Ответ на вызов
Уровень информационно-коммуникационных технологий в Казахстане.
Или угол зрения отечественных ученых на «цифровое неравенство».
Проблема «информационного неравенства» является глобальной и тесно связана с феноменом зависимости успеха человека по отношению к компьютерной и телекоммуникационной революции, а также с уровнем развития отдельного государства и общества. Суть проблемы состоит в неравном доступе к возможностям, предоставляемым современными информационными технологиями для достижения социальных и экономических целей. Это связано как с недостаточным уровнем развития человеческого потенциала, так и с отсутствием у людей необходимых аппаратных и программных средств, а также доступа к коммуникациям.
«Информационное неравенство» — проблема не только и не столько отдельных людей, но целых стран и регионов. Государства вынуждены в числе первоочередных задач на первое место ставить повышение уровня образования и профессиональной квалификации своих граждан, ибо уже сегодня конкурентоспособность определяется в решающей степени наличием высококвалифицированных человеческих ресурсов. Те страны, которые не смогут повысить уровень информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и сполна использовать сокровищницу знаний, будут неизбежно отставать от своих соседей. Вследствие этого в мире еще больше возрастет экономическое и социальное неравенство наций.
Отечественный аналитический инструментарий — есть!
Как определено в программе снижения информационного неравенства в нашей республике на
Казахстан сегодня должен найти ответ на вызов, который несет развитие и широкомасштабное использование ИКТ, и оценка готовности призвана помочь стране извлечь выгоды из информационной революции. Такая постановка задачи требовала адекватного аналитического инструментария. Вопрос об отдаче от использования ИКТ и готовности к электронному развитию не сводится к показателям развития
Пассивный и активный потребитель
Для оценки состояния ИКТ и степени реализации основных преимуществ информационного общества была разработана модель взаимодействия основных структурных элементов государства с ИКТ. В качестве таких элементов определены государственные органы, бизнес структуры и общественные объединения, население и органы образования.
Выделение органов образования в качестве отдельного структурного элемента было обусловлено тем, что все элементы являются пассивными потребителями сервисов ИКТ, а органы образования являются активными элементами по их развитию и внедрению. В данной модели ИКТ выступает как объект, который воздействует на выделенные структурные элементы и на отношения между ними. Согласно модели, разработанной казахстанскими учеными, состояние сферы ИКТ оценивается степенью воздействия ИКТ как объекта на эти элементы и их взаимоотношения. Степень воздействия ИКТ оценивается эффективностью, полнотой и качеством использования и внедрения составляющих частей ИКТ в повседневной деятельности соответствующих структурных элементов. По мнению ученых оценка состояния ИКТ должна базироваться не только на доступности и качестве самих информационно-коммуникационных технологий, а главным образом на измерении степени использования и внедрения ИКТ в выбранных структурных элементах и взаимоотношениях между ними.
Таким образом, состояние и тенденции развития ИКТ должны характеризоваться показателями доступности и качества самих информационно-коммуникационных технологий и показателями степени использования ИКТ в структурных элементах общества и во взаимоотношениях между ними.
Исходя из модели, ученые определили следующие направления по оценке степени воздействия ИКТ на структурные элементы: политика в области ИКТ, электронная экономика, использование ИКТ в обществе и сфере образования. Направлениями по оценке степени воздействия ИКТ на взаимоотношения между структурными элементами были определены электронное правительство, электронная коммерция, дистанционное обучение, подготовка специалистов в области ИКТ. Для оценки состояния самих информационно-коммуникационных технологий выделено направление доступности и качества ИКТ. Предлагаем ознакомиться с девятью направлениями, характеризующими состояние
Под политикой в области ИКТ понимается степень использования и внедрения ИКТ в повседневной деятельности государственных органов и создание государством необходимого нормативно-правового поля для развития ИКТ. Данное направление характеризует влияние органов власти на либерализацию телекоммуникационного сектора экономики, на конкуренцию и развитие услуг в этом секторе. А также на ограничения, налагаемые лицензированием и стандартами на производственную и сбытовую деятельность в отношении ИКТ и информационных ресурсов, влияние правительства на информатизацию через реализацию государственных целевых программ и их концепций. Соответственно, основными факторами для оценки в этом направлении являются использование ИКТ в государственных органах и создание нормативно-правового поля по регулированию ИКТ.
Электронная экономика
Под электронной экономикой понимается степень использования и внедрения ИКТ в повседневной деятельности бизнес-структур и общественных объединений, а также финансирование ими разработок новых технологий. Следовательно, основными факторами для данного направления являются использование ИКТ в бизнес-структурах и общественных объединениях, а также развитие отечественных технологий в этой сфере.
ИКТ в обществе
Под использованием ИКТ в обществе понимается уровень подготовленности населения к использованию ИКТ в повседневной жизни. Это направление характеризует доступность использования интернет обществом, уровень его использования, его информационных ресурсов. Основным фактором данного направления будет являться использование ИКТ в обществе.
ИКТ в сфере образования
Под использованием ИКТ в сфере образования понимается степень его использования в образовательных учреждениях. Данное направление характеризует обеспеченность средних и высших учебных заведений компьютерами и ресурсами интернета, уровнем подготовленности преподавателей по применению ИКТ в преподавательской деятельности, возможностями получения специального и общего образования по ИКТ в государственных и негосударственных средних специальных и высших учебных заведениях. Соответственно, основными факторами, используемыми при оценке данного направления, будут доступность ИКТ для высших учебных заведений, средних учебных заведений и их использование в учебном процессе.
Электронное правительство
Под электронным правительством понимается использование ИКТ для автоматизации взаимоотношений государственных органов между собой, с бизнес-структурами и общественными объединениями, с населением и с учебными заведениями в рамках предоставления различных электронных услуг. Электронное правительство характеризует степень охвата услуг государства предоставляемых в online-режиме для потребителей. Таким образом, основными факторами, используемыми при оценке данного направления, будут взаимодействие информационных систем государственных органов (G2G); электронные услуги, предоставляемые государственными органами населению (G2C) и бизнес-структурам (G2B, G2E).
Электронная коммерция
Под электронной коммерцией понимается возможность приобретения товаров и услуг через интернет. Электронная коммерция характеризует развитие электронной коммерции «Бизнес-Государство», «Бизнес-Граждане» и «Бизнес-Бизнес», влияние перевода торговых сообщений (отношений) в интернет на общее развитие бизнеса. Основными факторами данного направления являются услуги, оказываемые бизнес-структурами государству (B2G); услуги, оказываемые бизнес-структурами гражданам (B2С) и взаимодействие информационных систем бизнес-структур (В2В).
Дистанционное обучение
Под дистанционным обучением понимается возможность населения получить образование через интернет. Дистанционное обучение характеризует степень охвата населения, получившего образование посредством системы дистанционного обучения, распространенность данной системы среди учебных учреждений. Соответственно основным фактором здесь является дистанционное обучение.
Подготовка
Под подготовкой специалистов в области ИКТ понимается услуги учебных заведений для поддержки ИКТ квалифицированными кадрами. Такая подготовка характеризует тенденции к оснащению сфер деятельности общества квалифицированными кадрами, популярность специальностей, связанных с ИКТ среди населения, деятельность государства по стимулированию населения получать образование.
Основными факторами данного направления являются подготовка специалистов высшими учебными заведениями, учебными центрами и средними специальными учебными заведениями. А также государственная поддержка подготовки специалистов в этой сфере.
Доступность и качество
Под доступностью и качеством ИКТ понимается состояние информационно-коммуникационных технологий и тенденции их развития как отрасли экономики. Это направление характеризует обеспеченность общества информационно-коммуникационной инфраструктурой, ее доступность для населения и предприятий по цене и времени доступа к сетевым ресурсам, скоростью и качеством передачи информации, развитием местной сбытовой сети аппаратных и программных средств и услуг, развитием местной сети телекоммуникационного сервиса сопровождения аппаратных и программных средств, развитием местной сети доступа к интернету. С данной точки зрения в качестве факторов ученые выделили три составляющих: телекоммуникации, техническое обеспечение и программное обеспечение.
Итак, имея сегодня в наличии такой инструмент для определения направлений, характеризующих состояние ИКТ в нашей республике, прибавилось работы у местных статистиков. Вычислив качественные и количественные параметры для адекватного отображения прогресса страны в развитии ИКТ, картина в разрезе всей отрасли теперь будет гораздо яснее. Соответственно, государству легче будет ориентироваться и выбрать правильный курс. Отсюда появляется надежда, что наше динамично развивающееся государство не окажется на задворках индустрии информационных технологий.
Комментарии