Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Сотовая связь: битва за интернет?

    Состояние и развитие рынка сотовой связи в Казахстане.

    10 июня 2011 13:50, Александр Васильев, Kazakhstan
    Рубрики: Рынок, Связь

    Получение лицензий на стандарт 3G и перезапуск оператора Neo — вот два самых ожидаемых события 2010 года. И если вопрос с 3G под занавес года все-таки был решен, то новый владелец Neo — шведская компания Tele2 начало своей экспансии на казахстанский рынок мобильной связи перенесла на 2011 год. Вместе с тем, похоже, это будет не единственным сюрпризом для потребителей, которым усиление конкуренции только на руку.

    Тем временем сама мобильная связь продолжает занимать львиную долю в структуре доходов отечественных телекоммуникационных предприятий. Более того, эта доля снова начала расти, даже несмотря на то что из-за оказываемого давления со стороны Минсвязи и Антимонопольного комитета 2010 год выдался для сотовых операторов довольно нервозным. Так, в прошлом году они заработали 270,92 млрд тенге, что на 14,8%  больше, чем в 2009-м, в то время как весь рынок связи показал лишь пятипроцентную позитивную динамику. При этом доля данного сегмента в общей структуре доходов телекома в 2010 году увеличилась до 57% против 53,9%  годом ранее. Что касается прогнозов на 2011 год, то все отраслевые эксперты в основном ожидают умеренный рост рынка на уровне 10%, а в качестве ключевых драйверов называются внедрение стандарта 3G и развитие услуг интернет-доступа (в том числе мобильного).

    Вместе с тем итоги первого квартала показали, что эти оценки могут оказаться слишком консервативными. В частности, по оперативным данным Агентства по статистике, предприятиями связи с начала года было оказано услуг на сумму 124 млрд тенге, что в сопоставимых ценах на 14,6%  больше объема января-марта 2010 года. При этом доходы от услуг междугородной телефонной связи составили 10,7 млрд тенге (-9,8%), от услуг местной телефонной связи — 9,5 млрд тенге (+9,7%), интернета — 19,3 млрд тенге (+59,0%) и сотовой связи — 65,9 млрд тенге (+12,4%). За первые три месяца 2011 года доля «сотовиков» в общем объеме доходов предприятий связи установилась на уровне 53,3%, а число их абонентов на конец марта составило 20,115 млн единиц, в том числе 5,08 млн абонентов, имеющих доступ к интернету.

    3G-фикация всей страны

    Сегодня вполне очевидно, что рост сегмента сотовой связи во многом происходит за счет замещения ею традиционного «межгорода», чья доля планомерно снижается уже несколько лет. В то же время этот процесс активно стимулируют и сами мобильные операторы, которые предлагают своим абонентам как новые тарифные планы, так и новые услуги. В числе последних акций Beeline и Kcell — возможность с помощью SMS оставлять сообщения в популярных социальных сетях и на блог-платформах. Вообще, основной вектор развития операторов все больше направлен именно в сторону наращивания различных сервисов и повышения удобства взаимодействия абонента с самим оператором (например, возможность пополнять счет через интернет). К тому же регулирующие органы все внимательнее следят за тарифной политикой, вынуждая сотовые компании идти на снижение стоимости услуг. Практически весь прошлый год прошел в разбирательствах вокруг завышенных роуминговых тарифов, в результате чего они были снижены. А под занавес 2010 года Министерством связи был издан приказ, обязывающий сотовых операторов отменить взыскание платы за соединение и перейти на посекундную тарификацию. Как результат, уже в феврале 2011-го все GSM-операторы объявили о закрытии ряда старых тарифных планов и запуске новых. В конечном счете выиграли абоненты: сокращение их затрат на связь составило от 15% до 55% — в зависимости от оператора и выбранного тарифа.

    Одновременно GSM-операторы продолжают активную работу по расширению зоны покрытия 3G в регионах. Правда, напомним, что лицензию на связь третьего поколения получили только два из них — Beeline и Kcell, которые развернули сеть 3G уже в нескольких десятках городов Казахстана. Что касается Neo, то он пока в 3G-аутсайдрах. Однако справедливости ради отметим, что процесс полноценного охвата связью 3G будет небыстрым — даже в Астане и Алматы уровень сигнала стабилен пока только в их центральной части.

    Тем не менее, участники рынка отмечают повышение спроса на 3G USB-модемы. По информации еженедельника «Курсив», в I квартале 2011 года сразу два крупных игрока — Digital TV (предоставляет интернет-доступ по технологии Wi-Max) и Beeline отметили резкий рост продаж модемов для доступа к мобильному интернету — до 20% ежемесячно. Так, например, у Digital TV средний объем продаж сейчас не падает ниже 5000 контрактов в месяц. Beeline количественные данные по продажам модемов не раскрывает, но, учитывая популярность самого бренда, можно предположить, что они, как минимум, не ниже, чем у Digital TV. При этом в Beeline отмечают схожую с Digital TV динамику увеличения продаж 3G-модемов — в среднем 18,5%  в месяц.

    Как уже упоминалось, официально в Казахстане насчитывается 5,08 млн абонентов сотовой связи, имеющих доступ к интернету. Правда, неизвестно, сколько из них являются 3G-интернетчиками. Однако то, что сотовые операторы стали заметными игроками рынка интернет-доступа, а их основные маркетинговые стратегии развиваются именно в интернет-плоскости, — это уже свершившийся факт.

    Затянувшийся старт Tele2

    В то время как конкуренты все сильнее увеличивают отрыв, наращивая количество своих сервисов и разворачивая сети 3G, Neo проявляет минимальную активность. Связано это с тем, что шведская компания Tele2, новый владелец ТОО «Мобайл Телеком Сервис» (работающего под торговой маркой Neo), долгое время готовилась к коммерческому перезапуску. Затянулся этот процесс из-за того, что приобретенный актив оказался несколько проблемным. Да и сам перезапуск, как выяснилось, не сулит абонентам ничего сверхъестественного.

    Первым казахстанским городом, с которого Tele2 начал «перезагрузку», стал Актобе — именно здесь 24 апреля стартовал запуск сети под новым брендом. Помимо Актюбинской области, в зону покрытия Tele2 во II квартале войдут Астана и Алматы, а также Западно-Казахстанская область и регионы северо-востока страны. Причина, по которой стартовой площадкой был выбран Актобе, а не обе столицы, в том, что именно в этом городе у оператора была наиболее подходящая инфраструктура для развертывания новой сети. Ведь не секрет, что зона покрытия у Neo была откровенно слабой.

    Возникает резонный вопрос: чем же занимался оператор целый год? Ведь Tele2 завершил сделку по приобретению «Мобайл Телеком Сервиса» еще в марте 2010-го. По словам представителей Tele2, за это время был проведен детальный анализ всех аспектов работы компании, перестроены ее бизнес-процессы, чтобы интегрировать их в существующую бизнес-среду Tele2, а также усилена команда. По сути, это означает, что на рынок выходит совершенно новый оператор сотовой связи. Таким образом, развитием сети Tele2 будет активно заниматься в этом году, на что предполагается потратить около $200 млн. Для сравнения: если в 2010 году капитальные затраты компании составили $27 млн, то Kcell за этот же период только в развертывание 3G-сети вложил $150 млн и примерно такую же сумму планирует инвестировать на эти цели в 2011 году. По итогам года количество базовых станций Tele2 должно вырасти более чем в три раза (конкретные цифры компания не озвучивает), что позволит предоставлять услуги связи необходимого качества не менее 74% населения.

    Рыночная стратегия Tele2 в Казахстане подразумевает все то, чем известна компания в других 10 странах своего присутствия, включая Россию. В первую очередь это формат дискаунтера, или стратегия низких цен. Tele2 рассчитывает предложить казахстанцам самые выгодные тарифы, даже относительно самых дешевых предложений других операторов. Тарифная политика будет построена таким образом, чтобы предложить минимальное число тарифных планов, которые явно отличаются друг от друга и охватывают практически все потребности абонентов.

    Так, при запуске в Актобе оператор предложил три тарифа: «Зазвони всех», «Клан» и «Интернет-драйв». Первый ориентирован на жителей Актюбинской области, которые чаще всего звонят на городские и мобильные телефоны разных операторов. Он отличается одинаково низкой стоимостью звонков — 8 тенге за минуту с первой минуты на территории Актюбинской области и столько же — за 1 SMS. Единый национальный тариф «Клан» — это объединение всех тех, кто уже пользуется Tele2: 3 тенге за минуту разговора или SMS внутри сети. Звонки на другие номера на территории Казахстана по этому тарифу обойдутся в 20 тенге, а SMS — в 8 тенге за сообщение. При этом 1 Мб трафика на обоих тарифах стоит 25 тенге. В комплекте к тарифному плану «Интернет-драйв» идет USB-модем, который поддерживает стандарты 2G и 3G. Стоимость 1 Мб трафика в нем составит не более 8 тенге. Во всех трех тарифах отсутствует абонентская плата, плата за соединение и повышенная стоимость первых минут, при этом тарификация является посекундной.

    В свое время председатель правления «Tele2 Казахстан» Андрей Смелков обещал, что компания будет держать цены минимум на 20% ниже, чем у других операторов: «Какой бы низкий тариф ни выставили конкуренты — мы поставим еще ниже». Что же, стоимость разговоров получилась действительно несколько ниже, чем у конкурентов. С другой стороны, учитывая соотношение абонентских баз (по состоянию на конец 2010 года у Neo/Tele2 было всего 332 тыс. пользователей), очевидно, что основной трафик абонентов Tele2 будет все же уходить за пределы родной сети. А в этом направлении разница в тарифах с «большой двойкой» никогда не будет существенной, хотя бы из-за ставки на интерконнект (межсетевое соединение операторов), которую шведам так и не удалось значительно снизить. Напомним, что эта ставка, которая ранее составляла 19,5 тенге за минуту разговора, будет снижаться Kcell и Beeline постепенно (в этом году лишь на 35%), а не сразу до 5 тенге, как предлагал Tele2.

    Помимо низких цен, новый оператор также обещает европейский уровень обслуживания и яркий маркетинг. Посмотрим, насколько компании удастся сочетать эти показатели, поскольку низких тарифов в Tele2 хотят достичь за счет жесткой экономии на операционной деятельности и ограниченного спектра услуг. «Мы не тратим средства на то, чтобы разрабатывать и поддерживать услуги, которые рынком не востребованы или востребованы только небольшим количеством абонентов. За счет этого мы можем экономить. Как правило, мы предлагаем меньше услуг, чем наши партнеры по рынку», — констатирует г-н Смелков.

    Но насколько такой подход понравится клиентам — неизвестно. С одной стороны, большинство из нас действительно не пользуется всеми услугами, которые предлагают операторы, но, с другой, всегда комфортнее, когда сознаешь, что эта возможность есть в принципе и ты можешь воспользоваться ею в любой момент.

    Новые ожидания

    Приходится констатировать, что, по большому счету, оба главных ожидания прошлого года плавно перетекли в год нынешний. Только в 2011-м мы сможем оценить как качество и востребованность услуг на базе 3G, так и успешность стратегии Tele2.

    Впрочем, некий сюрприз рынку готовит еще один оператор — «Алтел», работающий в стандарте CDMA и потому стоящий несколько обособленно. У этого игрока, как и у «Мобайл Телеком Сервис», незначительная доля рынка, зато он предлагает несколько интересных и вполне востребованных услуг, среди которых, например, мобильный телефон с прямым городским номером. А еще именно «Алтел» первым вывел на рынок 3G-интернет. К чему сейчас готовится компания, можно только гадать, хотя если судить по косвенной информации, то намерения у нее очень серьезные. Как сообщает IТ-портал Profit.kz, изучивший один из тендерных лотов «Алтела», компания закупила полный комплекс услуг по созданию нового бренда: от разработки названия и логотипа до оформления торговых залов и торжественного запуска с рекламным сопровождением. Вполне возможно, что «Алтел» нацелился на предоставление услуг в формате 4G, о котором в последнее время так много говорилось.

    В общем, 2011 год обещает быть довольно насыщенным: появление новых брендов и обострение конкуренции должны значительно оживить рынок мобильной связи.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии