Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Кто последний в е-правительство?

    Уровень развития электронного правительства и обучения компьютерной грамотности в Казахстане на сегодняшний день.

    10 апреля 2007 12:28, Валентина Фомичева, Computer Club Magazine

    Вот уже почти год, как у казахстанцев появилась возможность общаться с правительством с помощью интернета. Пока далеко не каждый второй и третий гражданин представляет, что это такое и как оно должно работать. Хотя под выражением «электронное правительство» подразумевается создание определенной коммуникативной инфраструктуры, позволяющей государственным органам и гражданам взаимодействовать с использованием современных информационных технологий. С его помощью можно достигнуть таких целей, как: предоставление правительственных услуг гражданам, увеличение доступа граждан к информации, упрощение системы взаимоотношений между бизнесом и государственными органами.

    Чтобы понять на практике как работает система, предлагаю рассмотреть в качестве примера е-правительства Франции и Америки. Так, во Франции виртуальное правительство Internet.gouv.fr (http://www.internet.gouv.fr/) начало работать еще в 1998 году. Его цель — создать условия для общения населения и бизнеса с государственным аппаратом, обеспечив широкий доступ к новым технологиям. Правительство Франции полагает, что, поскольку в настоящее время вся деятельность министерств находится на виду у пользователей интернета, это повышает ответственность и эффективность работы чиновников. В настоящее время каждый человек по интересующей его проблеме может обратиться к чиновнику-профессионалу за квалифицированной консультацией.

    А вот в США работа над электронным правительством Egov.gov (http://www.egov.gov/), Whitehouse.gov (http://www.whitehouse.gov/omb/egov/) проводится под лозунгом большей открытости и подотчетности правительства гражданам. Граждане могут сами судить об эффективности работы правительственных учреждений, а не полагаться только на заявления руководителей, вышестоящих лиц и сообщения СМИ. В качестве виртуальных видов коммуникации с е-правительством граждане США могут отправить электронное письмо чиновнику, подписаться на целевую рассылку, разместить сообщение на «доске объявлений», обсудить насущные проблемы в чате или на форуме.

    Согласно данным ООН в области e-government, первое место по темпам реализации идеи «электронного правительства» среди 190 стран международного сообщества заняли США (3,11 балла). Далее следуют: Австралия (2,6), Новая Зеландия (2,59), Сингапур (2,58), Норвегия (2,55), Великобритания (2,52), Канада (2,52), Нидерланды (2,51), Дания (2,47)  и Германия (2,46). Но если говорить в целом, то с развитием е-управления в развитых странах произошло сокращение численности чиновников, повышение квалификации и ответственности лиц, принимающих решения, ускорился процесс обратной связи с гражданами.

    Однако, несмотря на эти, весьма важные, положительные моменты все чаще возникают споры о необходимости электронного правительства, так как с каждым годом значительно увеличиваются расходы на его функционирование. В Западной Европе в 2003 году расходы стран на «электронное правительство» превысили $3 млрд., в 2004 составили около $4 млрд., а к концу 2007 могут достигнуть $6 млрд.

    Если сравнивать поставленные задачи е-управления в Казахстане с общепринятыми, то по большому счету они не отличаются. Хотя в принципе есть определенные направления, которые ориентированы исключительно на наш регион — например, борьба с коррупцией. В этом отношении существует надежда, что электронный чиновник не будет брать взятки. Таким образом будет повышаться эффективность деятельности государственных органов и снижаться коррупция и административные барьеры.

    Планируется, что уже в этом году в Казахстане «электронными» станут таможня, налоговые, статистические органы и государственные закупки. В 2008 году предполагается интеграция с порталом электронного правительства (http://www.e.gov.kz/) таких систем, как «е-торговля»,«е-образование»,«е-здравоохранение»,«е-гражданин»,«е-госслужба»,«е-правосудие» и т.д.  К 2009 году планируется перевести в электронный режим практически все государственные органы, оказывающие услуги населению. Через два года на портале электронного правительства будет внедрено 1200 услуг, чтобы практически все функциональные обязанности перевести на электронные рельсы.

    Если говорить на каком этапе находится сайт электронного правительства сейчас, то в данный момент на ресурсе размещена информация по следующим основным блокам: «власть», «граждане», «бизнес», «иностранцы» и «мой портал». Большая часть материалов несет в себе информационный характер (выписки из законов, правила, формы заявлений, базы данных и т.д.  — например, о регистрации новорожденного ребенка с перечнем документов для получения пособия). Также есть полезные ссылки в разделе «трудоустройство», в списке привычных ресурсов поиска работы в Казнете указан и казахстанский банк резюме Staff.kz (http://www.staff.kz/). Ну, а если кто-то решит подать заявление о нарушении прав человека, то можно узнать все подробности данной процедуры и написать письмо уполномоченному по правам человека.

    Буквально в прошлом месяце на портале появилась новая услуга «электронная подпись», которая будет доступна физическим лицам после предоставления электронно-цифровых сертификатов. Данная подпись нужна для участия в единой системе электронного документооборота. По словам председателя правления АО «Национальные информационные технологии» Батыра Маханбетажиева, проект предоставления электронно-цифровых сертификатов гражданам будет пилотным, а сами сертификаты будут выдаваться на ближайшие полгода бесплатно. Дальнейшая процедура выдачи сертификатов будет утверждена после того, как будет введен в эксплуатацию национальный удостоверяющий центр. Предполагается, что это произойдет уже в этом году, после его сертификации. После этого выдача будет производиться на платной основе. Присвоенная гражданам электронная подпись позволит им делать запросы и получать разрешительную или справочную документацию в том или ином государственном органе через портал «электронного правительства», без непосредственного контакта с чиновниками, а также без временных потерь, связанных с посещениями государственных органов.

    Помимо сайта е-правительства Казахстана, полезная информация есть непосредственно на ресурсах различных государственных ведомств. Кроме того, на них тоже можно пообщаться с государственными мужами. Например, задать вопрос в министерство юстиции или оставить сообщение для акима.

    Пока власть стремительно развивает виртуальные услуги для населения, остается открытым вопрос электронного неравенства в республике. Согласно данным Международного союза по телекоммуникациям об использовании интернета на 2005 год, в Казахстане — 400 тыс. пользователей, или 2,7%  от общей численности населения. Для сравнения: в Южной Корее, Сингапуре, Японии процентное соотношение пользователей интернета составляет 67%, в Эстонии — 50%, а в России — 16,5%.

    По данным казахстанских исследователей, самые активные пользователи всемирной паутины — работники экономической и нефтегазовой отраслей (71%), далее тяжелая промышленность — 64%, медицинские учреждения — 57%, пищевая и легкая промышленность — 55%, отрасли инфраструктуры — 54%. Самая большая доля предприятий и организаций, владеющих персональными компьютерами в Астане — 85% и в городах нефтедобывающего запада республики — 77%.

    Чтобы решить данную проблему, правительством решено открыть пункты общественного доступа к «электронному правительству». На данный момент они уже действуют в Павлодаре. Первые три информационных киоска с прямым выходом в интернет установлены в библиотеке имени С. Торайгырова, областном и городском акиматах. «В пункте общественного доступа можно получить до 900 услуг. Теперь горожане, не имеющие компьютеров, могут выйти на сайты местных органов власти, правительства, парламента, Президента РК и получить необходимую информацию или справку. Встроенный в «киоск» принтер выдаст поступивший по интернету документ в распечатанном виде. В начале марта пункты общественного доступа к информационным ресурсам госорганов РК откроются во всех райцентрах региона. До конца года в библиотеках, клубах, на вокзалах, в акиматах сел и городов будет задействован 51 аппарат, где население сможет выйти на связь с «электронным правительством» страны», — рассказывает директор КГП «Информационно-технический сервис акима области» Мурат Ибраев. Если говорить об Алматы, то (по состоянию на 15 марта) пока нет информации, что такие пункты начали работать, хотя работники районных акиматов утверждают, что письма о начале работы данной системы уже получены.

    Однако одних пунктов недостаточно, ведь уровень компьютерной грамотности пока довольно низок. С целью решения этой проблемы для обучения работников бюджетной сферы и безработного населения в 2007 году будет организовано 300 классов. Так, обратившись в Центр занятости, можно пройти трехмесячный курс обучения работе на персональном компьютере. Для обучения военнослужащих — 68 классов. Для повышения уровня компьютерной грамотности молодежи планируется ввести обязательное тестирование учащихся школ, профшкол, лицеев, колледжей и студентов ВУЗов, — данным процессом планируется охватить почти миллион молодых людей, или 6,6%  населения РК.

    Панируется создать 69 компьютерных классов в детских домах. Кроме того, для всех желающих будут организованы летние компьютерные школы. В регионах Казахстана планируется открыть 2000 классов на базе школ, которые будут действовать в период летних каникул. Также будет проведено тестирование и обучение работников национальных компаний и холдингов страны.

    Таким образом, в результате будет организовано 2515 классов и обучено 2364000 человек (15,7%). С учетом существующего уровня компьютерной грамотности населения, равного 5%, после реализации данной Программы, уровень компьютерной грамотности в Казахстане поднимется до 20,7%.

    Но нельзя сказать, что до правительственной программы по снижению компьютерного неравенства в школах не было компьютеров и интернета. Между тем, республиканская программа по компьютеризации школ, которая действует уже шестой год, не оправдала свои ожидания. В прошлом году 12% выпускников школ и около 70% учителей были вообще незнакомы с компьютером. Поэтому в данном случае хочется задать вопрос, а окупят ли себя искусственные попытки обучить компьютерной грамотности несколько миллионов человек, которым эти знания негде применить?

    А вот первые промежуточные результаты внедрения в массы ИТ-знаний. «В нашей школе есть два компьютерных класса. Уроки информатики проводятся в старших классах. Ученикам очень нравятся занятия, они умеют печатать, но младшее звено и учителя-предметники предпенсионного возраста в большинстве своем не владеют навыками работы на компьютере. Директор школы обязал всех учителей во время зимних каникул пройти курс обучения, но в школе было очень холодно и электричество не всегда есть, так что занятия перенесли на весенние каникулы. Хотя, на мой взгляд, эти знания применить пока негде», — делится своим мнением Людмила Николаевна Малышева, учитель средней школы аула Тюмень-Арык Кызылординской области.

    Конечно, нельзя утверждать, что ситуация во всех регионах одинаковая. Вот что говорит Александр Михайлович Нечухранный, учитель информатики поселка Фабричный Алматинской области: «У нас несколько укомплектованных классов, все компьютеры подключены к интернету. Есть все условия для проведения уроков, но существует проблема технического обслуживания, не хватает профессиональных узконаправленных знаний по налаживанию работы техники, например сетевое подключение. Постоянно приходится решать такие проблемы самостоятельно, так как у школы нет возможности иметь на постоянной основе системного администратора».

    Ну, и конечно, интересно узнать какова общая картина в области повышения IT-грамотности в Казахстане. Специально для этого мы обратились к Алексею Филипповичу Цеховому, академику, доктору технических наук, профессору Международной академии информатизации (МАИН).

    Алексей Филиппович, как вы оцениваете существующие механизмы, методы повышения компьютерной грамотности населения?

    — Я считаю, что говорить о какой-то сложившейся системе повышения компьютерной грамотности в Казахстане нельзя. Процесс этот проходит стихийно и инициируется по мере необходимости как снизу, так и сверху (органами государственного управления). Сегодня этот процесс осуществляется в рамках программы «Ликвидации цифрового неравенства», принятой в августе 2006 года. В определенном смысле, механизмы и методы компьютерной грамотности отлажены в течение 2005–2007 гг. ОО «МАИН» и ПРООН. Методические указания разработаны компанией Microsoft, деньги на это выделены ПРООН. С этого года рядом Министерств и ведомств РК объявлены тендеры на обучение компьютерной грамотности различных слоев населения. В частности, Министерство обороны собирается потратить более 200 млн. тенге на обучение военнослужащих и их семей.

    Есть ли необходимость обучения каждого пятого казахстанца? Насколько это необходимо для сельского жителя?

    — Не только каждого пятого казахстанца нужно обучать компьютерной грамотности — обучать надо всех потенциально способных к обучению. Совершенно очевидно, что это нужно всем, даже сельским жителям. Освоение компьютерной грамотности сельскими жителями даст больший результат, чем обучение других категорий, ибо это будет способствовать расширению их кругозора, компетентности и профессионализма.

    Исходя из рекламных объявлений, можно сделать вывод, что сейчас достаточно много вузов готовят ИТ-специалистов. Какова ситуация относительно обучающих курсов в области управления и подготовки топ-менеджеров по организации самого процесса работы или разработки проектов?

    — Действительно, сегодня достаточно много вузов готовит ИТ-специалистов. Проблема не в их количестве, а в качестве. К сожалению, большинство вузов слабо взаимодействуют с ИТ-компаниями. Главный камень преткновения — это отсутствие подготовки в стране ИТ-менеджеров. Требуется создать при ведущих вузах госслужбы центры компетенции. Этот процесс сегодня в стране актуализируется.

    Просматривая программы по развитию компьютерной грамотности, я так и не поняла, как будет происходить обучение населения, которое не работает в государственных органах, не учится в школе, университете и не служит в армии. В этом случае, на мой взгляд, есть два варианта: купить компьютер, оплатить установку лицензионного программного обеспечения (иное запрещено законом), подключиться к интернету, купить книгу по обучению навыкам работы на компьютере или брать платные уроки. И второй способ, более простой и дешевый. Найти в своем регионе, городе НПО, которое осуществляет проект по проникновению информационных технологий в массы. Таких, конечно, единицы, но шансы есть. Например, в Алматы этим занимается IREX. О работе фонда рассказывает Александр Парфентьев, администратор: «В рамках проекта «Расширение доступа и обучения в интернете» (IATP) поддерживается четыре основных направления, предоставляемые на бесплатной основе всем желающим: доступ к интернету (любой посетитель может зарезервировать час рабочего времени для работы в интернете или использования компьютера для рабочих целей, например, обработка текстовых документов); тренинги — посетители центра могут пройти обучение по широкому кругу тренингов в области информационных технологий, начиная от базовых курсов по компьютерной грамотности и до высокопрофессиональных курсов по веб-программированию и системному администрированию; онлайн обсуждения — чаты представляют собой ценную часть обмена не запрещенной информацией о событиях, происходящих в различных регионах, а также являются альтернативой другим СМИ; развитие информационных ресурсов — IATP поддерживает своих партнеров в создании сайтов и электронных ресурсов.

    В настоящее время в рамках программы функционирует два интернет-центра IATP и десять независимых (бывшие интернет-центры IATP) по всей республике. В мае 2006 года 933 гражданина Казахстана посетили интернет-центры IATP 3196 раз, 247 пользователей приняли участие на тренингах. На сервере IATP в Казахстане размещено 1151 некоммерческий веб-сайт».

    Т.е.  можно приводить доводы «за» и «против», искать недочеты и находить плюсы, но в любом случае можно сказать, что реализуемые инициативы так или иначе увеличивают количество пользователей ИТ-технологий, и это радует.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии