Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    GPS-мониторинг как инструмент оптимизации транспортных расходов

    Интервью с разработчиком казахстанской системы NOMAD о преимуществах GPS-мониторинга транспорта и сильных сторонах разработки.

    25 марта 2011 11:04, Profit.kz
    Рубрики: Связь, Железо, Софт

    В Казахстане до последнего времени развитие систем мониторинга транспорта сдерживали несколько факторов. Прежде всего, сказывалось отсутствие конкурентоспособного программного обеспечения с соответствующей технической поддержкой. В то же время до сих пор есть некоторое недопонимание возможностей этих систем и их роли в обеспечении эффективности управления и автоматизации. Не секрет, что большинство систем мониторинга транспорта, представленные на рынке Казахстана, — российского или зарубежного производства и их приобретение, сопровождение, а также доработка программного обеспечения достаточно затруднены, так как эти компании в первую очередь заинтересованы в продаже терминалов (оборудования). Но ситуация изменилась в лучшую сторону — на рынке появилось программное обеспечение казахстанского производства с локальной поддержкой, не привязанное жестко к одному производителю терминалов, что позволяет значительно улучшить показатели эффективности практически любого бизнеса, использующего в своей работе транспорт.

    Чтобы лучше понять все преимущества использования систем мониторинга, а также узнать о сильных сторонах казахстанской разработки, системы NOMAD, мы встретились с представителем разработчика, компании «НАТ Казахстан», экспертом по развитию собственных продуктов Азимом Атентай.

    — Азим, прежде чем говорить о самой системе, давайте затронем проблематику — для чего вообще нужны подобные решения?

    — Как известно, в любой сфере, где работают люди, присутствует так называемый «человеческий фактор». А когда мы говорим о транспортной сфере, то здесь даже у самых дисциплинированных водителей возникают различные соблазны, самый безобидный из которых — воспользоваться служебным транспортом в личных целях. Если же водитель нечестен, то в зависимости от специфики сферы деятельности возможны самые разные злоупотребления, самые распространенные из которых — воровство бензина и накручивание километража. Старые способы контроля, такие как снятие показаний счетчика, сегодня неэффективны и не дают всей картины. Что касается современных систем мониторинга транспорта, то они предоставляют руководству компании полный расклад: время в пути, время простоя, время начала и окончания работы, маршрут и скорость движения, пройденный километраж, расход топлива и т.п.  Поэтому, если компания хочет иметь эффективную транспортную службу, ей не обойтись без системы мониторинга.

    — С мониторингом движения все понятно, а каким образом контролируется расход топлива?

    — Дело в том, что современные терминалы, помимо информации о местоположении транспортного средства, могут собирать и передавать до двадцати параметров состояния автомобиля (в зависимости от оборудования): уровень топлива в баке, включен или нет двигатель, закрыты/открыты дверцы кабины или кузова и пр. Некоторые терминалы позволяют даже передавать факсимильные или голосовые сообщения.

    — Разработка вашей компании, система NOMAD, тоже позволяет контролировать все эти параметры?

    — Конечно.

    — Расскажите о системе подробнее, что она из себя представляет, как работает?

    — Наша система NOMAD, как и любая другая система GPS-мониторинга, состоит из трех звеньев: это терминалы, устанавливаемые на автомобили, серверы и клиентские рабочие места. Терминал представляет собой специализированный GPS-трекер, содержащий собственно модуль GPS для определения местоположения объекта и модуль сотовой связи GSM или CDMA для передачи информации об объекте на сервер. На сервере происходит сбор и обработка информации, которая затем передается на рабочее место оператора. Оператор получает уже всю необходимую информацию об объектах в удобной для восприятия форме с привязкой к карте либо в табличном виде — тут уже все зависит от настроек и предпочтений. При этом может отображаться не только текущее местоположение объекта наблюдения, но и маршрут за определенный промежуток времени.

    Система позволяет одновременно контролировать движение нескольких сотен объектов (а в кластерном варианте — несколько тысяч). В процессе наблюдения диспетчер может осуществлять автоматический и ручной переход на карты различного масштаба, проводить поиск транспортного средства, выводить на дисплее необходимые данные о нем. В состав контролируемых параметров, по желанию заказчика, включается информация об отклонении объекта от маршрута и графика, информация о нештатном состоянии транспортного средства. Как правило, сообщения с информацией об объекте отправляются через заданный интервал времени, по запросу, а также по событию (например, если срабатывает сигнализация). Кроме того, такие информационные системы позволяют проводить комплексный анализ движения объектов, подготавливать различные отчеты.

    — Слабым местом видится зависимость от зоны покрытия GSM-сети.

    — Действительно, большинство систем мониторинга транспортных средств чаще всего строятся на базе сетей GSM 900/1800. Для компаний, чьи транспортные средства перемещаются в условиях города и окрестностей, использование этих сетей является оптимальным, как с точки зрения надежности установления и поддержания соединения, так и с точки зрения затрат. К сожалению, в отличие от Европы, у нас нет сплошного покрытия территории страны сетями GSM и никогда не будет в силу чисто экономических причин и географических особенностей. Но основные междугородние трассы, крупные города и поселки входят в зону покрытия и, как показывает практика, более чем в 95% случаев этого вполне достаточно. Для оставшихся 5% мы обязательно предложим альтернативу — например, это может быть спутниковая связь.

    — В каких сферах может быть использована система NOMAD? Первое, что приходит в голову — это транспортные компании.

    — На самом деле область применения системы NOMAD чрезвычайно широка, ее может успешно использовать практически любая компания. А уж там, где транспорт лежит в основе работы, как говорится, сам бог велел, поскольку эффект от применения будет значительно весомее. Поэтому, кроме компаний, занимающихся перевозками и служб доставки, это и нефтяная и добывающая промышленность, сельское хозяйство, строительные компании, экстренные и коммунальные службы, и даже железнодорожные перевозки — там бардака тоже хватает.

    Главный эффект применения системы NOMAD — это повышение дисциплины водителей. Все остальное можно считать производными, т.к.  транспортная система начинает работать максимально приближенно к идеальным показателям. Что, в свою очередь, дает повышение эффективности использования транспортных средств за счет сокращения времени доставки и повышения оборачиваемости рейсов, а также возможности подобрать адекватный размер автопарка. Снижаются общие затраты на обслуживание транспортных средств, расход топлива, увеличивается срок эксплуатации транспортных средств за счет пресечения нецелевого использования техники.

    Другое немаловажное следствие — это повышение безопасности водителей, грузов и транспортных средств, повышение вероятности нахождения и возврата похищенного транспорта.

    Обобщая все преимущества, можно с уверенностью говорить о повышении производительности техники и сотрудников, сокращение времени реагирования, а значит, и качества оказания услуг. Соответственно, компания, использующая систему GPS-мониторинга NOMAD, обеспечивает себе мощное конкурентное преимущество: растет удовлетворенность клиентов — улучшается имидж компании и повышается ее прибыльность.

    — А можно работать с системой удаленно, получать мониторинг транспорта в виде услуги, не устанавливая у себя сервер?

    — Да, конечно, у нас предусмотрена такая форма работы. Особенно это будет удобно для относительно небольших компаний, имеющих в своем штате менее ста единиц техники. В этом случае у клиента устанавливаются только терминалы на транспорте и предоставляется рабочее место для контроля всех данных. Сами же данные собираются и обрабатываются на наших серверах. При такой схеме у клиента не болит голова о работоспособности серверов, резервном копировании данных и проч.

    — А если, допустим, клиент хочет в целях экономии отказаться от ряда данных, ограничившись лишь получением самой основной информации — это возможно?

    — Да, мы очень гибко подходим к потребностям каждого клиента и готовы обсуждать оптимальный функционал по приемлемой для конкретного заказчика стоимости. Базовый пакет предоставляет всю необходимую функциональность для эффективного мониторинга транспорта, при этом обладая весьма привлекательной ценой для средней компании. Сочетая простоту и удобство использования с надежностью и эффективностью работы, базовый пакет и его расширения являются оптимальным выбором как для небольшого автопарка с ограниченным штатом сотрудников, так и для крупных автотранспортных предприятий.

    Расширенный пакет предоставляет более широкий набор оперативных и аналитических инструментов, позволяющих извлечь из решения максимальную выгоду. Он ориентирован на более требовательных заказчиков и обеспечивает наиболее полный контроль над автопарком. Аналитические инструменты разрабатываются в соответствии с техническим заданием по заказу.

    — Т.е.  справедливо и обратное — если клиенту потребуется какой-то дополнительный функционал, то вы сможете разработать и новые модули для системы?

    — Совершенно верно, в этом вся прелесть работы непосредственно с разработчиком системы. А учитывая, что мы — отечественная компания, то сделаем мы это быстрее, эффективнее и дешевле зарубежных коллег.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии