Всеобщая сертификация
Обзор рынка авторизованного ИТ-образования в Казахстане.
Сейчас трудно себе представить конкурентоспособного
Сегодня казахстанский рынок авторизованного образования условно можно разделить на два больших лагеря, состоящие из российских и отечественных представителей. К российским образовательным центрам можно отнести такие компании, как
Среди отечественных учебных центров выделяются такие компании как «Алси» (один из старейших игроков, предоставляющий свои услуги с 1996 года), Учебный центр компании «Альфатех», High Tech for Human, ABS Training Centre и другие.
Все они проводят обучающие семинары по широкому кругу
В то же время, несмотря на три указанных выше основных направления, которые пользуются стабильным спросом среди слушателей авторизованных курсов уже более десяти лет, на казахстанском
Такой интерес в мониторинге весьма оправдан, ведь работодатель хочет знать результат вложенных в обучение сотрудника средств, к тому же сертификацию можно использовать как надежное средство оценки технических знаний и навыков специалиста.
По мнению зарубежных исследователей, сертифицированные специалисты имеют более высокую продуктивность, так как затрачивают меньше времени на решение проблем и обрабатывают информацию на 30% быстрее. Ко всему прочему сертифицированные сотрудники пользуются более высоким профессиональным доверием и, соответственно, их денежное вознаграждение увеличивается примерно на
Потребителями авторизованного образования в основном становятся корпоративные клиенты, которые, как правило, являются крупными компаниями в области промышленности, строительной, финансовой и телекоммуникационной сферах. По оценкам представителей одного из учебных центров, пожелавших остаться неназванными, 95% их клиентов — частные компании. По другим данным примерно 50% слушателей центров
Возвращаясь к вопросу статистики клиентов учебных центров, невозможно сказать
«Наша академия ориентирована в основном на корпоративных клиентов — это та «ниша» в авторизованном обучении, которую мы занимаем. К тому же, компании становятся все более заинтересованными в развитии своих сотрудников, поэтому все чаще обращаются к учебным центрам за помощью», — говорит Ольга Долгоненко, директор «Академии АйТи Казахстан».
Гибкая система предложений от центров
Но, несмотря на большой спрос, все же существует достаточно жесткая конкуренция среди учебных центров — основное противостояние складывается между отечественными и российскими игроками. Такое положение обусловлено предпочтениями многих крупных компаний, особенно нефтегазового и банковского сектора, отправлять своих специалистов на обучение в Москву или в Европу. Связано это с тем, что работодатели стараются обучать своих специалистов, к примеру, у тренеров, которые участвуют в проекте локализации дистрибутива Fedora Core, то есть у тех, кто принимает непосредственное участие во внедрении усовершенствованных версий тех или иных программных продуктов или самого оборудования. Чтобы восполнить этот пробел, казахстанские учебные центры стали приглашать в качестве тренеров российских специалистов. К примеру, в июле ABS Training Centre приглашал Андрея Мартынова, который русифицирует RED HAT. Так что, по большому счету, уже нет существенных отличий между прохождением курсов авторизованного образования, скажем в Алматы или Москве. Особенно распространена практика «вызова» преподавателей из России у центров с российскими корнями — их материнские компании имеют очень сильные позиции на рынке образования.
Учитывая, что рынок
Другой аспект — удаленность от заказчика. Учебные центры в большинстве своем сосредоточены в Алматы, и чтобы быть ближе к клиентам, открывают филиалы в других городах республики. Также учебными центрами практикуется организация выездов преподавателей в регионы. Но на стоимость это практически не влияет — она держится примерно на одном уровне вне зависимости от месторасположения обучающей стороны. Так, средняя стоимость обучения по продуктам Microsoft колеблется в районе 67500 тенге, Cisco — 186000 тенге и Oracle — 118000 тенге.
Помимо привычного набора авторизованных курсов, хочется обратить внимание на другие программы
Кроме графических курсов, доступны программы по организации эффективной работы
Также в ABS Training Centre можно пройти курс «Служба поддержки пользователей: Service Desk, управление инцидентами и проблемами». В ходе курса делается обзор ITIL, рассматриваются процессы управления инцидентами и проблемами, место службы Service Desk в процессной модели ITSM. Стоит такой курс тоже 145000 тенге.
Итак, казахстанские учебные центры постепенно развиваются, рынок авторизованного
Так как рынок растет, в нем снижается элемент сегментированности. Уже выделились крупные игроки, которые продолжают расти, развивая новые направления в своей деятельности. Еще один важный процесс — это выделение в авторизованном образовании учебных центров в проектном обучении. Их основное отличие состоит в том, что они предлагают не только учебные программы, разработанные вендорами, но и готовы сами создавать обучающие курсы. Таким образом, они реализуют полный цикл обучения — от разработки до доставки обучающего контента слушателям. Деятельность таких учебных центров, к которым относится, например, «Академия АйТи», схожа с вузовской, но они выгодно отличаются от них своей мобильностью и ориентированностью на запросы работодателей.
«На наш взгляд, рынок авторизованного обучения в Казахстане будет только расти. В связи с активным распространением информационно-коммуникационных технологий в регионе, потребность в высококлассных специалистах будет увеличиваться, а учебные центры помогают удовлетворить желание программистов, администраторов и пользователей повышать свою квалификацию», — заключает Ольга Долгоненко.
Комментарии