Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Объединение систем

    Интервью с Министром финансов Болатом Жамишевым о внедрении системы «е-Минфин» и ее влиянии на работу Министерства.

    26 декабря 2011 11:40, Игорь Переверзев, Эксперт Казахстан

    Внедрение системы «е-Минфин» позволит сократить сроки оказания услуг таможенным и налоговым органам и другим комитетам Министерства финансов.

    Министр финансов Болат Жамишев уверен, что проект «е-Минфин» позволит объединить и скоординировать усилия субъектов финансового мониторинга и правоохранительных органов в борьбе с теневой экономикой, увеличить поступления в бюджет, улучшить и повысить безопасность ведения деловых операций, повысить эффективность и оперативность действий правоохранительных органов в борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями.

    Болат Бидахметович, какова на сегодняшний день роль информатизации в работе Министерства финансов?

    Болат Жамишев, Министр финансов — Сегодня, в год 20-летия независимости нашей республики, мы можем сказать, что информатизация является наиболее важным и ключевым направлением модернизации финансовой системы Казахстана. Информационное обеспечение в финансовой сфере уже не может иметь фрагментарный характер, необходим системный подход к информатизации всех бизнес-процессов, осуществляемых Министерством и его ведомствами, и в первую очередь — оказание электронных услуг населению.

    С этой целью Министерством финансов с прошлого года начаты работы по созданию интегрированной автоматизированной информационной системы «е-Минфин».

    Создание интегрированной автоматизированной информационной системы «е-Минфин» имеет стратегическое значение для информационной инфраструктуры Министерства финансов, которое обеспечит эффективное управление финансами государства, в том числе в части улучшения администрирования налоговых и таможенных поступлений. Объединение всех информационных систем в одну корпоративную информационную систему, в которую войдут порядка 35 информационных систем МФ и его ведомств, даст возможность единого электронного доступа населению, бизнесу и государству для оказания государственных услуг Минфина.

    Мы ожидаем, что данные новации повысят удовлетворенность населения и бизнеса, приведут к снижению административных барьеров и коррупциогенности, значительно сократят затраты на услуги сопровождения и совокупной стоимости владения информационных систем, исключат дублирование функций, что приведет к снижению трудоемкости процессов внутри Минфина.

    Что даст «е-Минфин» населению и бизнесу, если говорить более детально?

    — До недавнего времени все бизнес-процессы Министерства финансов, включая бизнес-процессы налогового комитета и комитета таможенного контроля, проходящие через несколько ведомств, необходимо было дублировать. Теперь будет достаточно предоставить все необходимые данные в «одно окно» и информация будет распространена и доступна всем структурным подразделениям Министерства по комитетам. При этом увеличится скорость обработки запросов, то есть населению и бизнесу гораздо быстрее можно будет получить услуги от таможенных и налоговых структур, а также от других комитетов министерства. С порталом можно будет работать с сотового телефона, планшета, ноутбука.

    С внедрением интегрированной системы «е-Минфин» Министерство финансов поднимется на качественно новый технологический уровень управления государственными финансами.

    Изменятся ли в связи с этим информационные системы комитетов?

    — Действительно, качественно изменится картина их информатизации.

    Например, в рамках развития информационных систем налогового комитета для гармоничной «стыковки» с проектом «е-Минфин» проводится модернизация архитектуры собственных информационных систем. Выстраивается сервис-ориентированная модель «е-налоги», которая направлена на предоставление социально значимых услуг для населения и бизнеса.

    Сокращение количества документов, требуемых от населения при оказании государственных услуг, позволяет привести к более эффективному налоговому администрированию и борьбе с коррупцией при оказании услуг гражданам налоговыми органами страны.

    Качественное изменение в части информатизации претерпит и комитет казначейства.

    Для обеспечения эффективного управления правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами государственными финансами, обязательствами и активами, которое включает действенный контроль за исполнением государственного бюджета на всех уровнях и принятие своевременных и обоснованных финансово-экономических решений, была создана интегрированная информационная система казначейства, которая с 2004 года успешно функционирует на всей территории Республики Казахстан.

    В 2008 году комитетом казначейства было начато создание информационной системы «Казначейство — Клиент». Суть системы заключается в том, чтобы документы, направляемые в настоящее время в казначейство (это и счета к оплате, и договора, и подтверждающие документы), предоставлялись в электронном виде.В результате запуска информационной системы «Казначейство — Клиент» обеспечено дистанционное обслуживание государственных учреждений, которое повысит эффективность работы органов казначейства при взаимодействии с государственными учреждениями и, соответственно, улучшит качество исполнения бюджетов. Ускорение обработки финансовых документов через информационную систему «Казначейство — Клиент» позволяет реальному сектору, оказывающему работы и услуги государственным учреждениям, в короткие сроки осуществлять финансовые операции.

    Одним из механизмов обеспечения прозрачности государственных финансов является государственный внутренний финансовый контроль. Это одно из направлений, где мы существенно продвинулись в части создания системы управления рисками, которая создается в рамках проекта «е-Минфин».

    Система будет автоматически собирать данные о планировании и исполнении госучреждениями бюджета, проводимых ими закупок, финансовой отчетности. И если в данных по какому-либо государственному учреждению будут иметься признаки нарушений финансовой дисциплины, оно автоматически будет попадать в план проверок соответствующих служб контроля. Проверки станут «точечными» и конкретными, проверяющие будут проводить их с особым вниманием и пониманием, за счет наличия информации, что и где проверять.

    Деятельность комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов РК связана с обработкой больших объемов информации, поступающей от субъектов финансового мониторинга. Для повышения эффективности деятельности комитета были запланированы работы по созданию Единой информационной аналитической системы комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов РК, предназначенной для аналитической поддержки процессов выявления фактов легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма.

    Экономическое значение проекта состоит в том, что он позволит объединить и скоординировать усилия субъектов финансового мониторинга и правоохранительных органов в борьбе с теневой экономикой, увеличить поступления в бюджет, улучшить и повысить безопасность ведения деловых операций, повысить эффективность и оперативность действий правоохранительных органов в борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями.

    А если говорить об информатизации Таможенного комитета?

    — Развитие информационной системы комитета таможенного контроля позволит осуществлять формирование статистики внешней торговли, анализ деятельности сотрудников таможенных органов, обеспечение государственных органов информацией о состоянии внешней торговли Казахстана. Также автоматизация системы обеспечит контроль за поступлением в государственный бюджет таможенных платежей и налогов, что даст возможность проводить анализ состояния, динамики и тенденций внешней торговли Казахстана и представления информации международным организациям в соответствии с международными договорами и законодательством Республики Казахстан.

    В рамках Таможенного союза проводится интеграция информационных систем внешней и взаимной торговли Таможенного союза и в рамках ЕврАзЭС по созданию единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств — членов ЕврАзЭС. На данный момент налажен эффективный обмен информацией между таможенными службами трех стран.

    Функциональное развитие информационной системы таможенного контроля трех стран будет первым шагом на пути создания автоматизированного процесса декларирования, что является одной из самых основных услуг, предоставляемых государством юридическим и физическим лицам.

    Внедрение электронного декларирования приведет к упрощению таможенных процедур, облегчению и содействию внешнеэкономической деятельности в Республике Казахстан.

    Один из «внешних» элементов «е-Минфина» — портал госзакупок. Как вы лично оцениваете появление данного инструмента?

    — Автоматизация информационной системы государственных закупок играет определяющую роль как средство обеспечения соблюдения принципов правового регулирования при осуществлении государственных закупок.

    Прозрачность процесса государственных закупок, начиная от планирования (формирования) объемов закупаемых товаров, работ, услуг до исполнения договоров о государственных закупках является главным условием справедливых и объективных отношений бизнеса и власти, отсутствия предвзятости и предпочтения в выборе поставщиков.

    Поступательный рост числа и объемов государственных закупок, совершенных на открытой конкурентной основе, не только обеспечивает равный доступ предприятий и организаций к участию в процедурах закупок, но и создает мультипликативный эффект для развития всех отраслей экономики.

    Мы нашли взаимопонимание со всеми участниками процесса реализации проекта «е-Минфин», поскольку руководствовались одной логикой — коррупциогенность системы можно уменьшить только за счет автоматизации всех процессов. Нам удалось в полном объеме реализовать свое видение того, каким образом должна быть построена система государственных закупок. До того, как прийти и быть готовым реализовать это мероприятие, необходимо было провести определенную работу, эта работа нами успешно проведена. В 2008 году в Казахстане были внедрены электронные госзакупки методом запроса ценовых предложений. Были приняты различные поступательные стимулы, и этот метод получил широкое и активное распространение среди участников рынка. Бизнесмены включились в работу, что явилось основой для продвижения уже других методов электронных госзакупок.

    Планировалось, что с 2011 года все госучреждения Казахстана начнут переходить на электронные конкурсы. Как продвигается работа в этом направлении? Сколько министерств уже перешли на госзакупки в электронном формате?

    — Электронные конкурсы сейчас активно используются в пилотной версии Министерством финансов РК и его подразделениями. Они позволяют проводить закуп товаров, работ и услуг, учитывая один из главных критериев — качество. В настоящее время действующим законом предусмотрена возможность проведения электронных конкурсов, но активного участия в этой системе госорганы пока не проявляют. Мы понимаем, что необходимо стимулировать участников рынка использовать этот метод. Поэтому в законе «О внесении изменений и дополнений в закон «О государственных закупках», который принят парламентом, мы отразили определенные стимулирующие позиции и для заказчиков, и для поставщиков. С учетом того, что электронные конкурсы по сравнению с бумажными не требуют проведения некоторых мероприятий, а это сбор конкурсной комиссии, документации, проведение заседаний — все будет проходить в o -li e режиме, то это значит, что сокращаются в два раза сроки проведения процедур государственных закупок. Данная позиция ни в коей мере не будет ущемлять интересы поставщиков, которым необходимо время для того, чтобы ознакомиться с документами по конкурсу, изучить заявку, подготовить необходимую документацию. Сократится только время на принятие решения организаторами конкурсов.

    На какой стадии находится подготовка к запуску площадок аукционов в электронном формате?

    — Действительно, это новый для Казахстана метод госзакупок, его правовая база также отражена в законе «О внесении изменений и дополнений в закон «О государственных закупках». Этот метод практически идентичен конкурсу, но там есть еще один дополнительный этап, когда участники могут принимать меры по снижению первоначальной цены в o -li e режиме. Если вернуться к соглашению «О муниципальных государственных закупках», то для России и Беларуси оно вступает в силу с 1 января, для нас — с 1 июля 2012 года. Полгода мы оставили для себя, чтобы дать казахстанским участникам электронных госзакупок время для подготовки к работе в новой системе. Мы активно проводим разъяснительную работу, обучение поставщиков и заказчиков. Поэтому с 1 июля, когда большая часть закупок будет проведена, мы сможем без каких-либо проблем провести оставшуюся часть закупок исключительно в электронном формате. Эта система, безусловно, является антикоррупционной. Электронная система госзакупок, я полагаю, будет функционировать уже на постоянной основе, меняться могут технологии, но сами принципы уже меняться не будут.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии