Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Всеобщая сертификация

    Обзор рынка авторизованного ИТ-образования в Казахстане.

    4 октября 2007 12:40, Валентина Фомичева, Computer Club Magazine

    Сейчас трудно себе представить конкурентоспособного ИТ-специалиста без наличия сертификатов. Так же, как и любую крупную компанию, занимающую лидирующие позиции, без сертифицированных кадров. И те, и другие в борьбе за имидж, профессиональное доминирование на рынке услуг стараются соответствовать международному уровню, затрачивая немалые средства на повышение квалификации.

    Сегодня казахстанский рынок авторизованного образования условно можно разделить на два больших лагеря, состоящие из российских и отечественных представителей. К российским образовательным центрам можно отнести такие компании, как «Ланит-Ал», «Академию Ай-Ти», «Софтлайн».

    Среди отечественных учебных центров выделяются такие компании как «Алси» (один из старейших игроков, предоставляющий свои услуги с 1996 года), Учебный центр компании «Альфатех», High Tech for Human, ABS Training Centre и другие.

    Все они проводят обучающие семинары по широкому кругу ИТ-программ, но основной акцент почти у всех сделан на трех основных направлениях — это продукты Microsoft, Cisco Systems и Oracle. И лишь единицы работают с узконаправленной аудиторией: например, компания ARTADOX, которая проводит обучение по Corel Draw, Adobe Photoshop и 3ds max (анимация). Или Lindex Inform, проводящий авторизованные курсы по проектированию и монтажу высокотехнологичных кабельных систем EUROLAN и MOLEX.

    В то же время, несмотря на три указанных выше основных направления, которые пользуются стабильным спросом среди слушателей авторизованных курсов уже более десяти лет, на казахстанском ИТ-поле есть и относительно новые направления. К примеру, в последнее время появляется спрос на консалтинг (консультирование производителей, продавцов, покупателей в технологической сфере), исследования, прогнозирование рынка и разработку маркетинговых программ, оценку персонала.

    Такой интерес в мониторинге весьма оправдан, ведь работодатель хочет знать результат вложенных в обучение сотрудника средств, к тому же сертификацию можно использовать как надежное средство оценки технических знаний и навыков специалиста.

    По мнению зарубежных исследователей, сертифицированные специалисты имеют более высокую продуктивность, так как затрачивают меньше времени на решение проблем и обрабатывают информацию на 30% быстрее. Ко всему прочему сертифицированные сотрудники пользуются более высоким профессиональным доверием и, соответственно, их денежное вознаграждение увеличивается примерно на 20–30% по сравнению с несертифицированными коллегами.

    Потребителями авторизованного образования в основном становятся корпоративные клиенты, которые, как правило, являются крупными компаниями в области промышленности, строительной, финансовой и телекоммуникационной сферах. По оценкам представителей одного из учебных центров, пожелавших остаться неназванными, 95% их клиентов — частные компании. По другим данным примерно 50% слушателей центров ИТ-образования  — государственные служащие. Такая тенденция весьма вероятна, так как внедрение электронного правительства подразумевает работу с обширными базами данных, которые не могут обслуживаться без использования соответствующих технологий и персонала.

    Кое-какие шаги предпринимаются и самими госструктурами. Так, в начале августа председатель Агентства РК по информатизации и связи Куанышбек Есекеев сообщил, что в Казахстане впервые будет создан интернет-университет, который планируется разместить в виртуальной паутине по российскому аналогу. Обучение намечается производить в дистанционном режиме. Основной целевой группой станут программисты, которые получат дополнительные знания через web-сайт.

    Возвращаясь к вопросу статистики клиентов учебных центров, невозможно сказать что-то однозначно, так как в Казахстане не проводятся маркетинговые исследования развития ситуации в области ИТ-образования, поэтому приходится ориентироваться на показатели отдельных компаний, у которых, кстати, могут быть и свои целевые аудитории.

    «Наша академия ориентирована в основном на корпоративных клиентов — это та «ниша» в авторизованном обучении, которую мы занимаем. К тому же, компании становятся все более заинтересованными в развитии своих сотрудников, поэтому все чаще обращаются к учебным центрам за помощью», — говорит Ольга Долгоненко, директор «Академии АйТи Казахстан».

    Гибкая система предложений от центров ИТ-образования обусловлена и тем, что достаточно устойчив серьезный дефицит профессиональных кадров на рынке труда. Ведь большая часть специалистов, окончившая технические ВУЗы, не составляет конкуренции, а лишь является «полуфабрикатами», требующих финансовых вложений, то есть специализированной подготовки и времени. Получая такой «полуфабрикат», работодателю приходится затрачивать собственные средства на повышение квалификации специалиста.

    Но, несмотря на большой спрос, все же существует достаточно жесткая конкуренция среди учебных центров — основное противостояние складывается между отечественными и российскими игроками. Такое положение обусловлено предпочтениями многих крупных компаний, особенно нефтегазового и банковского сектора, отправлять своих специалистов на обучение в Москву или в Европу. Связано это с тем, что работодатели стараются обучать своих специалистов, к примеру, у тренеров, которые участвуют в проекте локализации дистрибутива Fedora Core, то есть у тех, кто принимает непосредственное участие во внедрении усовершенствованных версий тех или иных программных продуктов или самого оборудования. Чтобы восполнить этот пробел, казахстанские учебные центры стали приглашать в качестве тренеров российских специалистов. К примеру, в июле ABS Training Centre приглашал Андрея Мартынова, который русифицирует RED HAT. Так что, по большому счету, уже нет существенных отличий между прохождением курсов авторизованного образования, скажем в Алматы или Москве. Особенно распространена практика «вызова» преподавателей из России у центров с российскими корнями — их материнские компании имеют очень сильные позиции на рынке образования.

    Учитывая, что рынок ИТ-продуктов постоянно растет, учебным центрам приходится гибко подстраиваться под нужды клиентов. «Мы никогда не останавливаемся на достигнутом, а идем вперед, предлагая все новые и новые услуги, чуть-чуть опережая потребности наших клиентов. Поэтому проблем со спросом у нас не существует. Сейчас особой популярностью пользуются пользовательские курсы, поэтому еще в начале этого года мы получили авторизацию ECDL (The European Computer Driving License — Европейские компьютерные права) и предлагаем слушателям повысить свою квалификацию и получить сертификат и пластиковую карточку пользователя информационных систем», — делится своим подходом «Академия АйТи».

    Другой аспект — удаленность от заказчика. Учебные центры в большинстве своем сосредоточены в Алматы, и чтобы быть ближе к клиентам, открывают филиалы в других городах республики. Также учебными центрами практикуется организация выездов преподавателей в регионы. Но на стоимость это практически не влияет — она держится примерно на одном уровне вне зависимости от месторасположения обучающей стороны. Так, средняя стоимость обучения по продуктам Microsoft колеблется в районе 67500 тенге, Cisco — 186000 тенге и Oracle — 118000 тенге.

    Помимо привычного набора авторизованных курсов, хочется обратить внимание на другие программы ИТ-образования и их цены. Если говорить о стоимости обучения работе с графическими пакетами, то ситуация такова. Пока в Казахстане только одна компания специализируется на графических прикладных программах. В школе 3D-графики обучение обойдется в 75000 тенге за пакеты CorelDraw и Adobe Photoshop, курс Base 3ds max 7.0 стоит 90000 тенге, а 3ds max — 120000 тенге.

    Кроме графических курсов, доступны программы по организации эффективной работы ИТ-отделов, одним словом — ИТ-менеджмент. Еще два-три года назад такое направление было не востребовано, ведь существовала проблема самого понимания работодателями необходимости повышения квалификации специалистов. Однако сейчас как минимум две компании в Алматы предлагают в качестве своих услуг курсы по управлению ИТ-кадрами. Это говорит о том, что потенциальные клиенты уже готовы не только применять новые технологии, но и учиться грамотно заниматься менеджментом ИТ-специалистов. К примеру, такие курсы (основы ITIL: принципы организации ИТ-подразделений компаний) проходят на базе ABS Training Centre. В курсе обсуждаются преимущества сервисного подхода к управлению ИТ (ITSM, IT Service Management), при котором деятельность подразделения рассматривается с точки зрения предоставления услуг основному бизнесу, что помогает найти взаимопонимание между руководителями ИТ и руководителями бизнес-подразделений компании. Основной упор делается на процессную организацию работ, позволяющую повысить эффективность, достичь стабильного качества и предсказуемости результата работы ИТ. Стоимость такого курса составляет 145000 тенге.

    Также в ABS Training Centre можно пройти курс «Служба поддержки пользователей: Service Desk, управление инцидентами и проблемами». В ходе курса делается обзор ITIL, рассматриваются процессы управления инцидентами и проблемами, место службы Service Desk в процессной модели ITSM. Стоит такой курс тоже 145000 тенге.

    Итак, казахстанские учебные центры постепенно развиваются, рынок авторизованного ИТ-обучения становится все более зрелым и поэтому меняется структурно. Он всегда был неоднороден: существуют учебные центры, у которых нет жесткой специализации по какой-то конкретной технологии. Такие мультивендорные УЦ универсальны — они предлагают обучение и по «железу», и по софту, и по разработке, и по менеджерским дисциплинам. Вторая группа — специализированные учебные центры: они обучают только по продуктам Oracle, Microsoft или, например, по информационной безопасности. Наконец, третья группа — это «нишевые» учебные центры, причем принцип выделения ниши может быть самым разным. Есть учебные центры отдельного города, есть работающие по конкретной тематике, существуют и учебные центры, так сказать, «при клиенте».

    Так как рынок растет, в нем снижается элемент сегментированности. Уже выделились крупные игроки, которые продолжают расти, развивая новые направления в своей деятельности. Еще один важный процесс — это выделение в авторизованном образовании учебных центров в проектном обучении. Их основное отличие состоит в том, что они предлагают не только учебные программы, разработанные вендорами, но и готовы сами создавать обучающие курсы. Таким образом, они реализуют полный цикл обучения — от разработки до доставки обучающего контента слушателям. Деятельность таких учебных центров, к которым относится, например, «Академия АйТи», схожа с вузовской, но они выгодно отличаются от них своей мобильностью и ориентированностью на запросы работодателей.

    «На наш взгляд, рынок авторизованного обучения в Казахстане будет только расти. В связи с активным распространением информационно-коммуникационных технологий в регионе, потребность в высококлассных специалистах будет увеличиваться, а учебные центры помогают удовлетворить желание программистов, администраторов и пользователей повышать свою квалификацию», — заключает Ольга Долгоненко.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии