиться идеальное образование, идеальная инфраструктура с очень жестким отбором и очень жесткой программой обучения. Если такой ВУЗ в Казахстане будет, в него встанет очередь желающих из России, ведь если студент учится в иностранном государстве, его могут не призвать в армию. Важно, чтобы люди остались в стране и после того, как получат диплом, поэтому имеет смысл упростить процедуру получения вида на жительство и гражданства для выпускников. За примерами далеко ходить не надо. Откуда взялась Силиконовая долина? Она образовалась вокруг Стэндфордского университета, который готовил талантливых выпускников. Появились люди, которые хотели перевернуть мир. Они основали и стали развивать компании. Дальше пришли деньги и венчурные капиталисты. Так выпускники Стэнфорда Ларри Пейдж и Сергей Брин стали основателями Google, а Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард создали компанию, в которой сейчас работают свыше 100 тыс. человек, в арендованном гараже. Что стоит за израильским чудом? Простые вещи. Гигантские инвестиции в технологическое перевооружение, которые позволили развивать подготовку кадров. Армия, которая дала уникальных проджект-менеджеров для
Комментарии