Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Ликбез для не продвинутых пользователей

    Интервью с председателем правления АО «Национальные информационные технологии» Батыром Маханбетажиевым о внедрении е-правительства.

    26 мая 2007 12:29, Жанна Ойшыбаева, Литер
    Рубрики: Общество

    Правительство намерено увеличить число казахстанцев, уверенно плавающих во Всемирной паутине. По статистике, активных пользователей информационными ресурсами среди казахстанцев всего 6–7 процентов. Но как попасть в вожделенные ряды 50 конкурентоспособных государств, не имея достаточных информационных ресурсов и технологий? Как сделать так, чтобы наши домохозяйки взяли за привычку начинать утро с выхода в интернет? И когда у каждого казахстанца будет электронная подпись? Эти вопросы «Литер» адресовал председателю правления АО «Национальные информационные технологии» (НИТ) Батыру Маханбетажиеву.

    Правительство обещает сделать интернет доступным, но до сих пор мы пользуемся возможностями Всемирной паутины за гораздо большую плату, чем россияне. Почему?

    — Цены на интернет-услуги снижаются. Так, в прошлом году АО «Казахтелеком» понизил на 50 процентов тарифы на широкополосный доступ, а с 1 февраля этого года — еще на 20 процентов. В следующем году планируется снижение еще на 6 процентов. Но снижение интернет-тарифов — не наша компетенция. Дело в том, что АО «НИТ» оказывает услуги в сфере информационных технологий по договору с правительством. Хотя мы напрямую не занимаемся снижением цен на интернет, но наши проекты нацелены на то, чтобы обеспечить доступность информации и информационных услуг, оказываемых государством, для всех своих граждан, независимо от социального статуса и возраста.

    АО «НИТ», к примеру, работает над созданием электронного правительства. Для чего нужен виртуальный кабинет министров, попробую разъяснить буквально на пальцах. Возьмем, к примеру, такой большой механизм, как государство. Оно гарантирует безопасность своим гражданам, но берет у людей определенную плату в виде налогов. То есть любое государство априори существует за счет своих граждан. В последнее время демократические страны стали выстраивать свою деятельность по новой концепции «Customer’s life events», то есть «для и вокруг событий из жизни гражданина». Государство как бы говорит: «Теперь гражданин в фокусе моих интересов. Я живу за счет него, поэтому должно обслуживать его». Следовательно, в мире возобладал корпоративный подход. К этому времени подоспел интернет, поэтому информационные сервисы государств были реализованы в интернете в виде единого окна, через которое гражданин может оформлять все свои взаимоотношения с государством.

    Вы имеете в виду центры одного окна, то есть ЦОНы?

    — Нет. Тут нужно выделить несколько уровней взаимоотношений. Первый нацелен на то, чтобы гражданин мог получить информацию. Допустим, я зашел на портал и взял нужную информацию для поступления в ВУЗ или получения справки. На втором уровне можно получить какие-либо документы через интернет. Это уже интерактивная услуга, где нужно владение соответствующими технологиями, чтобы подать официальную заявку через портал. То есть гражданин подает заявку на получение справки через интернет, никуда не обращаясь. А через два-три дня заберет готовую справку. Это, конечно, более сложная форма интерактивных действий. Есть еще транзакционная. Это третий уровень, когда человек начинает оплачивать через интернет налоги посредством своей банковской карточки.

    На каком же уровне находимся мы?

    — Уже подошли ко второму. Мы строим определенную информационную инфраструктуру, покупая необходимую технику, технологии, разрабатывая программные продукты. К примеру, к концу этого года Министерство юстиции планирует запустить механизм производства смарт-карт, то есть электронных удостоверений с чипом. Это будут обычные на вид пластиковые удостоверения личности, но со встроенным чипом, где будет содержаться информация с идентификационным номером гражданина. При этом на этот чип можно будет загружать определенную информацию. Например, сертификат электронной цифровой подписи. Не надо будет покупать дополнительную смарт-карту, можно воспользоваться своим удостоверением. Хотя можно приобрести смарт-риддер за 10 долларов с обычным USB-входом, с его помощью идентифицироваться и зайти на портал электронного правительства и официально отправить почту в любой государственный орган. Кстати, этот сервис уже работает. Сегодня через портал е-правительства вы можете отправить запрос в министерство.

    В этом году планируется запуск 14 электронных интерактивных услуг. Что они из себя представляют?

    — Они станут доступными для населения к концу этого года на портале электронного правительства. Сейчас они действуют во внутреннем контуре, то есть внутри госорганов. Это комплекс услуг, которые предоставляют несколько министерств. Например, в нем задействован налоговый комитет Минфина. В интерактивном режиме можно получить и проверить РНН, справку по задолженности по налогам для физического лица, зарегистрироваться как юридическое лицо. То есть выбраны услуги, наиболее востребованные населением, за которыми они чаще всего обращаются в ЦОНы. У Агентства по управлению земельными ресурсами можно через портал затребовать справку о наличии или отсутствии земельного участка, у регистрационной службы Минюста — свидетельства о рождении, браке или смерти.

    На каком этапе создания находится е-правительство? И когда у каждого из нас будет личная электронная подпись?

    — Уже третий год реализовывается программа создания электронного правительства на 2005–2007 годы. Технически все механизмы реализованы, созданы базовые компоненты инфраструктуры е-правительства. Один из них — удостоверяющий центр при Агентстве по информатизации связи (АИС), который выдает электронные цифровые подписи. Таких центров два. Один для госслужащих, второй мы условно называем «прототип национального удостоверяющего центра», который призван работать с населением. Центр чисто технически уже реализован, но есть определенные процедуры, которые надо соблюсти. Я имею в виду получение доступа к так называемым различным уровням информационной безопасности. То есть на каждый уровень надо получить сертификацию, а потом сдать в центр промышленной эксплуатации. Только после этого государство разрешит использовать удостоверяющий центр в масштабе страны.

    Что касается электронной цифровой подписи, то она уже есть. И она не привязана к носителю, а может быть закатана на любой носитель в виде флешки, диска или дискеты. После того как вам ее зарегистрируют, вы можете использовать ее через интернет. Самый популярный способ получить всем такие подписи — дождаться, когда Минюст наладит производство чиповых удостоверений личности. Вы получаете удостоверение, после с этой смарт-картой вы идете в АО «НИТ», в регистрационный пункт удостоверяющего центра. Вас официально зарегистрируют и выдадут электронную цифровую подпись. Но это будет не бесплатно. К примеру, в Эстонии и Корее она стоит от 20 до 30 долларов в год.

    Но сначала надо ликвидировать электронную безграмотность населения.

    — Маховик большой соответствующей программы снижения информационного неравенства от 11 октября прошлого года уже закрутился. Она нацелена на 2007–2009 годы, за это время мы должны решить три задачи. Во-первых, обучить и довести уровень компьютерной грамотности казахстанцев до 20 процентов от численности всего населения. Акиматы под эгидой правительства открывают на местах 512 классов для широкомасштабного обучения. Плюс еще 2000 школ рассчитаны для массового обучения взрослых в летний период. Вторая задача — довести до 20 процентов уровень пользователей услуг интернета. Третья — повышение значимости информационных технологий в повседневной жизни и развитие так называемого kaznet`a. То есть казахстанского сегмента интернета. Чего только нет в российской части Всемирной паутины! К сожалению, в нашей такого выбора нет. Задача госпрограммы — как раз развить наш сегмент. В ней предусмотрено достаточно средств, чтобы создать около десяти порталов для различных госорганов. Каждое из включенных в программу министерств будет разрабатывать полноценный информационно-познавательный портал. Например, Министерство культуры и информации будет развивать два портала «Культурное наследие» и «Электронная библиотека Казахстана». Там можно будет получить информацию по всем памятникам архитектуры, изобразительного искусства, книгам и т.д.  Также свои порталы будут у министерств индустрии и торговли, образования и науки, здравоохранения и Агентства по информатизации и связи.

    Какие задачи, на ваш взгляд, являются сегодня стратегическими для нашей IT-отрасли?

    — В Казахстане нужно развить коммерческий сектор для предоставления электронных услуг. То есть то, что мы называем контентом — организация электронных сервисов, медийных компаний, интернет-торговли. Этому пока мешает неготовность населения. Очень мало спроса, а когда его нет, то и предложение вялое. Если бы тысячи домохозяек заинтересовались тем или иным ресурсом, нашелся бы программист, который будет реализовывать услуги в виде сайта. Но наши люди до сих пор редко заходят в интернет. А ведь частота посещаемости сайта и приносит доход. Видите, мы опять упираемся в необходимость ликбеза. В информационную эру, чтобы создать гэп-рывок, достаточно периода от 3 месяцев до года. Это как революция: достаточно показать флаг. Или как программа жилищного строительства. Раз она доступна и востребована, то все знают, как в нее попасть. Также и с интернетом. Все зависит от цели, которую ставит государство. Если цель — развитие внутреннего рынка информационных услуг, то пора запускать массовое обучение населения компьютерной грамотности, «ронять» цены на интернет. Если же мы хотим одной из точек активного роста национального дохода сделать программирование, как в Индии или Ирландии, то нужно организовать второй Бангалор в Алматинской области и открыть несколько университетов для программистов.

    Известно, что виртуальный мир засасывает, лишая человека полноценной жизни. Учитывая специфику вашей работы, наверное, вы с супругой познакомились посредством Всемирной паутины?

    — Во все времена технологии помогали в ежедневной жизни. Информационные технологии тоже призваны быть аксессуаром, дополнением к жизни. Так, в моей жизни 95 процентов времени тратится на живое общение с людьми. С другой стороны, моя семья активно пользуется электронными библиотеками, мы стали реже покупать книги, так как они есть в интернете. А с супругой мы познакомились тогда, когда еще не было интернета.

    Как отразятся недавние поправки в Конституцию на вашей работе?

    — Отразятся, безусловно, только позитивно, поскольку проект е-правительства сам по себе является неотъемлемой частью административной реформы.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии