Электронная «эволюция», или портал заботы нашей?
Развитие и реализация программы электронного правительства в Казахстане.
Попасть в 50, потом в 10, а затем и вовсе — как можно прочнее — «присесть» на топовое место в престижнейших международных рейтингах — это ли не показатель отечественной «брендопроизводительности»? Вот и «электронное правительство», как бы его не критиковали неверующие в виртуальный эквивалент госуслуг, уверенно шагает по ступеням лестницы славы: так, согласно UN Global
С миру по оценке
Этой весной Дюкский университет США — один из 20 ведущих исследовательских центров и вузов планеты — принимал III Международную научную конференцию по политическим сетям, организованную при поддержке Национального научного фонда США и предназначенную для политологов, которые изучают вопросы конвергенции политических и инновационных технологий. Единственным ученым из СНГ, получившим приглашение на столь представительный форум (на него съехались профессора Гарвардского университета, Лондонской школы экономики, Массачусетского технологического института, Оксфорда, Принстона и так далее) оказался
Следует отметить, Максат работает над исследованиями в этой области с 2005 года: ровно столько, сколько существует
После трех лет научных изысканий и учебы в аспирантуре Академии государственного управления, М. Касен с блеском защитил кандидатскую диссертацию по теме «Электронное правительство и мультимедийные технологии» и к настоящему моменту опубликовал около 20 исследовательских работ в США, России в Казахстане. По признанию молодого ученого, немало времени ушло на изучение опыта западноевропейских и североамериканских государств.
— Само понятие
Однако на новый уровень приходится взбираться «по этапам». Традиционно их выделяют четыре. Информационная ступень предполагает лишь «присутствие» госорганов во Всемирной сети, интерактивная — обеспечивает возможность получения справок через интернет, осуществления электронных госзакупок, и транзакционная означает, что платежи (налоги, сборы) могут проводиться в режиме реального времени. Наконец четвертый этап — построение информационного общества…
Демократия и директива
Как известно, первые опыты по формированию интерактивного Кабмина признали едва ли не провальными, и даже шла речь о сворачивании проекта. Согласно утверждению специалистов от науки, «подвела» изначально заложенная высокая планка и такие же ожидания — через два года получить интерактивное правительство. Мировой опыт свидетельствует: это практически недостижимо в условиях слабой инфраструктуры и информационного неравенства (вполне успешную программу по его устранению «свернули» в кризисный год
Само же
— Мы приняли принципиальное решение, что развитие
К чести Казахстана, можно отметить, что работа, на которую во многих государствах потребовалось от 15 лет до 20 лет, у нас заняла всего пять. Неудивительно, что такие скорости не остались незамеченными ООН: в вышеупомянутом отчете UN Global
Подобные достижения — и это следует признать — были бы невозможны без «директивной составляющей»: с 1 января текущего года государственные закупки методом ценовых предложений «общеобязательно» переведены в электронный формат.
Если проследить динамику развития
Статистика — «приятная» Правительству. Но вот насколько «демократично» такое внедрение демократического института в массы?
— Ни в одной стране «электронное правительство» не развивалось эволюционным путем по инициативе гражданского общества. Оно всегда внедряется государством. Директивными методами это происходило и в США, и в Европе, и в Азии. Парадокс? Но факт, — комментирует Максат Касен. — Что же касается электронных госзакупок, — это один из примеров успешного введения базовых структур
И если директива — не новация, то сейчас наша страна — на пороге революционных решений.
Несмотря на высокие оценки международных критиков, некоторые отечественные «специалисты» продолжают ругать
Ответственные за реализацию проекта представители госорганов тем не менее утверждают: конкретных случаев, подтверждающих факты злоупотреблений и подтасовок при функционировании системы, не зафиксировано, проводимый неоднократно технический аудит недоработок и угроз также не выявил…
…Споры наверняка не утихнут еще долго: это, так сказать, «синдром привыкания». В Окинавской хартии глобального информационного общества записано, что «информационно-коммуникационные технологии — один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Информационно-коммуникационные технологии быстро становятся жизненно важным стимулом развития всей мировой экономики».
По прогнозам специалистов, уже к 2011 году около 80% разрешительных документов в Казахстане будут выдаваться «виртуально». Перечисление всех «пилотов» и электронных «установок» опустим, поскольку займет оно не один абзац. Скажем только, что приставка
Как не устают подчеркивать эксперты, сила «электронного правительства» не в количестве информационных систем, а в решении конкретных задач. Процесс виртуализации госуслуг предполагает не только трансформацию деятельности государственных органов и различных организаций, но и определенную «перезагрузку» ментальности: армия пользователей должна пополняться, иначе реализация проекта не достигает своей главной цели — улучшения качественного уровня жизни казахстанцев.
— Привнося в быт технологические новшества, нужно всегда задавать вопрос: а зачем мы это делаем? Принесут ли они реальную пользу? Аксиома такова: технологии не создаются и не должны внедряться только ради технологий. И главная цель «электронного правительства» — не развивать инфраструктуру, и даже не войти в 50 наиболее конкурентоспособных стран, а именно улучшить жизнь населения, взаимодействие между гражданами, бизнесом и государством, — резюмировал Максат Касен. — И лишь когда она будет достигнута, можно констатировать: программа выполнена успешно.
Комментарии