Сравнительный анализ работы и набора предоставляемых услуг сотовыми GSM-операторами в Казахстане.
В начале 2007 года произошло событие, которое уже влияет на ход развития сценария событий по расстановке сил на локальном рынке сотовой связи. Это не что иное, как выход третьего оператора связи стандарта GSM. Выход еще одного оператора обычно подогревает рынок, где рост абонентской базы становится более динамичным, и, по мнению генерального директора «КаР-Тел» Дмитрия Кромского, от этого выигрывают и остальные операторы. «Я надеюсь, что третий оператор выйдет на рынок с разумными тарифами и будет цивилизованная конкуренция», — говорит он. К примеру, российский рынок показал, что три национальных оператора связи — это как раз то оптимальное количество конкурирующих операторов, где каждый занимает свою нишу. По мнению «КаР-Тел», казахстанский новоиспеченный оператор в среднесрочной перспективе займет свою долю рынка в пределах 15–20%. Лидерство в этой сфере определяется такими показателями, как количество абонентов, объем инвестиций, качество и инновационный спектр предоставляемых услуг.
Собрав воедино показатели всех трех компаний стандарта GSM, мы предоставляем возможность определить — кто в трио играет «первую скрипку» и каковы перспективы компаний в обозримом будущем на местном рынке. Заметим только, что «Казахтелеком» является акционером сразу трех сотовых компаний на локальном рынке: «Алтел», «GSM Казахстан» и новой компании.
Выход третьего…
Выход третьего GSM-оператора в сфере передвижной мобильной связи ждали давно и 21 февраля 2007 года он был официально представлен. Это ТОО «Mobile Telecom Service» («Мобайл Телеком Сервис»). Дочерняя компания АО «Казахтелеком» вышла на рынок с торговой маркой Neo (новый). Компания имеет лицензию на оказание по всей территории Казахстана услуг сотовой связи в стандарте GSM-900, которую получила в 2005 году. «Открытие сети Neo, нового GSM-оператора, является одним из наиболее значительных событий для казахстанского рынка сотовой связи. Мы намерены занять достойное место на рынке мобильной связи» — заявил на пресс-конференции Аскар Достияров, председатель совета директоров Mobile Telecom Service.
Каковы преимущества?
В связи с тем, что на рынке уже с 90-х годов присутствуют два GSM-оператора («КаР-Тел» и «GSM-Казахстан»), искушенных пользователей и экспертов отрасли наверняка волнует один и тот же вопрос: какими преимуществами обладает новый оператор перед своими конкурентами? Вот что сказал по этому поводу Халюк Еге, директор «Мобайл Телеком Сервис»: «Компания намерена предложить абонентам оптимальный баланс цены, качества и технологической новизны услуг. В Казахстане действительно появился новый оператор, сеть которого использует самое передовое оборудование, а набор и качество услуг соответствуют лучшим мировым стандартам мобильной связи».
Если говорить об этом подробнее, то компания предлагает своим абонентам выгодные тарифы и новые услуги. Очевидными преимуществами сети Neo, на их взгляд, является отсутствие абонентской платы, выгодные тарифные планы, полный спектр услуг сотовой связи: мобильный интернет (GPRS и EDGE), международный роуминг, MMS мультимедиа, WAR конвергентный биллинг и развлекательные услуги.
Кроме того, «Мобайл Телеком Сервис» впервые на казахстанском рынке сотовой связи предлагает услуги мобильной IP-телефонии, которая позволяет существенно экономить на международных звонках. С приходом компании IP-телефония станет доступной не только при наличии стационарного аппарата. Теперь можно воспользоваться услугами интернет-телефонии в любой точке Казахстана, где есть покрытие сети «Мобайл Телеком Сервис». Также абонентам доступна и обычная международная связь, предлагаемая «Казахтелекомом».
Структурный дизайн базовой сети был создан с возможностью предоставлять услуги GSM, также как и услуги для выхода в интернет. В современной высокотехнологичной сети оператора, поддерживающей стандарты GSM,GPRS, EDGE, установлено оборудование шведской телекоммуникационной компании Ericsson, которая впервые поставляет в Казахстан решение Mobile Softswitch. Данная технология позволит обеспечить высокое качество голосовых услуг, уменьшить затраты на содержание сети и подготовит ее к последующей эволюции к сетям связи третьего поколения 3G. Если компания Ericsson (мировой лидер в производстве оборудования GSM) является поставщиком базовой сети, то поставщиком конвергентной биллинговой системы является компания Alcatel. По мнению представителей компании, конвергентный биллинг дает абсолютно новые возможности предоставления инновационных тарифных планов для абонентов. Она предоставляет абонентам Mobile Telecom Service возможность оптимизировать свои расходы на мобильную связь и существенно упрощает процесс контроля средств.
Три продукта NEO
С 1 апреля компания представила три новых продукта на локальном рынке, т.е. три тарифных плана. Стартовый пакет «НЕОбходимый» состоит из sim-карты 32К с удобным STK-меню и начальным балансом 1000 тенге, где не предусматривается предоставление ежемесячных счетов и возможность подключения услуги международного роуминга. Стартовый пакет «Деловой» состоит из sim-карты 64К с удобным STK-меню и начальным балансом 2000 тенге, который предусматривает предоставление ежемесячных счетов и возможность подключиться ко всем услугам компании. Пакет «Золотой» рассчитан на VIP-клиентов и представляет собой sim-карту 128К с удобным STK-меню, который будет продаваться только с золотыми и серебряными номерами. И, наконец, преимуществом новой услуги для корпоративных клиентов «Эффективное время» является возможность оплачивать за услуги связи сотрудников только в рабочее время. Личные разговоры корпоративные клиенты могут оплачивать по льготным корпоративным тарифам. Компания и в обозримом будущем намерена проводить на рынке гибкую и прозрачную тарифную политику, которая позволит учитывать потребности всех групп абонентов и оперативно реагировать на их изменение.
Тарифная фишка
В честь своего открытия «Мобайл Телеком Сервис» предпринял маркетинговую акцию для привлечения клиентов: звонки по Казахстану и по всему миру осуществлялись по самой низкой цене на локальном рынке до конца марта — 32 тенге за минуту. Это было лучшим ценовым предложением на рынке, так как даже стоимость звонков по Казахстану, предлагаемая компанией, до 30% ниже, чем у других сотовых операторов (в зависимости от направления звонка). После окончания акции с 1 апреля компания предложила своим абонентам тарифные планы, согласно которым предусмотрены скидки на эфирное время, на пользование интернетом до 20% (в зависимости от вида услуг) от цены в 32 тенге.
Начали с 5000 абонентов
В настоящий момент компания покрывает своей сетью 30 городов Казахстана. Расширение сети планируется вести быстрыми темпами, и к концу этого года компания планирует обеспечить связью 87 городов и населенных пунктов. Подчеркнем, что в сети установлена собственная IP-транспортная сеть. До конца 2007 года инвестиции, предназначенные на развитие сети, будут направлены на установку 800 базовых станций. Предполагается значительное расширение коммутационной емкости. При этом особое внимание будет уделено развитию новых услуг и внедрению перспективных технологий. Потенциально мощности сети рассчитаны на 1,2 миллиона абонентов. Прогнозируется, что число абонентов сети Neo к концу этого года достигнет 700 тысяч, в то время как за полтора месяца с начала работы компания набрала около 40 тысяч абонентов. К 2011 году компания планирует набрать 2,3 миллиона абонентов. Кстати, на день открытия число абонентов составляло… 5000 пользователей.
«КаР-Тел» — один из GSM
Компания планировала стать лидером в первой половине 2007 года. «Нашей основной целью является стать лучшей сервисной компанией в Казахстане… Команда Beeline стремится стать лидером и удержать эту позицию на мобильном рынке Казахстана», — сказал Дмитрий Кромский на пресс-конференции 27 сентября 2006 года в Алматы. Сегодня цель сотового оператора «КаР-Тел» (Beeline и K-Mobile) — закрепление статуса лидера, завоеванное, по аналитике самой компании, в конце 2006 года. Соответственно, в дальнейших планах — закрепить этот результат и показать стабильную прибыльность. При этом ставка делается на развитие бизнеса за пределами Алматы в регионах Казахстана. Сервисы компании продвигаются под торговой маркой Beeline, при этом для всех своих торговых марок компания старается предлагать единый сервис. Тот момент, что торговая марка К-Mobile не продвигается в публичной коммуникации, компания объясняет тем, что на рынке гораздо эффективнее продвигать единый брэнд. В этом году она собирается еще больше сосредоточиться на публичном продвижении брэнда Beeline. Это ее политика.
Преимущество у компании перед конкурентами является автоматический он-лайн роуминг в сети Beeline, введенный в 2006 году. Большую роль для внедрения будущих ноу-хау в нашей стране сыграет запуск сети стандарта HSDPA (3,5G) мобильного оператора «Таком» в Таджикистане 29 марта 2007 года группой компаний «ВымпелКом». «Высокотехнологичная сеть стандарта HSDPA — наше конкурентное преимущество. Сегодня у нас есть возможность отрабатывать на сети «Таком» любые ЗС-сервисы на основе широкополосного доступа в интернет на скоростях до 3,6 Мбит/с», — отметил Сергей Авдеев, исполнительный вице-президент по развитию бизнеса в странах СНГ «ВымпелКом». Сети «Таком» на настоящий момент — это основной технологический полигон компании по тестированию 3,5G услуг. Это станет конкурентным преимуществом в случае, если данный формат получит развитие в Казахстане. Кроме того, у компании есть еще козырь под названием «опыт «ВымпелКома».
…уже другие абоненты
Абонентская база «КаР-Тел» достигла 7 февраля 2007 года отметки 4 миллиона (точнее 3826000). Сегодня эта цифра — гордость компании. Показатели абонентской базы «КаР-Тел» на сегодня больше, чем у «GSM-Казахстан» (3539000 абонентов). Во всяком случае, компания официально не объявляла об отметке четырехмиллионного абонента, хотя такое достижение в «GSM-Казахстан» планировалось еще в 2006 году. В сентябре 2006 года проникновение сотовой связи на рынке республики составляло 45%, и, по расчетам компании «КаР-Тел», к концу 2008 года произойдет замедление роста и его рассредоточение. В планах компании на эти ближайшие два года — активный набор абонентской базы, где в 2007 году запланировано достижение пятимиллионного рубежа. Если говорить о базовых станциях, то на этот счет планы у компании также амбициозные. При наличии на сентябрь месяц прошлого года полутора тысяч базовых станций строительство сети на этом не останавливается. До конца года планировалась сдача не менее 150 базовых станций. Кстати, сегодня у компании, по их мнению, самая широкая зона покрытия, где сеть «КаР-Тел» насчитывает свыше 1100 населенных пунктов.
Салоны не красоты, а…
Для достижения звания ведущей компании мирового уровня в области сервиса компания расширяет сеть салонов в регионе. Сегодня у нее 61 салон (28 марта открылся 60-й салон Beeline в Аральске), которые, по мнению представителей компании, являются альтернативой их открытого офиса. Причем приоритеты расставлены по регионам и районным центрам. Программа регионального развития «Город. Район. Трасса» направлена на расширение присутствия компании и улучшение качества, предоставляемого абонентам сервиса. В данных салонах абоненты могут получить тот же спектр услуг, что и в Открытом офисе компании: приобретение стартового пакета Beeline, подключение и настройка различных услуг (таких как услуга «Любимый номер», «SMS-настроение», WAP, GPRS, MMS), пополнение своего баланса на любую сумму, бесплатная замена сим карты, получение консультаций по различным вопросам. На этот год, по словам коммерческого директора, у компании очень большие плацы с точки зрения маркетинговой активности и сервисной составляющей. К концу 2007 года компания планирует открыть до 150 эксклюзивных салонов Beeline. В плане региональной экспансии компания имеет 14 региональных офисов.
…и другие тарифы
Компания активно развивается на локальном рынке. В 2006 году она расширила спектр услуг, предложив несколько новых тарифных планов для своих абонентов. В сентябре месяце введен новый тариф «Проще говоря», который до тех пор никто не вводил на локальном рынке мобильной связи. Суть его заключается в существовании единой стоимости звонка на все мобильные телефоны. Стоимость за минуту разговора равняется 36 тенге независимо от того, абонентом какой сети является человек, которому поступает звонок. Стоимость звонка на городской номер составляет 48 тенге за минуту разговора. Исключение составляют звонки на специальные сервисные номера и международные звонки. Если говорить о реальных расходах абонентов, то данный тариф с посекундной тарификацией (на все направления звонков) позволяет сэкономить практически до 30% средств абонентам «КаР-Тел», затрачиваемых на сотовую связь. То есть компания сделала «ход конем», рассчитывая на эмоциональную составляющую и составляющую роста рынка, которая открывает широкие границы для общения. Данное предложение позволит активизировать рост проникновения и доступность сотовой связи на нашем рынке.
Помимо массовых клиентов, компания ввела корпоративный тариф «Твоя команда» для бизнес-клиентов, который нацелен на малый и средний бизнес. Это первый тарифный план, выведенный под брэндом Beeline. Тариф предоставляет возможность безлимитного общения внутри корпоративной группы за 2500 тенге. К принятию такого решения компания шла долго и, по словам коммерческого директора «КаР-Тел» Светланы Вьюшиной, путь был нелегким. Уже есть подключения на этот тариф, и по ее словам, интерес рынка к нему очень большой. Компания надеется, что это позволит ей свершить хороший рывок в бизнес сегменте. К тому же интерес к этому тарифу проявляет и крупный бизнес. В целом у компании существует целая линейка тарифных планов для организаций различного уровня, то есть компания четко сегментирует аудиторию клиентов и предлагает соответствующие решения. На данный момент компания очень серьезно работает над системой скидок для корпоративных клиентов, и следующий новый тарифный план будет введен в I квартале этого года (апрель).
Также в этом году 26 марта компания сообщила о запуске нового тарифного плана «Друзья» с привлекательной для клиентов ценой — 18 тенге за минуту внутри сети, плюс посекундная тарификация. Итак, услуги местной связи «КаР-Тел» на 26 марта 2007 года представляют собой: исходящие вызовы на Beeline, К-Mobile, Excess — 18 тенге. Исходящие вызовы на городские телефоны по Казахстану — 48 тенге. Исходящие вызовы на телефоны других операторов сотовой связи Казахстана — 48 тенге.
«GSM Казахстан» — еще один из магикан
«GSM Казахстан» на протяжении последних четырех лет признается лучшим оператором сотовой связи. Амбициозные цели у компании сохраняются и по сей день: она намерена стать региональным лидером в сфере мобильных телекоммуникаций в регионе ЦАР. Сегодня, по утверждению самой компании, «GSM Казахстан» занимает позиции лидирующего оператора сотовой связи с абонентской базой свыше 3,5 миллионов абонентов (3539000) на январь 2007 года. Связь компании охватывает 1035 городов и населенных пунктов, в которых проживает более 10 миллионов человек. Связь доступна на 85% автомобильных и железных дорог.
Роуминг предоставляется в 113 странах с 238 операторами, GPRS роуминг — в 34 странах с 53 операторами. Из региональной экспансии можно отметить, что в 2005 году компанией открыто 7 региональных офисов, в 2006 планировалось открыть 9 офисов. Компания предлагает услуги на основе технологий GPRS и EDGE: MMS,WAP, мобильный интернет через EDGE (единственный оператор в Казахстане). Нужно отметить, что такой сервис, как мобильное видео через EDGE, был запущен впервые этой компанией в Казахстане и СНГ в феврале 2005 года.
Новый тарифный портфель K'Cell/Activ
«Кейселовские» тарифы предусматривают предоставление скидок в среднем на 15%, в чем и заключается существенное отличие от существовавшего ранее тарифного портфеля K'Cell. В целом это представляет собой 15% скидки на звонки внутри сети с посекундной тарификацией наряду с введением нового тарифного плана «Классик» без ежемесячной абонентской платы (тарифный план «Стандарт» с абонентской платой 1450 тенге). Стоимость минуты разговора внутри сети в плане «Классик» — в среднем 20 тенге, в «Стандарте» — 24 тенге. Схема нового ценообразования для текущих тарифных планов и нового тарифа под названием «Классик» введена в действие с 1 февраля 2007 года.
С 22 января для абонентов Activ введены пять тарифных планов, предназначенных для удовлетворения потребностей различных групп пользователей. Стоимость услуг в среднем снижена на 20%. Также введена посекундная тарификация, которая применяется к каждому новому тарифному плану для звонков внутри сети. В числе изменений, вводимых вместе с новыми тарифными планами, следует отметить посекундную тарификацию для абонентов Activ и запуск тарифного плана без абонентской платы для абонентов K'Cell. Примечательно, что впервые вводится единый тариф разговоров, как на мобильный телефон, так и на фиксированные телефонные номера.
Стоимость звонков на номера K'Сell и Activ на тарифном плане «Активное время» составляет 10 единиц после первой минуты и 5 единиц после пятой минуты разговора. Тарифный план «Активный город» предлагает пользователям звонить на городские номера по тем же ценам, что и на номера Activ и K'Сell. Стоимость одного звонка здесь составляет 27 единиц. Тарифный план «Активная семья» предлагает абонентам значительную скидку при звонках внутри своей собственной группы номеров. При выборе трех наиболее часто используемых номеров Activ или K'Сell, и одного городского номера телефона стоимость разговора составляет 12 единиц. Тарифный план «Активные слова» предлагает пользователем отправлять короткие сообщения всего за 3 единицы за одно сообщение. И, наконец, тариф «Активный студент» предоставляет абонентам возможность осуществлять звонки по цене 17 единиц за минуту разговора и отправлять самые дешевые сообщения за 3 единицы (ранее 14 единиц).
Снижение цен у «GSM Казахстан» в ответ на тарифную акцию компании «Кар-Тел» журналисты на пресс-конференции выдвинули как одну из версий политики снижения тарифов компании. Однако представители «GSM Казахстан» не расположены были посвящать журналистов в сравнительный анализ с тарифными планами конкурента. Единственное, что было отмечено директором продаж «GSM Казахстан» Муглу Чичеком, что у компании «КаР-Тел» на сегодняшний день нет аналогичных индивидуальных тарифных планов для клиентов. Какими мотивами руководствовалась компания для принятия такого решения?
Компания изначально ставила своей стратегической задачей обслуживание клиентов, как в ценовом плане, так и в техническом. Сегодня на рынке мобильной связи сложились объективные условия — сформировались четкие социальные сегменты пользователей и компания адекватно отреагировала на формирование спроса. Введенные разнообразные тарифные планы созданы с учетом образовавшихся на локальном мобильном рынке различных сегментов пользователей. Этот процесс в свою очередь, позволит значительно стимулировать проникновение мобильной связи в стране, учитывая крупные масштабы покрытия регионов Казахстана сотовой связью компании. Тем более, что компания обладает сегодня техническими возможностями в плане базовых станций, большого покрытия сотовой связью.
«GSM Казахстан» является активным крупнейшим иностранным инвестором на локальном рынке телекома, где инвестиции составляют более 600 млн. долларов. В 2008 году сумма инвестиций превысит 1 млрд. долларов. Все эти предпосылки позволяют компании проводить данную маркетинговую компанию. «По отношению к своим подписчикам мы ведем себя самым ответственным путем, вводя новые тарифы, когда мы к этому технически готовы», — говорит PR-менеджер «GSM Казахстан» Куат Домбай. Социальная ориентация касается каждого из тарифных планов и «пронизывает насквозь нашу компанию» (цитата К. Домбая). Кстати, в 2006 году компания получила приз в рамках «Выбора года», как самая социально-ориентированная компания года с иностранным участием. Значительно вырос уровень продаж, а по уровню активации компания занимает лидирующее место на местном рынке.
Если компания Mobile Telecom Service — GSM-новичок, то две других: «КаР-Тел» и «GSM Казахстан» (8 лет) работают на локальном рынке с 90-х годов. Это огромный срок и тот неисчерпаемый капитал, который позволяет успешно работать обеим компаниям, а еще это доверие казахстанцев к своей компании. Все компании вступили сейчас в жесткую конкурентную борьбу, как никогда в истории отечественного рынка мобильной связи, и хочется напомнить, чтобы в этой непрерывной гонке ключевые представители компаний не забывали о миллионах согражданах, которые доверились своей любимой компании.
Комментарии