Казтелепорт: «Ты помнишь, как все начиналось»
О том, с чего начиналась и как сегодня развивается компания, первой построившая в Алматы цифровую сеть передачи данных.
Компания «Казтелепорт» готовится отметить свое 20-летие. Сегодня в активе одного из старейших телекоммуникационных операторов — целый пакет различных услуг и сервисов. Кроме компаний «Halyk Group» постоянными клиентами АО «Казтелепорт» являются практически все казахстанские банки, финансовые учреждения, крупные холдинги, а также малый и средний бизнес. Услуги связи оказываются финансовым и банковским структурам, Службе спасения Алматы, Скорой медицинской помощи, авиакомпаниям, посольствам, отечественным и зарубежным компаниям. Помимо этого, Казтелепорт предоставляет доступ к сервисам КЦМР, KASE, VISA, MasterCard, Reuters, а также к сервисам процессинговых центров и кредитных бюро. К слову, у компании есть клиенты, контракты с которыми были подписаны еще в 1999 году. И эти контракты по-прежнему продлеваются.
Рапортовать об успехах всегда приятно. Однако закулисье этих успехов — 20 лет слаженной работы профессионалов и фанатов своего дела. О том, с чего начиналась компания, известная сегодня как АО «Казтелепорт», рассказал Сердюков Анатолий Тихонович, много лет возглавлявший компанию, а сейчас советник генерального директора.
«В начале 90-х годов, когда я работал в малом предприятии „Интес“, мне поручили организовать корпоративную сеть передачи данных для Кредсоцбанка. В результате была создана низкоскоростная модемная связь для 22 филиалов по Казахстану. А в 1994 году мне удалось увидеть современную, на тот момент, сеть „Голден Лайн“ (г. Москва), которая была построена на базе оборудования „Newbridge Networks Corp.“ (Канада). Аналогичные сети строились в Санкт-Петербурге, Киеве, Днепропетровске, Ташкенте. В феврале 1995 года, когда я работал техническим директором в СП „Dianet Line“, мы приступили к тестированию оборудования Newbridge Networks в условиях г. Алматы: мы строили так называемую „наложенную сеть“ передачи данных. Для нее не было необходимости прокладывать дополнительно кабельные линии связи. Оборудование устанавливалось в узлах на существующие цифровые каналы связи (ИКМ-тракты). В результате полоса пропускания цифровых каналов связи удваивалась, и появлялась возможность пропускать дополнительный трафик. С 1996 года мы приступили к строительству собственной оптоволоконной сети, и работу оборудования перевели с наложенной на стационарную магистраль», — рассказывает Анатолий Тихонович.
Он пояснил, что оборудование Newbridge является достаточно сложным, но при этом обладает большой гибкостью, т. к. способно работать практически с любыми устройствами других компаний. В сети использовались технологии ТDM (прямой цифровой канал типа «точка-точка»), Frame Relay (ретрансляция кадров, постоянный виртуальный канал), АТМ (коммуникация ячеек, передача любой информации на скорости 155 Mb/s). При этом, оборудование Newbridge отличается высоким качеством и надежностью: первые мультиплексоры работают уже 23 года.
Инженерно-технический персонал СП «Dianet Line» прошел обучение в специализированных центрах «Newbridge Networks Corp.». Первым клиентом новой сети передачи данных в сентябре 1995 года оказался Кредсоцбанк. Затем к тестированию каналов связи приступил «Народный Банк Казахстана» — в рамках проекта к сети были подключены несколько банкоматов. По результатам этого тестирования АО «Народный Банк Казахстана» принял решение о создании корпоративной сети передачи данных, которое было реализовано к концу 1996 года.
«В первые годы работы сети не чувствовалось вообще никакой конкуренции, клиентов привлекала оперативность инженерно-технического персонала, широкие технические возможности, качество предоставляемых услуг. В мае 1997 г. состоялся визит Президента Итальянской Республики в Алматы. Последнюю милю в Алматы для цифрового канала связи Алматы-Рим обеспечили именно мы», — делится воспоминаниями Анатолий Тихонович.
В 1999 году решением учредителей СП «Dianet Line» было закрыто, и весь штат его сотрудников перешел работать во вновь организованную компанию — ТОО «Казтелепорт». С этого момента сеть передачи данных наращивала свои мощности. В ее строительстве на разных этапах активно принимали участие Шангитбаев Жанбек Куандыкович, Хайбуллин Тахир Рауфович, Шамуратов Ермек Насрединович, Овчинникова Вера Михайловна, Кусаинов Аскар Маратович, Сарсебеков Нурлан Жумабекович. К настоящему моменту сеть имеет кольцо MPLS 10 GB, кольцо SDH, кольцо Frame Relay 100 Mbs, сеть прозрачных каналов TDM. Кроме того, построены сети передачи данных в Астане, Караганде, Петропавловске, Атырау, Актау, Уральске, Шымкенте, Таразе, Темиртау, Жезказгане, Кызылорде, Кокчетаве, Павлодаре, Экибастузе, Семее, Актобе, Жанаозене.
В 2012 году единственным акционером компании — АО «Народный Банк Казахстана» было принято решение значительно расширить спектр услуг. Казтелепорт начал развивать облачные технологии, проектировать и обслуживать ЦОД, создавать «под ключ» локальные сети, обслуживать кондиционеры, ИБП, ДГУ, системы пожарной и охранной сигнализации, заниматься информационной безопасностью. Таким образом, из узкоспециализированной компании, оказывающей только телекоммуникационные услуги, АО «Казтелепорт» выросло до многопрофильной IT-компании, оказывающей широкий спектр услуг. Поэтому учитывая возрастающие потребности IT-рынка в услугах дата-центров и облачных сервисов, принято решение о начале работ по увеличению пропускной способности действующей IP/MPLS сети — путем построения второго кольца сети с магистральной скоростью 100 Гбит/с, с архитектурой на предоставление каналов 1-10 Гбит/с до конечного клиента.
«Это решение позволит нам предоставлять заказчикам услуги ЦОД и IaaS комплексно в одном пакете, включая каналы доступа на скоростях 1-10 Гбит/с по сети 100 Гбит/с. На сегодня практикуется предоставление каналов доступа до ЦОД АО „Казтелепорт“ по схеме „точка-точка“ по прямой оптической линии до офиса заказчика, что не всегда рентабельно или реализуемо, особенно при подключении новых клиентов. Первый этап строительства второго кольца сети MPLS сети планируется начать в 2019 году», — пояснил Хайбуллин Тахир Рауфович, управляющий директор АО «Казтелепорт».
Развитие компании продолжается. Сегодня Казтелепорт нацелен стать одним из лидирующих поставщиков облачных услуг в Казахстане. Их продвижение является частью обновленной стратегии. Как рассказал руководитель проектов департамента ЦОД и облачных сервисов АО «Казтелепорт» Кенебаев Мурат Карибаевич, сегодня в Казахстане уже заметен хороший спрос на услуги ЦОД. Заказчики начинают понимать, что держать у себя дорогостоящее оборудование невыгодно и небезопасно, поэтому лучше возложить это на профессиональных провайдеров. Он также отмечает, что заметна тенденция, когда клиенты выводят все свои IT на аутсорс. Бизнес старается не делать крупные капитальные вложения и активно переходит на сервисную модель. В портфеле Казтелепорт есть несколько крупных проектов по сервисной модели, компания нарастила хорошую компетенцию в этом направлении.
Интересно, что компания Казтелепорт делает ставку именно на облака. Если оглянуться на всю историю компании, она могла выбрать какой-то иной путь для своего дальнейшего продвижения. Направление бизнеса по предоставлению услуг ЦОД было основано в 2013 году. Как рассказывает Толеулиев Сырым Бимуратович, управляющий директор — директор департамента ЦОД и облачных сервисов, в то время отношение казахстанских компаний к облачным сервисам и размещению своих информационных систем в инфраструктуре сторонней организации было скептическим. Несмотря на это, руководство АО «Казтелепорт» увидело хорошую перспективу и приняло решение инвестировать в это направление. Основными предпосылками к принятию такого решения было взрывное развитие рынка облачных сервисов в западных странах.
«У нашего ближайшего соседа, в России, популярность сервисов IaaS, SaaS росла стремительно. Было понятно, что этот тренд не обойдет нашу страну. К тому же, в АО „Казтелепорт“ для этого были хорошие ресурсы, компетенции и, что немаловажно, хорошая репутация в телекоммуникационном бизнесе в финансовом сегменте рынка. В дальнейшем именно клиенты из этого сегмента рынка стали нашими основными клиентами по услугам ЦОД. Также в компании было много ключевых факторов успеха, которые давали уверенность в развитии этого бизнеса. Что касается компетенций, компания долгое время занималась обслуживанием инфраструктуры Народного Банка и других дочерних организаций группы Халык. Это нам и дало возможность накопить тот уникальный опыт и компетенции, которые можно было выводить на коммерческий рынок и монетизировать», — пояснил Сырым Бимуратович.
Сегодня очевидно, что решение выходить на рынок услуг ЦОД было стратегически верным. Это направление бизнеса способствовало развитию и новых направлений, таких как предоставление услуг по кибербезопасности.
«В соответствии со стратегией, которую нам одобрил акционер, Народный Банк Казахстана, мы позиционируем себя как провайдер надежной и безопасной ИТ-инфраструктуры. Поэтому основные направления развития Казтелепорта — работа по предоставлению инфраструктурных сервисов заказчикам. Это развитие услуг центров обработки данных, как физических, так и виртуальных. Сюда входят такие услуги, как co-location, сдача в аренду стойко-мест, сервисы IaaS, PaaS и SaaS. А также то, чем компания традиционно занималась — каналы передачи данных. И дополнительный сервис, который мы сейчас предоставляем всем нашим клиентам — услуги информационной безопасности», — рассказывает Кусаинов Аскар Маратович, генеральный директор АО «Казтелепорт».
Вопрос передачи данных в облако для бизнеса всегда крайне чувствительный. Масло в огонь подливают инциденты, которые периодически происходят по всему миру. Поэтому вывод в линейку сервисов отдельного пакета по информационной безопасности сегодня как нельзя кстати.
«Мы строим у себя систему реагирования на угрозы, чтобы можно было предотвращать попытки вторжений. Система находится в процессе создания. Мы стараемся двигаться в трендах рынка. Один из планов — создать Security Operations Center для предоставления полноценных услуг по борьбе с киберпреступниками. Некоторые функции у нас уже частично внедрены, и мы планируем в ближайшее время запустить SOC в полном объеме», — поделился планами технический директор АО «Казтелепорт» Маркин Валерий Леонидович.
Помимо этого, Казтелепорт совершенствует сервисы для своего главного акционера. Речь идет о техническом сопровождении экваэринговой сети Народного Банка. На сервисе у Казтелепорта находится порядка 5 тысяч устройств самообслуживания, и задача компании состоит в том, чтобы обеспечивать работоспособность этой сети.
«Мы достигли определенных успехов. У нас самая большая утилизация ЦОДов по стране — у нас практически нет свободных стойко-мест. Для того чтобы успешно работать по этим достаточно сложным технологическим направлениям, мы считаем важным уделять много внимания качеству нашего персонала. Мы занимаемся обучением и переподготовкой инженеров, а также уделяем много времени тому, что называется Customer service. Мы проходим трансформацию, стараемся стать по-настоящему сервисной компанией. Исторически нашими клиентами всегда были банки, одни из самых требовательных организаций. Поэтому качество услуг, быстрота, гибкость — наши сильные стороны», — говорит глава Казтелепорта.
«В 2019 году мы продолжим делать упор на облачные сервисы, телекоммуникационные услуги и услуги по информационной безопасности, — добавляет Пак Игорь Валериевич, коммерческий директор компании. — Эти три направления прописаны в нашей стратегии на ближайшие годы. Для достижения этих целей в компании будет полностью модернизирована собственная сеть передачи данных, будет закуплен дополнительный парк серверного оборудования. Мы понимаем, что помимо стоимости услуг важен и уровень оказываемого сервиса. Мы позиционируем себя как облачный сервис-провайдер с высоким уровнем сервисного обслуживания. Компания много инвестирует в автоматизацию и оптимизацию внутренних бизнес-процессов, что дает нам возможность оперативно и качественно реагировать на запросы клиентов».
Казтелепорт был одним из пионеров в построении сетей цифровой передачи данных в Казахстане. И эту планку инноватора компания намерена держать и в будущем, предоставляя своим заказчикам наиболее востребованные услуги, а также предлагая различные новшества, внедряя лучшие мировые практики.