Следите за новостями

Цифра дня

В 10 раз выросли безналичные транзакции казахстанцев за последние 5 лет

    Переносимость номера: быть ли сотовому оператору BeTeleCell?

    В какие сроки возможно реализовать в Казахстане услугу смены мобильного оператора с сохранением номера и будет ли на нее спрос со стороны абонентов?

    2 октября 2012 09:55, Константин Грумблер, Profit.kz
    Рубрики: Рынок, Связь

    Быть ли сотовому оператору BeTeleCell?На казахстанском рынке сотовой связи все чаще стали звучать разговоры о необходимости внедрения услуги переносимости номеров при смене абонентом сотового оператора — MNP (Mobile Number Portability). Причем инициированы они одним оператором, что вполне объяснимо. Ведь внедрение такой услуги может позволить игрокам с меньшей долей рынка более активно участвовать в переделе «рыночного пирога», особенно в условиях зрелости рынка, считает Светлана Черненко, ведущий аналитик iKS-Consulting Казахстан. «На примере нашей страны мы находим этому подтверждение — основная инициатива внедрения MNP исходит от Тele2, который уже является полноценным участником рынка, но пока не «третий среди равных», — говорит она.

    Возможности, а не угроза

    Но вот Андрей Смелков, председатель правления «Tele2 Казахстан», считает, что внедрение возможности смены оператора с сохранением номера в Казахстане повлияет на рынок сотовой связи вообще. «От внедрения услуги MNP в первую очередь выиграют не отдельные игроки, а рынок сотовой связи в целом: казахстанцы, государство, операторы», — говорит он. Для рядовых потребителей — это, конечно же, снижение тарифов и появление новых услуг и сервисов. Снижение тарифов всегда влечет за собой рост потребления услуг сотовой связи. А значит, операторы могут улучшить свои финансовые показатели. К примеру, появление Tele2 в Казахстане привело к снижению тарифов, однако игроки рынка все равно демонстрируют рост доходов. Кроме того, у операторов появляется возможность побороться за абонентов, которые ранее были недоступны для них, например, корпоративные клиенты (крупные компании, где смена оператора обычно проходит очень болезненно, а, следовательно, очень редко). Рост доходов сотовых операторов для государства отражается увеличением бюджетных отчислений. Что касается интересов и экономической выгоды отдельных игроков — это будет возможно при условии, если топ-менеджмент компании отнесется к внедрению MNP как к открывающимся новым возможностям, а не как к угрозе бизнесу.

    Однако существует и другая точка зрения: возможность перейти со своим номером к другому оператору повысит сотовые тарифы, так как возмещать расходы на эту услугу операторы будут за счет своих абонентов.

    Но, по мнению Светланы Черненко, прямой зависимости между этими обстоятельствами нет, бесплатность MNP не должна быть аргументом в пользу повышения тарифов.

    Напомним, что в мировой практике есть несколько моделей внедрения услуги смены оператора с сохранением номера: как на платной, так и на бесплатной основе. Переносимость номеров — это вопрос, в первую очередь, государственного регулирования, поэтому в нем все зависит от решения регулятора и того, с какой целью будет вводиться данная возможность. К примеру, в некоторых странах плата за пользование услугой MNP введена лишь для того, чтобы заставить абонента обдуманно и взвешенно подходить к вопросу перехода от одного оператора к другому. «На мой взгляд, мы — сотовые операторы — совместно с государственным органом должны принять такое решение, которое будет наибольшим образом отвечать потребностям казахстанцев и реалиям текущей ситуации на рынке», — говорит Андрей Смелков. И вне зависимости от принятого решения о взимании платы внедрение смены оператора с сохранением номера будет способствовать только снижению текущих тарифов, поскольку абоненты будут выбирать наиболее выгодное для себя предложение, качественный сервис и быстрый мобильный интернет, то есть абоненты выберут оператора, который предложит потребителю наилучшее соотношение цена/качество. «Учитывая это, вряд ли кто из операторов рискнет поднимать стоимость своих тарифов», — комментирует г-н Смелков.

    Основной сдерживающий фактор

    «Наработанный» мобильный номер является основным сдерживающим фактором в вопросе смены сотового оператора примерно для 30–40% абонентов. В случае же, если такого барьера не будет, операторам, безусловно, нужно будет прикладывать более серьезные усилия для удержания своих абонентов и выстраивать с ними более предметные взаимоотношения, нежели просто поддержка номера, с которым абонент не готов расстаться, считает Светлана Черненко. Между тем, те же абоненты, для которых номер представляет наибольшую ценность, не всегда в курсе своих текущих тарифов, а тем более — тарифов других операторов. Поэтому внедрение MNP еще не означает, что эти абоненты немедленно данной услугой воспользуются.

    «Лишение сотовых операторов возможности удерживать абонента с помощью „административного поводка“ — привязанности к определенному номеру, повлечет за собой снижение тарифов и разворачиванию полноценной конкуренции, поскольку абонент уже не будет привязан к оператору и будет выбирать наилучшее для себя предложение на рынке. Следовательно, словосочетание „лояльность абонента“ приобретет настоящее значение и ценность для отделов маркетинга сотовых компаний, которые будут вынуждены отказаться от создания запутанных тарифов и скрытых платежей, и начнут реальную борьбу за приверженность клиента», — считает Андрей Смелков.

    Вместе с тем, в мире практически отсутствует опыт внедрения услуги смены оператора с сохранением номера при уровне проникновения сотовой связи более 100%, как это есть сейчас в Казахстане. При таком высоком проникновении сотовой связи абоненты уже фактически имеют возможность переключаться между операторами, считают в ТОО «КаР-Тел» (ТМ Beeline). При этом затраты оператора на внедрение переносимости номера с учетом доработок IP-систем оцениваются техническими специалистами в десятки миллионов долларов — в зависимости от технического способа реализации MNP.

    Светлана же поясняет, что реализация данной возможности осуществляется на программном уровне, поэтому не требует колоссальных затрат, связанных с внедрением специального оборудования или существенной аппаратной модернизации сети. Получается, что, по сути, для операторов это не будет стоить больших денег.

    Зачем изобретать велосипед?

    К примеру, в России, где уже поднимался аналогичный вопрос, по теме сохранения номера при смене оператора развернулись острые дебаты. Большая тройка (МТС, Билайн и Мегафон) яростно отстаивает позицию, что потребуются многомиллионные инвестиции, которые повлекут за собой расходы сотовых операторов, а, следовательно, затормозят развитие отрасли и рынка. Казалось бы, убедительно, однако помимо утверждений операторов большой тройки о необходимости инвестиций свыше $400 млн для внедрения переносимости номера, есть решение, предлагаемое российской компанией «Межрегиональный ТранзитТелеком», которое могло бы позволить внедрить такую услугу практически бесплатно для российских операторов.

    Компания «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) совместно с Центральным научным исследовательским институтом связи (ЦНИИС) разработала схему MNP (технологию переносимости мобильного номера), работоспособность которой подтверждается успешным внедрением и эксплуатацией на сотовом рынке стран Прибалтики. Данная схема предусматривает, что каждый сотовый оператор занимается организацией переносимости номеров не в одиночку, а используя услуги так называемого маршрутизирующего оператора («М-оператора»). Существующим операторам не нужно будет заниматься оптимизацией и апгрейдом своих сетей, поддерживать технические системы для обеспечения MNP. Все функции по ведению базы номеров, «ушедших» с абонентами к другим операторам, направлению звонков на «ушедший» номер в ту сеть, где он сейчас фактически обслуживается и т. д. должны передаваться создаваемому «М-оператору». А каждый сотовый оператор должен будет лишь обеспечить переадресацию звонка на «ушедший» номер «М-оператору», который дальше сам найдет сеть, где этот номер находится сейчас, и направит необходимый звонок.

    По оценкам MTT, для быстрой реализации данного проекта расходы каждого сотового оператора составят около $10 млн. А если на создание предлагаемой системы переносимости номера в России отвести около трех лет, специальных инвестиций вообще не понадобится — достаточно будет текущих эксплуатационных расходов компаний.

    «С учетом поручения предыдущего Президента РФ Дмитрия Медведева о необходимости внедрения технологии MNP в России, полагаю, что в ближайшее время будут подвижки в данном вопросе. Поэтому, считаю, риторику о необходимости многомиллионных инвестиций для внедрения MNP в Казахстане не следует воспринимать как непреложную истину», — говорит Андрей Смелков.

    Стоит отметить, что сегодня у операторов есть услуги, облегчающие переход в другую сеть. «Например, для удобства наших абонентов в мобильном сегменте мы предлагаем услугу „Легкий шаг в Beeline“, которая позволяет информировать круг общения абонента о смене его номера: звонящие на старый номер получают информацию о новом номере в виде голосового сообщения или SMS», — пояснили в пресс-службе ТОО «КаР-Тел». Аналогичные услуги есть и у Tele2, и у Kcell. Но недостаток таких услуг — в их ограниченном времени действия (как правило, уведомления отправляются лишь в первые два месяца после смены номера).

    Проявят ли интерес?

    В любом случае вопрос внедрения MNP требует тщательной проработки, поскольку затрагивает ряд достаточно непростых технологических процессов, связанных с заменой ИТ-платформ, внедрением новых сетевых элементов, расширением системы коммутации и сигнализации. «При этом мировой опыт свидетельствует о том, что спрос на услуги переносимости номера невелик — около 2–3% от общего количества пользователей связи. Даже в Грузии, где клиент, в отличие от других стран, мог воспользоваться сервисом портации бесплатно, только 2% абонентов на всем рынке решили перейти к другому оператору с сохранением прежнего номера», — рассказали Profit.kz в пресс-службе ТОО «КаР-Тел» (ТМ Beeline). В компании считают, что с учетом того, что спрос на услуги будут достаточно низким, неправильно перекладывать эти затраты на основную массу абонентов, не заинтересованных в подобном сервисе. Более того, данные инвестиции было бы правильней направить на расширение и модернизацию действующих сетей 2G и 3G, а также строительство 4G-сетей.

    Однако Tele2 приводит другие цифры. По данным оператора, ежегодный показатель смены оператора с сохранением номера может составлять от 15 до 95% от общего количества абонентов. В Казахстане этот показатель в первые годы может достичь отметки 50%.

    А по данным Светланы Черненко, в мире услугой смены оператора с сохранением номера пользуются от 15 до 30%, в зависимости от страны и особенностей рынка. «Полагаю, что среди казахстанцев ориентировочно 10–15% абонентов проявят реальный интерес к данной услуге», — говорит она.

    Что касается сроков возможной реализации инициативы по смене оператора с сохранением номера, то все будет зависеть от регулятора. Промежуток между принятием решения и внедрением зависит от того, насколько быстро договорятся о всех деталях операторы. Это самый сложный и слабопрогнозируемый момент, который может тянуться долго. По прогнозам Светланы Черненко, для самой технической реализации, в условиях полных договоренностей всех участников, потребуется 1–2 месяца, не больше.

    В Tele2 Казахстан считают, что процесс может продлиться чуть дольше — три-четыре месяца. Больше всего времени отнимает принятие политического решения и гармонизация законодательства.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии