Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    «Гордиев узел» отечественного цифрового неравенства

    Ход программы по снижению цифрового неравенства в Казахстане.

    10 августа 2007 11:39, Надежда Акулова, Digital Kazakhstan
    Рубрики: Общество

    Прочная основа для преодоления цифрового неравенства в Казахстане подразумевает наличие таких факторов, как компьютерная грамотность населения на уровне 100%, наличие электричества и телефонных соединений практически во всех селах, крупных и мелких городах. Однако уровень пользования компьютерами и проникновение интернета по-прежнему остаются низкими в Казахстане. В данное время только около 5,1%  всех домохозяйств страны имеют персональный компьютер, тогда как уровень проникновения интернета и компьютерная грамотность составляют всего 4% и 5% соответственно. Данный факт отделяет преобладающее большинство казахстанцев от благ технологического прогресса, и самое главное, отделяет их от глобального информационного пространства, другими словами только увеличивает цифровое неравенство.

    Согласно исследованию, проведенному казахстанским Агентством по статистике, наиболее востребованными причинами пользования интернетом являются электронная почта и персональные веб-страницы, составляя 35,6%  всех услуг. Среди этих пользователей 82,8%  предпочитают просматривать веб-страницы Казнета на русском языке. Большинство пользователей интернета очень молодые — более 50% составляют люди в возрасте 24 года и младше.

    15 государственных онлайн-услуг

    В виду того, что онлайн-услуги остаются на низком уровне, государство приняло широкомасштабный подход к их развитию, включая специальный план по развитию услуг электронного правительства. В случае успешного завершения проекта это должно сформировать основу для повышенного доверия к он-лайн услугам, а также стимулировать их использование. План действий развития электронного правительства на 2005–2007 годы предусматривает трехэтапное развитие он-лайн-услуг, начиная с развития элементарных информационных электронных услуг, далее идет переход к более интерактивным услугам и, наконец, к продвинутым — транзакционным и таким, как е-здравоохранение (электронное здравоохранение), е-образование, е-культура и е-демократия.

    В начале 2006 года проведено обследование в формате государственных электронных услуг. В результате чего был сформирован список из 39 интерактивных услуг, оказываемых налоговыми органами, органами ЗАГС, юстиции, регистрации недвижимости и земельным комитетом в рамках Центров обслуживания населения. Данный перечень был сокращен до 15 в результате анализа информационных систем, поддерживающих процессы оказания данных услуг, на предмет их готовности к интеграции. Основная задача проекта заключается в объединении информационных систем госорганов в единый интранет-портал, представляющий собой автоматизированное персонализированное рабочее место государственных служащих, в том числе и операторов ЦОН. Данные услуги запущены в пилотном режиме в единой транспортной среде государственных органов и доступны только из интранет (внутреннего) портала. Сегодня осуществляется опытная эксплуатация системы. Реализация услуг через интранет-портал позволит сократить время и стоимость их оказания за счет того, что все заявления на получение той или иной справки будут отправляться в уполномоченный орган по электронным каналам в считанные секунды. Обработка запросов также будет осуществляться с помощью автоматизированных систем, визирование — с помощью электронной цифровой подписи.

    Также в настоящее время разрабатывается регламент оказания услуги с использованием электронно-цифровой подписи, и в том числе вопрос легитимности электронных подписей участников процедуры оказания услуги. В перспективе после того, как граждане получат возможность использования цифровых сертификатов, данные услуги будут переведены на веб-портал электронного правительства.

    Локальное видение цифрового неравенства

    Год назад государство инициировало еще один важный шаг и разработало программу «О преодолении цифрового неравенства в Казахстане на 2007–2009 годы». Эта идея пришла после осознания того, что население должно быть способным пользоваться услугами электронного правительства. Данная программа направлена на увеличение доступа к коммуникационной инфраструктуре и информационным ресурсам, а также к услугам электронного правительства. Программа была одобрена в октябре 2006 года.

    Три основные цели программы преследуют следующие моменты: достижение 20% компьютерной грамотности населения, повышение уровня проникновения интернета до 20% и увеличение роли информационных технологий в жизни рядового гражданина. Эту программу разработало Агентство по информатизации и связи РК (АИС), оно же является главным ответственным органом по ее выполнению. Реализация программы началась в этом году. К примеру, в Талдыкоргане, областном центре одного из регионов Казахстана, был открыт тренингово-аналитический центр. Центр субсидируется государством и предлагает бесплатные обучающие курсы по обучению компьютерной грамотности. К концу 2006 года должны были открыться еще 7 аналогичных центров. К тому же, компьютерные классы школ и университетов будут использованы для обучения сотрудников различных государственных организаций. В регионах будут открываться новые компьютерные классы. В частности, только в 2007 году 300 таких классов будут открыты для обучения государственных служащих и 68 классов для обучения военных.

    В рамках данной программы по всей стране установлено 460 пунктов публичного доступа к интернету для обеспечения равных прав доступа к электронной государственной информации и услугам. Первые пункты общественного доступа населения к сети интернет в Алматы должны появиться в зданиях шести районных акиматов. Также в этом году по городу планируется создание дополнительных 55 пунктов общественного доступа, которые будут установлены в общедоступных местах.

    Готова ли телеком-инфраструктура?

    С целью повышения уровня проникновения интернета в стране постепенно развивается телеком-инфраструктура: телефонные оптоволоконные сети, телекоммуникационные стандарты Wi-Fi и Wi-MAX, а также увеличиваются мощности каналов локальных операторов связи. В этой связи определено несколько приоритетных проектов технического развития ведущего оператора связи «Казахтелекома» на ближайшую перспективу: это развитие магистральных сетей, модернизация и развитие местной сети телекоммуникаций, услуг широкополосного доступа в интернет, беспроводных технологий. Цифровизация местной сети будет проводиться активными темпами, где в 2010 году планируется обеспечить полную цифровизацию городских сетей телекоммуникаций. Полная цифровизация сельских сетей телекоммуникаций завершится в 2012 году. При этом в 2006 году уровень цифровизации городских сетей телекоммуникаций превысил 80%, а сельских сетей телекоммуникаций составил порядка 65%.

    Одним из наиболее важных инвестиционных проектов является продолжение строительства Национальной информационной супермагистрали (НИСМ) с внедрением технологии спектрального уплотнения DWDM. Реализация данного проекта позволит существенно увеличить пропускную способность супермагистрали. Также будет продолжено строительство сети следующего поколения NGN. До конца 2008 года планируется создание сетей NGN практически во всех областных центрах. Этот проект позволяет не только расширить спектр услуг, но и даст возможность существенно снизить затраты на их предоставление.

    Wi-Fi и Wi-MAX

    В целях организации беспроводного доступа на основе новых технологий «Казахтелеком» продолжит строительство широкополосных беспроводных сетей Wi-Fi. Первый этап проекта был завершен в 2006 году в Алматы. В текущем и следующем годах данный проект планируется реализовать во всех областных центрах республики. В 2009–2011 годах будет осуществлено развитие проекта по мере роста спроса услуги беспроводного интернета. Таким образом, пользователям будет предоставлена возможность выхода в интернет в библиотеках, гостиницах, на вокзалах и в аэропорту. Также планируется реализация проекта строительства широкополосных беспроводных сетей Wi-MAX. В 2007 году предусмотрено внедрение систем Wi-MAX в областных центрах республики, в 2008 году — во всех других городах республики. Начиная с 2009 года, планируется продвижение проекта на уровень райцентров.

    Для удовлетворения текущего спроса на установку телефонов планируется применять беспроводной доступ по технологии WLL, это помимо использования традиционного линейно-кабельного хозяйства. В 2007 году почти 30% установок будет осуществляться посредством указанной технологии, что должно сократить количество «очередников» в три раза. Причем очередь на установку телефона в городской местности должна сократиться в девять раз. Заявки на установку телефона в городской местности планируется полностью удовлетворить к началу 2009 года.

    Телефонизация школ…

    Одновременно с бизнес-проектами «Казахтелеком» решает и ряд социальных задач. В 2007–2009 годах он продолжает реализацию некоммерческих проектов по телефонизации сельских населенных пунктов, телефонизации и интернетизации школ. В соответствии с государственной программой развития образования в республике на 2005–2010 годы, компания планирует в этом году довести число телефонизированных школ до 94,6%, в 2008 — 97,3%. А к концу 2009 года доступ к телефону должны иметь все школы страны (100%). В настоящее время телефонизировано 91,9%  школ.

    …плюс их интернетизация

    Недавно «Казахтелеком» установил подключение к сети интернет 10 отдаленным сельским школам алматинской области в целях реализации государственной программы по снижению информационного неравенства в республике, а также согласно поручению премьер министра Карима Масимова «О проведении 1 сентября интерактивного открытого урока во всех школах республики».

    Теперь по инициативе алматинской областной дирекции телекоммуникаций — филиала «Казахтелекома» еще 10 школ алматинской области получили возможность доступа к мировой паутине через спутник. Из-за отдаленности сельских школ подключение к сети интернет осуществляется с помощью спутниковой связи. Специалистами алматинской областной дирекции телекоммуникаций замонтировано оборудование спутниковой связи Sky Star, через которое подключено 10 школ в нетелефонизированных пунктах кербулакского, ескельдинского, енбекшиказахского, алакольского районов и горняцкого города Текели.

    «Казахтелеком» обеспечил этим школам подключение к сети интернет со скидкой 50%, а также установил льготные тарифы по абонентской плате. В школах проходила активная подготовка к сдаче единого национального тестирования, и доступные тарифы на интернет предоставили хорошую возможность получения информации для сдачи тестирования и дальнейшего выбора вуза.

    Также приятный сюрприз сделал «Казахтелеком» для всех государственных школ, финансируемых за счет государственного бюджета. С февраля этого года предоставление услуг коммутируемого доступа к сети интернет «Казахстанский интернет» для них осуществляется бесплатно. Всего по алматинской области насчитывается 735 школ, среди которых доступ в интернет имеют 682 школы. Таким образом, к 1 сентября осталось подключить к сети интернет 53 школы. Через два года подключением к сети интернет будут обеспечены все казахстанские школы. Количество школ, подключенных к интернету, к концу этого года составит 92,3%, в 2008 — 96,2%, в 2009 — 100%. На сегодня этот показатель составляет 88,5%.

    …и телефонизация городов и сел

    Неплохие темпы развития показывает и сегмент обеспечения телефонным соединением городов и сел. Так, а I квартале 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года количество установок телефонов увеличилось на 12,7%. По итогам 2006 года план по данным показателям перевыполнен на 20%, при этом существенный рост достигнут в IV квартале 2006 года. В частности, в I квартале года компания планировала установить 60 тыс. 011 основных телефонных аппаратов (ОТА), фактически же было установлено 63 тыс. 522. Перевыполнение плана составило 3 тыс. 511 ОТА или 5,85%. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года количество установок ОТА увеличилось на 7 тыс. 160 ОТА или на 12,7%.

    В течение 2006 года планировалась установка 208 тыс. 813 телефонов, фактически было установлено 250 тыс. 280 ОТА (119,9% к плану), в том числе в городской сети — 188 тыс. 56, сельской — 62 тыс. 224. По сравнению с итогами 2005 года обеспечен рост числа установок на 17 480 ОТА или на 7,5%.

    За указанный период филиалами компании фактически произведено 72 тыс. 325 установок ОТА, в том числе в городской сети — 52 тыс. 577, сельской — 19 тыс. 748. Увеличение количества установок за IV квартал 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. составило 11 тыс. 19 ОТА или порядка 18%. Наиболее высокие показатели за сравниваемый период по установкам отмечены в западно-казахстанской областной дирекции телекоммуникации (на 66,2%  больше, чем за аналогичный период 2005 г.), карагандинской ОДТ (на 47,7%) и кызылординской ОДТ (на 43,4%). В целом по итогам последнего квартала 2006 года в 13 филиалах из 16 зарегистрирован рост данных показателей по сравнению с соответствующим периодом 2005 года. По итогам 2006 года очередникам предыдущих лет было установлено 73505 ОТА, из них по городской телефонной сети — 56933 телефонов, сельской — 16572. Доля установок очередникам предыдущих лет от общего количества установок телефонов в 2006 году составила 30%. В целом количество заявлений на установку ОТА на 01.01.2006 года составляло 277336 человек.

    В разрезе регионов результаты данной работы выглядят следующим образом. По данным на 01.01.2006 года наибольшее количество очередников на установку телефонов было зарегистрировано в восточно-казахстанской ОДТ — 49929. В алматинской ОДТ — 34531, карагандинской ОДТ — 24459. Наименьшее количество заявлений зарегистрировано в жамбылской ОДТ — 1884. В то же время восточно-казахстанский филиал компании в 2006 году провел больше всех установок телефонов — 27279. По данным показателям на втором месте оказался городской центр телекоммуникаций (ГЦТ) «Алматытелеком» с 27035 установками, на третьем — карагандинская ОДТ — 23139. Также восточно-казахстанская ОДТ по сравнению с другими региональными филиалами больше всех провела установки телефонов очередникам предыдущих лет — свыше 11000 или 40,6%  от общего количества установок. Почти такие же показатели зарегистрированы по итогам 2006 г. в западно-казахстанской ОДТ — 40% и в павлодарской ОДТ — 39,3%.

    Тарифы пошли на снижение

    С целью сохранения темпов роста проникновения интернета, а также тенденции увеличения телефонных соединений в городах и селах произошло некоторое снижение цен на подключение. В плане ценовой доступности услуг «Казахтелеком» стал проводить гибкую тарифную политику. Так, с 1 января этого года он снизил тарифы на услуги международной связи в среднем на 50%. В эту акцию вошло снижение на телефонные соединения с местной сети телекоммуникаций компании на сети операторов сотовой связи с 5,97 тенге без НДС до 5,69 тенге без НДС за 10 секунд разговора. А также на услуги доступа к сети интернет для ISP-провайдеров от 15 до 32%.

    С 1 февраля тарифы на услуги коммутируемого доступа в интернет планировалось снизить на 5%, а на услуги широкополосного доступа — на 20%. Также с 1 февраля компания планировала снизить на 25% (с 32 тыс. до 24 тыс. тенге без НДС) тарифы на услуги подключения телефона для юридических лиц в Астане, Алматы, Караганде, Павлодаре и Усть-Каменогорске. Тариф на установку второго и последующего телефонов для всех физических лиц при наличии технической возможности составляет с 1 февраля до 75% ниже уровня базового тарифа, т. е. до 3000 тенге. Также компания запланировала поэтапное введение разнообразных тарифных пакетов, включающих услуги голосовой телефонии, широкополосного доступа в интернет, цифрового телевидения, мобильной связи.

    Напомним, что с начала прошлого года компания уже снижала тарифы на услуги коммутируемого доступа в интернет в среднем в общей сложности на 50%. А также на отдельные международные телефонные соединения, осуществляемые с использованием предоплаченных карт «Тарлан».

    Компьютеры и программное обеспечение — недорого!

    Выпуск недорогого аппаратного и программного обеспечения также является очень важным инструментом для преодоления цифрового неравенства. Но об этом поговорим подробнее в следующих выпусках…

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии