Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Нуржан Берниязов, ReportErr: мы редко сидим, сложа руки

    Интервью с Нуржаном Берниязовым, директором по продвижению компании ReportErr, одного из успешных казахстанских стартапов.

    10 октября 2012 11:59, Наргиз Асланова, Profit.kz

    Вокруг стартапов в Казахстане в последнее время наблюдается настоящий ажиотаж. Но что же скрывается за этим словом, и как дальше живут эти самые стартап-проекты после различных выставок и стартап-ярмарок? Складывается впечатление, что большинство идей так и остаются нереализованными. Так это или нет, а также о том, легко ли выжить стартапу в Казахстане, в интервью Profit.kz рассказал Нуржан Берниязов, директор по продвижению компании ReportErr, одного из отечественных проектов, который успешно стартовал и развивается.

    Нуржан Берниязов Нуржан Берниязов

    — Нуржан, расскажите, пожалуйста, о вашей компании — как организовались, сколько времени уже работаете?

    — Вся наша команда вышла из ИT-шников. Я работал в Homebank, Алексей Смирнов — в Центральном депозитарии, у Натальи Диденко был свой сайт sportlife.kz, Александр Соколов работал в Юрклубе. Все мы были участниками GTUG (Google Technology User Group) и приходили туда слушать какие-то интересные темы по программированию. Потом мы поняли, что все вместе, поскольку каждый из нас вне работы программировал под Android, можем друг другу помогать, делиться опытом и какими-то подсказками. В конце концов мы приняли участие в iStartup’е, далее перешли в Business Labs, где нас стали «прокачивать» как команду, чтобы мы смогли сделать свой бизнес. Это получилось. Мы поняли, что мы это можем, и надо заниматься тем, что тебе нравится. Потому что если тебе это нравится, и ты занимаешься этим постоянно, то скоро ты будешь делать это очень хорошо. Мы ушли с работы и организовали свое ТОО. Компанию мы открыли в конце апреля текущего года. С тех пор работаем. Мы любим все мобильное, но в основном, так или иначе, мы связаны с мобильными приложениями. Мы их либо разрабатываем, либо тестируем.

    — Если говорить в целом о казахстанском интернет-предпринимательстве, какова ситуация в настоящее время? Легко ли запустить собственный проект?

    — В целом, я думаю, что как минимум не сложно. Самое сложное — это найти команду единомышленников, с которыми вы сможете вместе комфортно и продуктивно работать. Это да, сложно. Остальное — нет: организовать свое ТОО (можно сделать недели за две или даже меньше), взять бухгалтера на аутсорс... Это все возможно и можно выстроить работу так, что вы занимаетесь своим любимым делом, тем, что вам на самом деле нравится. По поводу монетизации — может быть, мне сложно судить, но по моим ощущениям сейчас есть ребята, которые помогут с подключением карточек. Делайте любимое дело, приводите в жизнь свою идею — и можете принимать оплату за то, что вы делаете. Что еще нужно? Главное — было бы желание и готовность работать и еще раз работать.

    — Какие препятствия возникают на пути отечественных стартаперов? Как государство относится к стартап-бизнесу?

    — Я скажу так: самое главное от государства — чтобы был мир и спокойствие. Остальное все наладится. На самом деле, очень много вещей делается так: ты идешь, знакомишься, предлагаешь и делаешь. На самом деле, ты в силе все сделать сам, если это надо. Мы имеем мир над головой. Остальное — принимаются законопроекты. Да, хотелось бы, чтобы у ИT-шников не было НДС. Но ведь люди как-то раньше с НДС жили и справлялись. Мы сами работаем по упрощенке, это облегчает жизнь. Это, опять-таки, заслуга государства. Также я знаю, что есть местные инкубаторы (например, «Зерде» выдает фондовые деньги), но лично мы с ними не сталкивались. Я думаю, что тем проектам, где сразу нужны большие вливания денег, они полезны. Но нам нет — 4 кресла, 4 ноутбука и Wi-Fi — и мы готовы работать.

    Нуржан Берниязов Нуржан Берниязов

    — Насколько велика вероятность для отечественных стартаперов найти инвестора? Боится ли бизнес вкладывать средства в идеи?

    — Я сужу по нашему проекту — не боятся вкладывать, встречают очень даже радушно. Единственное — тут вопрос сколько вы готовы отдать этому бизнесу. Он вам помогает и получает часть вашей компании. Какую часть? Вы хотите себе придумать рабочие места или открыть свою фирму? Здесь уже есть разница. Некоторые компании предлагают интересные условия, но практически становятся владельцами бизнеса с вашей идеей. В то же время, есть компании, которые просто помогают, что-то для вас делают за какой-то кэш в будущем. Они не претендуют на часть компании, а претендуют на часть выгоды. Опять-таки, один в поле не воин, не будешь делиться — у тебя ничего не будет. Я думаю, что местным стартаперам можно найти инвестиции, если им это на самом деле нужно. И такие примеры есть. Я не буду сейчас их называть, но знаю, что есть компании, которые получали инвестиции. Соответственно — да, возможно. Тем более, сейчас сообщество стартаперов растет. Когда мы только начинали, один из больших начальников сказал: «Стартап — что это такое? Ты должен либо делать бизнес, либо сидеть и у меня работать». А сейчас я вижу, что он иногда приходит на стартап-тусовки. То есть, он изменил свое мнение, как-то на него все это движение повлияло. Это приятно.

    — Расскажите, пожалуйста, о проектах, над которыми вы сейчас работаете.

    — У нас три направления: ReportErr — платформа тестирования мобильных приложений на большом количестве устройств; WTF — сервис по получению скриншотов мобильной версии сайта; 9buttons — разработка мобильных приложений. Проект ReportErr сейчас заморожен. WTF развивается. Мы надеемся, что зимой мы его запустим в бета-версии. Но это только предварительные планы, они могут измениться. 9buttons, разработка мобильных приложений — на это мы и живем. В частности, на конференции MobiEvent 2012 мы выступали как 9buttons. Мы рассказывали как правильно делать мобильные приложения, на что надо обращать внимание и делились опытом.

    — Насколько целесообразно в Казахстане заниматься проектами по разработке мобильных приложений? Ведь конкуренция с зарубежными разработчиками весьма высока. Кроме того, у нас нет достаточного количества услуг либо сервисов, которые требуют отечественные приложения.

    — На самом деле, спрос растет, идей много. Как минимум, есть корпоративный сегмент, он громаден, — там, где мобильные приложения нужны для оптимизации бизнес-процессов. Также есть еще очень большой сегмент — мобильные приложения как продвижение своего бизнеса, — и таких много. В частности, то, о чем мы можем говорить, что мы это сделали — приложение для конечного пользователя сети Beeline BeeРоуминг был разработан нами. Абонент уехал куда-нибудь и может посмотреть, к какой сети, например, в Турции, ему выгоднее подсоединиться. Полезное приложение для пользователей Beeline, увеличивает лояльность к компании. Такого рода приложений много, и спектр их применения большой.

    Предложения поступают, мы редко сидим, сложа руки. Поэтому, я считаю, что рынок растет. Есть местные разработчики, кроме нас, конечно. Но мы не толкаемся, каждый где-то у себя что-то делает. Зарубежные разработчики... Как правило, считается, что они более опытные. Я думаю, что это потому, что у них в портфолио просто больше работ. Как-то мы столкнулись с тем, что были выбраны зарубежные разработчики вместо нас. Мы понимаем этот выбор, человек просто перестраховывался. Это не происходит часто. В основном — тот, кто к нам приходит, остается нами доволен.

    Разработка мобильного приложения — это первый шаг. Когда вы хотите сделать мобильное приложение, вы понимаете, зачем вам это надо. Уже большие затраты. Хоть наши цены на разработку ниже, чем российские, наши услуги не дешевые. Заказчики не всегда готовы заплатить такой прайс. Также эти приложения надо продвигать, рекламировать. Мы сделали одно приложение сами. Называется Car expenses, программа для записи расходов на автомобиль. Это приложение популярно за рубежом, в Испании. А в Казахстане нашим приложением не пользуются. Почему? В Казахстане мы его не рекламировали, но мы его и в Испании не рекламировали.

    — А как обстоят дела с окупаемостью?

    — Все сильно зависит от того, зачем заказчику это приложение. Бывает, что люди заказывают что-то лично для себя. Какая там прибыль сложно сказать. Компании же, услышав модный тренд «мобильные приложения», приходят и не знают, что именно им нужно. Иногда заказчики под конец понимают, что мобильное приложение нужно не всем. Мобильная версия сайта — возможно. Но мобильное приложение — нет. Мы сторонники того, что если ты делаешь мобильное приложение, оно решает какую-то твою проблему. Поэтому, если приложение эту проблему решает, естественно, оно окупается.

    Нуржан Берниязов Нуржан Берниязов

    — Вы фокусируетесь только на локальном рынке, или же намерены выходить и на международный?

    — С замороженным проектом — да, на весь мир. WTF — скорее всего, тоже весь мир. Это сервис для веб-девелоперов, а они есть везде. Конечно, мы откроемся сначала для СНГ, а потом на всех остальных. 9buttons — думаем, что пока только местный рынок, но потихоньку мы переходим на уровень СНГ. Иногда наши изначальные планы меняются. Весь мир — это громко сказано. Скорее — все ИT-сообщество.

    — На конференции InvestorDay проект ReportErr был назван лучшим в сезоне Лаборатории бизнеса. Что с ним сейчас? Почему он заморожен?

    — С платформой ReportErr такая ситуация. Мы сделали ее, как и обещали, она работает. Но мы можем говорить, что мы запустили проект, когда он начал приносить деньги. Если мы запустим ReportErr в том состоянии, каком он есть сейчас, он не будет приносить деньги. Клиенты не захотят платить за сервис, где у приложение будет тестироваться на 23 телефонах. Они будут платить, если будет хотя бы 50 телефонов. Эти 50 телефонов надо закупить. А теперь просто умножайте на среднюю стоимость android-смартфона — вот такие вложения нам нужны. В данном случае мы смотрим на дополнительные вливания. Либо это наши собственные деньги, которые мы надеемся заработать на WTF и 9buttons, либо это инвесторы. Инвесторы очень лояльно к нам относятся. Но у них подход: дайте нам первый чек, и вы получите нашу помощь. Но, чтобы получить первый чек, нам надо купить эти телефоны... Поэтому мы его сделали, а дальше — посмотрим. На самом деле, проект интересный и хотелось бы его запустить. Но распыляться на несколько фронтов не хотелось бы. Лучше заниматься тем, что сейчас приносит деньги, откладывать, и потом уже запускать перспективный бизнес.

    — Если говорить о дальнейших планах — что еще мы увидим от вашей команды?

    — У нас есть собственные мобильные приложения, которые мы хотим разработать от своего имени. Я пока не буду приоткрывать в каком направлении мы работаем, но я могу сказать — довольно забавные приложения. Мы ими занимаемся в свободное от заказов время, поэтому сложно сказать, когда мы их увидим. Но, я думаю, что до Нового года — точно. Также зимой мы хотим запустить, хотя бы в альфе, наш WTF.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии