Мобильный кошелек — это реальность
Интервью с начальником Управления продвижения карточных продуктов Департамента банковских карточек АО «Цеснабанк» Алией Утеуовой о мобильном банкинге в Казахстане.
Интерес клиентов БВУ к управлению счетом посредством телефона довольно велик.
История «мобильного банкинга» в Казахстане насчитывает более пяти лет развития. Это наиболее развивающееся направление дистанционного банковского обслуживания. Популярность среди клиентов банков второго уровня снискал такой сервис как дистанционное управление банковскими счетами с помощью мобильного телефона,
— По вашему мнению, какое значение для банковской системы Казахстана, в целом, и для «Цеснабанка», в частности, имеет развитие такой системы как «мобильный банкинг»? И почему?
— «Мобильный банкинг» — это удобный и активно развивающийся во всем мире сервис.
На сегодняшний день услуга «Мобильный банкинг» пользуется большим спросом среди клиентов нашего банка и является самым востребованным и рентабельным дистанционным банковским сервисом в Казахстане. Темпы развития «мобильного банкинга» довольно высоки, и это обусловлено стремительным ростом количества абонентов сотовой связи и развитием
Растущая конкуренция на розничном банковском рынке обуславливает повышенный интерес к предоставлению быстрого доступа к банковским услугам в режиме 24*7. Многие розничные банки стараются максимально упростить бизнес-процесс по подключению к каналам и использованию услуг посредством дистанционного банковского обслуживания, к которому относится система «мобильного банкинга». Развитие данного вида услуги «Цеснабанк» рассматривает как возможность расширения существующих каналов продаж с целью получения дополнительных доходов.
Следует отметить, что доступ к финансовым услугам в регионах Казахстана весьма ограничен: меньшая сеть филиалов и отделений банков, меньшее распространение интернета. По этой причине достойной альтернативой предоставления банковских услуг становится «мобильный банкинг».
На сегодняшний день наиболее широкое распространение в нашей стране получил
Помимо вышеперечисленных, «Цеснабанк» предоставляет своим клиентам и ряд других сервисов, таких как оперативное информирование о местах расположения банкоматов и отделений банка, об истечении срока действия карты, о кредитной задолженности по платежной карте.
— Был ли вами зафиксирован рост количества подключений за первые девять месяцев 2010 года? Приведите, пожалуйста, цифры.
— За 9 месяцев текущего года наблюдается значительное увеличение числа пользователей мобильного банкинга почти в 3 раза — с 2 до 6 тысяч. Увеличение количества подключений обусловлено рядом маркетинговых мероприятий, проводимых банком. Одним из таких мероприятий является акция «Кредиты без затрат», в рамках которой производится бесплатное подключение клиентов к услуге. Помимо акции банком производится автоматическое подключение к услуге при подаче заявления на оформление платежной карты.
— Сегодня электронные платежные системы являются прямым конкурентом обыкновенным почтовым и даже банковским переводам. Мобильные операторы вполне обоснованно претендуют на место в этом сегменте, имея опыт управления деньгами и хранения личных данных абонентов. Как вы считаете, если операторы начнут развивать данную услугу с «микробанкинга», то могут ли они стать конкурентами БВУ в этом сегменте?
— На сегодняшний день на рынке финансовых услуг огромный потенциал имеют мобильные платежи. Именно по этой причине и обусловлен большой интерес операторов сотовой связи к предоставлению данных услуг. Сейчас они предлагают абонентам собственные услуги мобильной коммерции, позволяющие совершать некоторые платежи напрямую со счета мобильного телефона.
Для успешного развития мобильных услуг операторы мобильной связи и банки должны не конкурировать, а устанавливать взаимовыгодные отношения, во главе которых будет стоять партнерство, где каждая сторона будет брать на себя определенную часть обязательств. Именно эта модель взаимодействия является наиболее эффективной, так как каждая из сторон будет дополнять друг друга и выполнять те задачи, с которыми она хорошо справляется в силу специфики собственной деятельности.
Для того чтобы составить конкуренцию банкам в данном направлении, операторам мобильной связи необходимо иметь нормативное подтверждение права открытия и ведения счетов клиентов, что является функцией банковских учреждений. Именно по этой причине операторам мобильной связи нужно не претендовать на место в данном сегменте, а реализовывать партнерские отношения.
— В Казахстане «мобильный банкинг» пользуется большим спросом, несмотря на то, что на данный момент оказывает пока услуги скорее информативного, нежели платежного характера. Какие новые услуги в рамках функционирования системы стоит ожидать вашим клиентам?
— Из года в год «Цеснабанк» обеспечивает своим клиентам удобство и комфорт обслуживания посредством платежных карт, внедряет новые услуги и продукты, пользующиеся большим интересом. В 2011 году банком планируется расширить спектр услуг, предоставляемых на базе «мобильного банкинга».
Помимо стандартного набора услуг наши клиенты будут иметь возможность производить с мобильного телефона оплату услуг мобильной связи третьих лиц, кабельного телевидения, интернет-услуг, оплату коммунальных платежей, а также отправлять мгновенные денежные переводы.
— У потребителей сейчас существует большая потребность контролировать свои расходы в режиме реального времени, чему и способствует «мобильный банкинг». Учитывая это, по вашему мнению, сможет ли он поменять структуру мировой платежной системы в будущем?
— Безусловно, с развитием «мобильного банкинга» и мобильной коммерции в традиционной структуре мировой платежной системы произойдут некоторые изменения, но они существенным образом не повлияют на сложившуюся структуру платежной системы в целом. Это связано с тем, что мобильные платежные технологии рассматриваются как один из инструментов развития платежной инфраструктуры, позволяющий решить задачи повсеместной доступности финансовых услуг для населения, расширения их спектра, а также ряд других важных социально-экономических вопросов.
На сегодняшний день рынок мобильных и электронных платежей в Казахстане находится на стадии становления. Для полноценного развития мобильного рынка платежных услуг требуется соответствующее нормативно-правовое обеспечение, которое в настоящее время нуждается в доработках.
Вместе с тем, сдерживающими факторами развития «мобильного банкинга» являются такие факторы, как низкий уровень информационной и технологической грамотности пользователей — как в целом, так и в отношении инновационных банковских услуг. Большинство потребителей, имея высокотехнологичные современные мобильные телефоны, не пользуются и половиной их возможностей, зачастую предпочитая визиты в банк.
— Какие перспективы развития системы «мобильный банкинг» в ближайшем будущем вы видите?
— Перспективы развития «мобильного банкинга» в нашей стране весьма многообещающи, так как работа банков в новых условиях подразумевает предоставление клиентам современных каналов дистанционного обслуживания. Вынесение на мобильный телефон клиента части операционного самообслуживания поможет банкам снизить затраты на расчетно-кассовое обслуживание, минимизировать избыточный объем наличных денег в банкоматах, получить дополнительный источник доходов и пр.
Кроме того, широкое развитие могут получить мобильные платежи в торгово-сервисной сети. В недалеком будущем в нашей стране при помощи мобильного телефона можно будет оплачивать различные покупки и услуги, например, общественный транспорт, интернет-платежи, погашать кредиты, открывать депозиты, осуществлять денежные переводы и т.д. При этом успех мобильных платежей будет зависеть от совместных усилий участников рынка, включая мобильных операторов, финансовые институты, провайдеров инфраструктуры платежей, а также различные точки продаж.
Интерес клиентов к управлению счетом посредством телефона довольно велик, так как мобильный телефон, в первую очередь, рассматривается людьми как необходимое средство общения. Именно по этой причине «мобильный банкинг» в нашей стране имеет серьезные шансы стать очень востребованной и доступной услугой.
Комментарии