Е-стандарт
Интервью с председателем комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК Маратом Ахметжановым о проекте по введению электронной регистрации сообщений и заявлений о преступлениях в органах финансовой полиции.
Правоохранительные органы полностью перешли на электронную регистрацию заявлений граждан. Вслед за органами внутренних дел комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры внедряет проект по введению электронной регистрации сообщений и заявлений о преступлениях в органах финансовой полиции.
Теперь пострадавший подает заявление, которое регистрируется в электронном формате. Ему вручается талон-уведомление, где указан регистрационный номер, по которому он может узнать судьбу своего обращения. Проводимые эксперименты доказали эффективность внедряемого новшества. Среди главных плюсов — снижение количества нерассмотренных заявлений и повышение оперативности их рассмотрения. Об этом мы говорим с председателем комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Маратом Ахметжановым.
— Как правило, на стадии уголовного разбирательства допускается наибольший удельный вес нарушений законности, которые в основном связаны с решением узковедомственных интересов. Эти нарушения приводят к снижению уровня доверия граждан и юридических лиц к государственным органам, подрывают их веру в силу закона. Чтобы исключить условия для нарушений законности, Генеральная прокуратура инициировала и провела эксперимент по электронному учету заявлений граждан о преступлениях в органах внутренних дел Астаны и Павлодарской области. Когда пилотный проект показал хорошие результаты, мы внедрили его во всех областных центрах и городах республиканского значения.
В экспериментальных регионах наблюдалось увеличение количества заявлений в течение дежурных суток. Так, в Астане этот показатель вырос на 50 процентов, в Павлодарской области — на 133 процента! Это говорит о том, что по принятым заявлениям незамедлительно проводились определенные следственные действия, оперативный поиск преступников, возбуждались уголовные дела, принимались другие процессуальные решения. За этими сухими цифрами стоят тысячи обращений граждан, которым правоохранительные органы, благодаря электронному учету, своевременно оказали реальную помощь.
— Какие вы видите преимущества от внедрения электронной регистрации сообщений и заявлений о преступлениях в органах финансовой полиции? Как эта процедура проходит?
— По количеству зарегистрированных заявлений о преступлениях финансовая полиция находится на втором месте после органов внутренних дел, поэтому введение электронного учета — это последовательная мера по повышению прозрачности работы всей правоохранительной системы. Проведенный эксперимент в органах внутренних дел показал снижение остатка нерассмотренных заявлений и повышение оперативности. В результате пилотного проекта в органах финансовой полиции мы также ожидаем снижения фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность. Одной из главных задач на этом этапе является пресечение незаконных проверок предпринимателей. Электронная книга учета заявлений позволит с первого дня поступления заявления в режиме онлайн оперативно выявлять необоснованно зарегистрированные в КУЗ (книга учета заявлений) заявления и сообщения, относящиеся к гражданско-правовым спорам, и рапорты сотрудников, в которых отсутствуют сведения об обнаружении конкретного преступления, не требующие проведения доследственной проверки.
Кроме того, при регистрации акта о назначении проверки путем удаленного доступа к электронному КУЗ будет осуществляться проверка фактического наличия заявления о преступлении. Таким образом, также будет рассматриваться обоснованность проверки данного хозяйствующего субъекта.
Уже с первых дней реализации проекта есть положительные примеры проводимой работы. К примеру, в сентябре этого года налоговому управлению по Ауэзовскому району города Алматы отказано в регистрации проверки ТОО «EGS Solutions» по письму департамента финансовой полиции, так как еще 30 июля по данному факту доследственная проверка была закончена и вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления, то есть законных оснований для проведения проверки не было. Аналогично в тот же день тому же органу отказано в регистрации проверки ТОО «Возрождение и развитие».
В Астане также было отказано инспекцией финансового контроля в регистрации проверки деятельности АО «Институт экономических исследований», которая также была назначена по письму финансовой полиции, так как на момент назначения проверки в отношении данного предприятия доследственная проверка была завершена.
— Сможет ли система электронной регистрации стать гарантом того, что заявления граждан будут честно рассматриваться, или это окажется очередным и весьма дорогостоящим «справочным» ресурсом?
— Безусловно, посредством внедрения электронной регистрации у населения появится больше уверенности в том, что правоохранительная система способна защитить их права. Уровень доверия народа напрямую зависит от того, насколько оперативно и качественно решаются правоохранительными органами их личные проблемы, каков результат рассмотрения обращения конкретного гражданина или представителя юридического лица.
К сожалению, мы сталкиваемся со случаями волокиты при рассмотрении заявлений. Прикрываясь мотивом проводимых мероприятий, которые направлены на установление фактов, свидетельствующих о преступлении, доследственные проверки иногда проводятся длительный срок. И все это время финансовый полицейский не может утвердительно заявить, есть состав преступления или нет. Такое затягивание сроков можно оправдать, если результатом является возбуждение уголовного дела. Но, как ранее отмечено, в некоторых случаях по заявлению отказывают в возбуждении уголовного дела. Получается, несколько месяцев ТОО проверяли, работа была парализована, возможно,
Что касается стоимости проекта, то вопрос о пустой трате денег не возникает, так как затрат для его реализации не требуется. В целом работа организуется силами и средствами, которыми сегодня располагаем мы и правоохранительные органы, и в выделении дополнительных бюджетных средств нет необходимости.
— Можно ли через
— Пилотный проект запущен в департаментах по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по городам Астане, Алматы и Карагандинской области. Принцип его работы основывается на вводе дежурными частями информационных учетных документов в единый электронный банк данных в режиме онлайн. Сведения будут вноситься непосредственно в базу данных органов правовой статистики, и все введенные данные будут отображаться в режиме реального времени как у прокурора, так и у начальника органа уголовного преследования. Интерактивный режим электронного КУЗ позволяет одновременно решить несколько вопросов. Так, вследствие системы онлайн-регистрации заявлений появится возможность оперативно выявлять необоснованно зарегистрированные в КУЗ заявления и сообщения, относящиеся к гражданско-правовым спорам.
На наш взгляд, усиление прокурорского надзора за учетно-регистрационной дисциплиной в целом увеличит ответственность за принимаемые процессуальные решения, сократит волокиту при рассмотрении заявлений и сообщений граждан и юридических лиц, уменьшит загруженность оперативных сотрудников, минимизирует непроцессуальный контакт сотрудников финансовой полиции со сторонами. Также сократится количество проверок предпринимателей, проводимых по инициативе органов финансовой полиции, снизится количество случаев необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность, сократится число проверок, проводимых по преступлениям, не относящимся к подследственности финансовой полиции.
— Как вы считаете, с внедрением этого новшества работа полицейских будет направлена на достижение количественных или качественных показателей?
— Конечно, нельзя забывать о количестве преступлений. Но что касается того, хорошо это или плохо, когда наблюдается рост зарегистрированных заявлений, то это категория относительная. Здесь однозначно нельзя утверждать. С одной стороны, если люди обращаются, то доверие народа остается, с другой — гонка за показателем зарегистрированных заявлений может повлечь необоснованную их регистрацию. К примеру, если из текста заявления не усматривается преступление, то его не нужно регистрировать в КУЗ, но для повышения показателя может начаться повальная регистрация всех обращений, в том числе содержащих всего лишь гражданско-правовой спор. Гонка за показателями может привести к манипуляциям с цифрами. Хуже того, это может привести к привлечению к уголовной ответственности невиновных лиц. Поэтому сегодня, как известно, мы при оценке эффективности работы правоохранительных органов переходим от количественных показателей к качеству.
— Какие еще новые проекты вы планируете внедрить?
— Планируется ввести эксперимент в органах внутренних дел в Акмолинской и Алматинской областях по электронной версии талона о принятии заявления о преступлении и происшествиях. Этот проект в целом поддержан Министерством внутренних дел РК и находится на стадии окончательного согласования.
Так, после регистрации заявления в КУЗ оперативный сотрудник дежурной части будет проставлять уникальный номер талона, по которому заявитель сможет в сети интернета самостоятельно и в любое время получить информацию о ходе и результатах рассмотрения его заявления.
Это освободит заявителей от направления запросов в органы внутренних дел, обеспечит доступность и информированность заявителей о рассмотрении их сообщений и заявлений о преступлениях и происшествиях.
Комментарии