Руслан Никонович: Наступил момент, когда закон «О телерадиовещании» просто необходим
Интервью с членом правления Национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана, генеральным директором ТК «АРТ» Русланом Никоновичем о принятии закона «О телерадиовещании».
Начальный вариант законопроекта «О телерадиовещании» только появился, а у СМИ к разработчикам уже ворох претензий. Мол, для иностранных телерадиокомпаний будут «невыносимые» условия — их заставят создавать филиалы в Казахстане, и они тогда просто массово уйдут с нашего рынка. Под особым контролем будет кабельное и спутниковое телевидение. О спорных моментах документа мы попросили рассказать члена правления Национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана, генерального директора ТК «АРТ» города Караганды Руслана Никоновича.
— Руслан Иосифович, насколько актуальна разработка законопроекта о телерадиовещании? Какие положительные стороны сегодняшней редакции вы бы могли выделить, и какие моменты, на ваш взгляд, все еще вызывают вопросы и требуют обсуждения?
— Я уверен, что сейчас как раз наступил момент в развитии нашего информационного пространства, когда отраслевой закон просто необходим. Он объединит все направления телерадиовещательного рынка. Главное, что министерство, подготовив начальный вариант, создав основной «костяк» документа, пригласило к обсуждению все заинтересованные организации: и телерадиовещателей, и кабельных операторов, и интернет-провайдеров. Конечно же, создать идеальный закон, который бы нравился абсолютно всем, нереально. Но у министерства есть своя задача, государственная, — защитить информационный рынок. Данный законопроект четко разделяет операторов, производителей и телерадиовещателей. И это очень важно. Раньше в нашем законодательстве этого не было. Тех же кабельных операторов «определяли» к СМИ. Закон же расставляет все точки над i. Некоторые моменты все еще находятся на стадии обсуждения. Но, объединив интересы всех сторон, мы получим работающий закон. Он может нравиться или не нравиться — это уже другой вопрос, но главное — будут определены правила игры на телерадиовещательном рынке.
Безусловно, еще есть вопросы. Один из них — это прописанная в законопроекте норма на ограничение иностранного финансирования до 20% (не путать с владением). Но ведь в сфере телерадиовещания у нас должен быть привлекательный инвестиционный рынок. Ведь речь идет по умолчанию о законопослушных телерадиовещателях. Неважно, кто вкладывает деньги (ну кроме запрещенных, естественно), важно, кто производит продукт. Наша ассоциация считает, что эту норму нужно корректировать. И, я думаю, консенсус будет найден.
— В ряде СМИ появились критические мнения и по поводу других норм проекта закона… Одно из них: обязательная регистрация в Казахстане иностранными телерадиокомпаниями своих филиалов или представительств может привести к их массовому оттоку с казахстанского рынка…
— На сегодняшний день иностранные телерадиовещатели так или иначе фиксируются уполномоченным органом. Я не вижу в этом нововведении «никакого криминала». Поменяется только юридическая сторона нахождения на рынке Казахстана иностранных СМИ. И не думаю, что они массово уйдут с рынка. Но с началом действия закона может возникнуть много спорных вопросов, скажем, по поводу сцен агрессии, насилия… С кого тогда будет спрос? Логично, чтобы
— Другая норма законопроекта — половина эфирного времени уже с 1 сентября 2012 года на казахстанских каналах должна отводиться отечественным программам, которые будут создаваться на наших продакшн-студиях. Также уже через четыре года 50% вещания будет идти на государственном языке. Это языковое соответствие должны обеспечить и кабельные операторы? Как эта норма будет вводиться? По силам ли региональным каналам закупать, предполагаю, недешевую продукцию у студий?
— Здесь вопрос стоит намного шире. Закон ориентирован в первую очередь на цифровое телевещание. Согласно международной конвенции «Женева-2006» к 2015 году и Россия, и Казахстан должны будут перейти на цифровой формат вещания. Это позволит в эфире получить более качественный продукт — и по картинке, и по звуку. То есть на одну видеокартинку можно наложить в принципе бесчисленное количество звуковых дорожек. Это позволит зрителю выбрать, на каком языке он хочет смотреть программу. Для Казахстана это, скорее всего,
Пока многие живут еще в «аналоговом» времени. Но нельзя забывать, что через
А вот что касается региональных каналов, то здесь все упирается в деньги. Региональные телеканалы сами не смогут производить 50% продукции на государственном языке да и на иных языках. Даже к 2015 году. Частному региональному вещателю почти нет доступа к тендерам по производству телерадиопрограмм на госязыке. Необходимо ввести нормы налогового поощрения производства казахстанского продукта, как это делается в других отраслях.
Или вот другой вопрос, который возникает у кабельных операторов. В данном законопроекте говорится, что у них должно быть языковое соответствие каналов. И, конечно же, они тут же задают резонный вопрос: за чей счет переводить программы на казахский язык?
— Получится?..
— Подобный опыт ужу существует в России. Например, Nickelodeon да и другие мировые каналы сами переводят свои программы на русский язык…
— Закон обещает взять под контроль кабельное и спутниковое телевидение. Какие перемены грядут в этом направлении?
— Контроль кабельного телевидения на сегодняшний день фактически существует. Есть и надзоры авторские, и по смежным правам, есть и правовой, и законодательный. В любом случае те иностранные телеканалы, которые ретранслируются в кабельных сетях, — под контролем местных органов власти. Я думаю, что закон упорядочит контроль.
— Как по законопроекту будут формироваться обязательные пакеты вещания на территории Казахстана? Это будет
— Этот вопрос нами пока еще не до конца понят. Он некоторым образом плавающий. Мое видение: право войти в обязательный пакет вещания должно быть предоставлено всем отечественным телеканалам, региональным в том числе. А зритель уже сам выберет, что ему смотреть. Объясню почему: в Казахстане порядка 50 телерадиокомпаний. «Кателко» для спутникового распространения «на сегодня может взять» 72 канала. А это явно больше, чем все вместе взятые телеканалы в нашей стране. Вот и можно было включить всех. Отечественные СМИ заслужили это: прошли процедуру регистрации, оплачивали частоты, поддерживали политику, проводимую в нашей стране, создавали информационное поле и казахстанское содержание телерадиопрограмм. Сейчас мы много говорим о казсодержании, а ни один иностранный канал и не заботился об этом, как все эти годы делали казахстанские частные и государственные, общенациональные и региональные каналы.
— Операторы телерадиовещания согласно законопроекту возьмут на себя и воспитательную функцию… Они должны будут блокировать сцены насилия, жестокости, агрессии. Как вообще будет проходить отбор фильмов или передач «для просмотра»?
— Пропаганда насилия запрещена и сейчас. Возлагать же функцию блокировки на оператора связи — значит заставить его вмешиваться в процесс ретрансляции. И опять же регистрация иностранных телеканалов в нашей республике обяжет их работать в казахстанском правовом поле.
По закону блокировка сцен насилия должна проходить всегда. Вот только как это делать, никто не знает. Мы предложили убрать этот пункт из законопроекта, не возлагать его на телеоператоров, потому что,
— И что вы можете сказать о той критике законопроекта, которая появляется в прессе?
— На самом деле критика всегда нужна. Важно, чтобы она была конструктивной. Ведь это не кухонный разговор — все плохо и вообще ничего не нужно. Если вы хотите сказать: эта норма будет работать плохо, то тогда продолжите: потому что… или мы предлагаем
— А как само министерство воспринимает критику телерадиовещателей, кабельных операторов…
— Нужно отдать должное нынешней команде министерства. От нас не отмахиваются, критика воспринимается адекватно. Рабочие группы собираются, и все имеют возможность высказать свою точку зрения. Министерство вместо того, чтобы запускать сырой закон, идет по пути улучшения. На сегодняшний день по сравнению с первым вариантом это уже совершенно другой продукт: в законопроекте многое доработано, многие пункты логичны и разумны. Да, есть еще спорные моменты, и мы их обсуждаем. Но в целом есть, на что опираться. А как закон сложится, зависит от активности самих игроков. И от того, насколько Министерство учтет пожелания игроков.
Мы понимаем, что закон в первую очередь защищает интересы граждан и не должен идти на поводу у частных компаний. Но в то же время новые нормы не должны привести к закрытию бизнеса или переделу рынка. Делая поправки, мы учитываем, что рынок уже существует. Плохой или хороший — это уже другой вопрос. Но он может стать лучше. И для этого не нужно ломать то, что есть. Необходимо создать условия для развития уже существующего рынка, чтобы сегодняшние операторы связи, производители контента получили определенный толчок в виде законодательных, налоговых льгот.
Хочется, чтобы наш рынок телерадиовещания получил равные права, и не только за счет ограничительных мер на иностранный контент, чтобы государство было на стороне того, кто создает казахстанский контент.
Нашей ассоциации в этом году исполняется 10 лет, в наших рядах более 60 участников телерадиовещательного рынка РК. И все эти годы мы с Министерством — культуры и общественного согласия, просто культуры, информации и культуры, а теперь связи и информации — идем рука об руку. Уверен, что конструктивный диалог сохранится на долгие годы, диалог, позволяющий улучшить информационное пространство нашей страны, — на благо граждан Казахстана.
Комментарии