Кто последний в е-правительство?
Уровень развития электронного правительства и обучения компьютерной грамотности в Казахстане на сегодняшний день.
Вот уже почти год, как у казахстанцев появилась возможность общаться с правительством с помощью интернета. Пока далеко не каждый второй и третий гражданин представляет, что это такое и как оно должно работать. Хотя под выражением «электронное правительство» подразумевается создание определенной коммуникативной инфраструктуры, позволяющей государственным органам и гражданам взаимодействовать с использованием современных информационных технологий. С его помощью можно достигнуть таких целей, как: предоставление правительственных услуг гражданам, увеличение доступа граждан к информации, упрощение системы взаимоотношений между бизнесом и государственными органами.
Чтобы понять на практике как работает система, предлагаю рассмотреть в качестве примера
А вот в США работа над электронным правительством Egov.gov (http://www.egov.gov/), Whitehouse.gov (http://www.whitehouse.gov/omb/egov/) проводится под лозунгом большей открытости и подотчетности правительства гражданам. Граждане могут сами судить об эффективности работы правительственных учреждений, а не полагаться только на заявления руководителей, вышестоящих лиц и сообщения СМИ. В качестве виртуальных видов коммуникации с
Согласно данным ООН в области
Однако, несмотря на эти, весьма важные, положительные моменты все чаще возникают споры о необходимости электронного правительства, так как с каждым годом значительно увеличиваются расходы на его функционирование. В Западной Европе в 2003 году расходы стран на «электронное правительство» превысили $3 млрд., в 2004 составили около $4 млрд., а к концу 2007 могут достигнуть $6 млрд.
Если сравнивать поставленные задачи
Планируется, что уже в этом году в Казахстане «электронными» станут таможня, налоговые, статистические органы и государственные закупки. В 2008 году предполагается интеграция с порталом электронного правительства (http://www.e.gov.kz/) таких систем, как
Если говорить на каком этапе находится сайт электронного правительства сейчас, то в данный момент на ресурсе размещена информация по следующим основным блокам: «власть», «граждане», «бизнес», «иностранцы» и «мой портал». Большая часть материалов несет в себе информационный характер (выписки из законов, правила, формы заявлений, базы данных и т.д. — например, о регистрации новорожденного ребенка с перечнем документов для получения пособия). Также есть полезные ссылки в разделе «трудоустройство», в списке привычных ресурсов поиска работы в Казнете указан и казахстанский банк резюме Staff.kz (http://www.staff.kz/). Ну, а если
Буквально в прошлом месяце на портале появилась новая услуга «электронная подпись», которая будет доступна физическим лицам после предоставления электронно-цифровых сертификатов. Данная подпись нужна для участия в единой системе электронного документооборота. По словам председателя правления АО «Национальные информационные технологии» Батыра Маханбетажиева, проект предоставления электронно-цифровых сертификатов гражданам будет пилотным, а сами сертификаты будут выдаваться на ближайшие полгода бесплатно. Дальнейшая процедура выдачи сертификатов будет утверждена после того, как будет введен в эксплуатацию национальный удостоверяющий центр. Предполагается, что это произойдет уже в этом году, после его сертификации. После этого выдача будет производиться на платной основе. Присвоенная гражданам электронная подпись позволит им делать запросы и получать разрешительную или справочную документацию в том или ином государственном органе через портал «электронного правительства», без непосредственного контакта с чиновниками, а также без временных потерь, связанных с посещениями государственных органов.
Помимо сайта
Пока власть стремительно развивает виртуальные услуги для населения, остается открытым вопрос электронного неравенства в республике. Согласно данным Международного союза по телекоммуникациям об использовании интернета на 2005 год, в Казахстане — 400 тыс. пользователей, или 2,7% от общей численности населения. Для сравнения: в Южной Корее, Сингапуре, Японии процентное соотношение пользователей интернета составляет 67%, в Эстонии — 50%, а в России — 16,5%.
По данным казахстанских исследователей, самые активные пользователи всемирной паутины — работники экономической и нефтегазовой отраслей (71%), далее тяжелая промышленность — 64%, медицинские учреждения — 57%, пищевая и легкая промышленность — 55%, отрасли инфраструктуры — 54%. Самая большая доля предприятий и организаций, владеющих персональными компьютерами в Астане — 85% и в городах нефтедобывающего запада республики — 77%.
Чтобы решить данную проблему, правительством решено открыть пункты общественного доступа к «электронному правительству». На данный момент они уже действуют в Павлодаре. Первые три информационных киоска с прямым выходом в интернет установлены в библиотеке имени С. Торайгырова, областном и городском акиматах. «В пункте общественного доступа можно получить до 900 услуг. Теперь горожане, не имеющие компьютеров, могут выйти на сайты местных органов власти, правительства, парламента, Президента РК и получить необходимую информацию или справку. Встроенный в «киоск» принтер выдаст поступивший по интернету документ в распечатанном виде. В начале марта пункты общественного доступа к информационным ресурсам госорганов РК откроются во всех райцентрах региона. До конца года в библиотеках, клубах, на вокзалах, в акиматах сел и городов будет задействован 51 аппарат, где население сможет выйти на связь с «электронным правительством» страны», — рассказывает директор КГП «Информационно-технический сервис акима области» Мурат Ибраев. Если говорить об Алматы, то (по состоянию на 15 марта) пока нет информации, что такие пункты начали работать, хотя работники районных акиматов утверждают, что письма о начале работы данной системы уже получены.
Однако одних пунктов недостаточно, ведь уровень компьютерной грамотности пока довольно низок. С целью решения этой проблемы для обучения работников бюджетной сферы и безработного населения в 2007 году будет организовано 300 классов. Так, обратившись в Центр занятости, можно пройти трехмесячный курс обучения работе на персональном компьютере. Для обучения военнослужащих — 68 классов. Для повышения уровня компьютерной грамотности молодежи планируется ввести обязательное тестирование учащихся школ, профшкол, лицеев, колледжей и студентов ВУЗов, — данным процессом планируется охватить почти миллион молодых людей, или 6,6% населения РК.
Панируется создать 69 компьютерных классов в детских домах. Кроме того, для всех желающих будут организованы летние компьютерные школы. В регионах Казахстана планируется открыть 2000 классов на базе школ, которые будут действовать в период летних каникул. Также будет проведено тестирование и обучение работников национальных компаний и холдингов страны.
Таким образом, в результате будет организовано 2515 классов и обучено 2364000 человек (15,7%). С учетом существующего уровня компьютерной грамотности населения, равного 5%, после реализации данной Программы, уровень компьютерной грамотности в Казахстане поднимется до 20,7%.
Но нельзя сказать, что до правительственной программы по снижению компьютерного неравенства в школах не было компьютеров и интернета. Между тем, республиканская программа по компьютеризации школ, которая действует уже шестой год, не оправдала свои ожидания. В прошлом году 12% выпускников школ и около 70% учителей были вообще незнакомы с компьютером. Поэтому в данном случае хочется задать вопрос, а окупят ли себя искусственные попытки обучить компьютерной грамотности несколько миллионов человек, которым эти знания негде применить?
А вот первые промежуточные результаты внедрения в массы
Конечно, нельзя утверждать, что ситуация во всех регионах одинаковая. Вот что говорит Александр Михайлович Нечухранный, учитель информатики поселка Фабричный Алматинской области: «У нас несколько укомплектованных классов, все компьютеры подключены к интернету. Есть все условия для проведения уроков, но существует проблема технического обслуживания, не хватает профессиональных узконаправленных знаний по налаживанию работы техники, например сетевое подключение. Постоянно приходится решать такие проблемы самостоятельно, так как у школы нет возможности иметь на постоянной основе системного администратора».
Ну, и конечно, интересно узнать какова общая картина в области повышения
— Алексей Филиппович, как вы оцениваете существующие механизмы, методы повышения компьютерной грамотности населения?
— Я считаю, что говорить о
— Есть ли необходимость обучения каждого пятого казахстанца? Насколько это необходимо для сельского жителя?
— Не только каждого пятого казахстанца нужно обучать компьютерной грамотности — обучать надо всех потенциально способных к обучению. Совершенно очевидно, что это нужно всем, даже сельским жителям. Освоение компьютерной грамотности сельскими жителями даст больший результат, чем обучение других категорий, ибо это будет способствовать расширению их кругозора, компетентности и профессионализма.
— Исходя из рекламных объявлений, можно сделать вывод, что сейчас достаточно много вузов готовят
— Действительно, сегодня достаточно много вузов готовит
Просматривая программы по развитию компьютерной грамотности, я так и не поняла, как будет происходить обучение населения, которое не работает в государственных органах, не учится в школе, университете и не служит в армии. В этом случае, на мой взгляд, есть два варианта: купить компьютер, оплатить установку лицензионного программного обеспечения (иное запрещено законом), подключиться к интернету, купить книгу по обучению навыкам работы на компьютере или брать платные уроки. И второй способ, более простой и дешевый. Найти в своем регионе, городе НПО, которое осуществляет проект по проникновению информационных технологий в массы. Таких, конечно, единицы, но шансы есть. Например, в Алматы этим занимается IREX. О работе фонда рассказывает Александр Парфентьев, администратор: «В рамках проекта «Расширение доступа и обучения в интернете» (IATP) поддерживается четыре основных направления, предоставляемые на бесплатной основе всем желающим: доступ к интернету (любой посетитель может зарезервировать час рабочего времени для работы в интернете или использования компьютера для рабочих целей, например, обработка текстовых документов); тренинги — посетители центра могут пройти обучение по широкому кругу тренингов в области информационных технологий, начиная от базовых курсов по компьютерной грамотности и до высокопрофессиональных курсов по
В настоящее время в рамках программы функционирует два интернет-центра IATP и десять независимых (бывшие интернет-центры IATP) по всей республике. В мае 2006 года 933 гражданина Казахстана посетили интернет-центры IATP 3196 раз, 247 пользователей приняли участие на тренингах. На сервере IATP в Казахстане размещено 1151 некоммерческий
Т.е. можно приводить доводы «за» и «против», искать недочеты и находить плюсы, но в любом случае можно сказать, что реализуемые инициативы так или иначе увеличивают количество пользователей
Комментарии