Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Электронная «эволюция», или портал заботы нашей?

    Развитие и реализация программы электронного правительства в Казахстане.

    10 сентября 2010 11:21, Светлана Антончева, Казахстанская Правда
    Рубрики: Общество

    Попасть в 50, потом в 10, а затем и вовсе — как можно прочнее — «присесть» на топовое место в престижнейших международных рейтингах — это ли не показатель отечественной «брендопроизводительности»? Вот и «электронное правительство», как бы его не критиковали неверующие в виртуальный эквивалент госуслуг, уверенно шагает по ступеням лестницы славы: так, согласно UN Global E-Government Survey по индексу развития e-gov Казахстан в текущем году занял 46-е место (из 192 стран — членов ООН), на 35 пунктов выше, чем в 2008-м! А по показателю «е-участие» нам и вовсе удалось взлететь со 106-й и приземлиться сразу на 18-ю позицию! На международном форуме Всемирного банка в Стамбуле Казахстан признали лидером по динамике развития электронных закупок в государственном секторе в Центральной Азии. Подогревают зарубежный интерес к e-government и наши ученые: их тематические исследования — в объективе ведущих вузов США и Европы.

    С миру по оценке

    Этой весной Дюкский университет США — один из 20 ведущих исследовательских центров и вузов планеты — принимал III Международную научную конференцию по политическим сетям, организованную при поддержке Национального научного фонда США и предназначенную для политологов, которые изучают вопросы конвергенции политических и инновационных технологий. Единственным ученым из СНГ, получившим приглашение на столь представительный форум (на него съехались профессора Гарвардского университета, Лондонской школы экономики, Массачусетского технологического института, Оксфорда, Принстона и так далее) оказался 29-летний доцент факультета журналистики и политологии Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, кандидат политических наук Максат Касен. Тема его доклада, вызвавшего неподдельный интерес иностранных коллег, звучала так: «Электронное правительство в Казахстане: реализация и перспективы».

    Следует отметить, Максат работает над исследованиями в этой области с 2005 года: ровно столько, сколько существует e-gov в нашей стране, и первоначально перед ученым стояла задача обосновать необходимость новации «по виртуализации». Что это: борьба с коррупцией, мировой тренд или просто веяние времени?

    После трех лет научных изысканий и учебы в аспирантуре Академии государственного управления, М. Касен с блеском защитил кандидатскую диссертацию по теме «Электронное правительство и мультимедийные технологии» и к настоящему моменту опубликовал около 20 исследовательских работ в США, России в Казахстане. По признанию молодого ученого, немало времени ушло на изучение опыта западноевропейских и североамериканских государств.

    — Само понятие «е-правительства» в зарубежной практической науке — новое, и его развитие определяют технологии, которые также обновляются каждые два года. …Если раньше говорили просто о e-gov, то сейчас констатируют существование комплекса электронного государственного управления. Но и это — не просто механизм, а демократический институт, предполагающий новый уровень взаимоотношений между человеком и властью, некий феномен контакта, минуя бюрократические процедуры, — уверяет Максат.

    Однако на новый уровень приходится взбираться «по этапам». Традиционно их выделяют четыре. Информационная ступень предполагает лишь «присутствие» госорганов во Всемирной сети, интерактивная — обеспечивает возможность получения справок через интернет, осуществления электронных госзакупок, и транзакционная означает, что платежи (налоги, сборы) могут проводиться в режиме реального времени. Наконец четвертый этап — построение информационного общества…

    Демократия и директива

    Как известно, первые опыты по формированию интерактивного Кабмина признали едва ли не провальными, и даже шла речь о сворачивании проекта. Согласно утверждению специалистов от науки, «подвела» изначально заложенная высокая планка и такие же ожидания — через два года получить интерактивное правительство. Мировой опыт свидетельствует: это практически недостижимо в условиях слабой инфраструктуры и информационного неравенства (вполне успешную программу по его устранению «свернули» в кризисный год из-за сложностей бюджетирования). Кстати, немало экспертов уверено, что государству следует вернуться к «законсервированным» планам, поскольку повышать компьютерную грамотность потенциальных пользователей «е-сервисов» надо параллельно с внедрением последних.

    Само же «е-правительство», благодаря дальновидному поручению Главы государства, получило «зеленый свет» еще на три года:

    — Мы приняли принципиальное решение, что развитие e-government и информационных технологий будет продолжаться. Только на базе построения единой архитектуры госорганов мы сможем сделать следующий шаг, — высказал позицию «не виртуального» Правительства премьер-министр Карим Масимов, ответив таким образом на нападки недоброжелателей: «мол, в стране есть на что деньги тратить, кроме каких-то там »сетевых« проектов».

    К чести Казахстана, можно отметить, что работа, на которую во многих государствах потребовалось от 15 лет до 20 лет, у нас заняла всего пять. Неудивительно, что такие скорости не остались незамеченными ООН: в вышеупомянутом отчете UN Global E-Government Survey 2010 мы опередили Россию, занявшую 59-е место и Украину — 54-я позиция.

    Подобные достижения — и это следует признать — были бы невозможны без «директивной составляющей»: с 1 января текущего года государственные закупки методом ценовых предложений «общеобязательно» переведены в электронный формат.

    Если проследить динамику развития «е-закупа» в течение трех лет, то можно увидеть четкую тенденцию роста по всем параметрам: так, по данным ТОО «ЦЭК», если в 2008-м выразили желание «опробовать» сервис 592 заказчика и 474 поставщика, то уже год спустя их количество увеличилось до 19,5 тыс. и 13,8 тыс. соответственно. В марте года текущего показатели зашкалили за 20 и 30 тыс. При этом экономия бюджетных средств, согласно подсчетам специалистов, выросла с 46 млн. до 21 млрд. тенге (34%)!

    Статистика — «приятная» Правительству. Но вот насколько «демократично» такое внедрение демократического института в массы?

    — Ни в одной стране «электронное правительство» не развивалось эволюционным путем по инициативе гражданского общества. Оно всегда внедряется государством. Директивными методами это происходило и в США, и в Европе, и в Азии. Парадокс? Но факт, — комментирует Максат Касен. — Что же касается электронных госзакупок, — это один из примеров успешного введения базовых структур e-gov.

    И если директива — не новация, то сейчас наша страна — на пороге революционных решений. Во-первых, бытует идея законодательно обязать госорганы оказывать электронные услуги. И, во-вторых, в Минфине «грозят» распространить повсеместно и «е-тендера» (после апробации в пилотной зоне ведомства). При этом в одном из интервью руководитель проекта Евросоюза «Повышение конкурентоспособности и улучшение системы государственных закупок в РК» Эдвинс Парупс подчеркнул, что «не все конкурсы можно перевести в электронный формат». Лишь закуп стандартизированной продукции резонно проводить через Всемирную сеть. Но в случае если Казахстан полностью перейдет на электронные госзакупки, этот опыт придется изучать…

    «Е-опыт» для «Е-успеха»

    Несмотря на высокие оценки международных критиков, некоторые отечественные «специалисты» продолжают ругать «е-правительство» буквально «за все хорошее». Дескать, «портал заботы нашей» виснет, сайты медленно загружаются (хотя за это сомнительное «удовольствие» спасибо следует сказать, прежде всего, поставщикам услуг интернета). Да и безопасность «загружаемой» информации вызывает сомнения. Не говоря уже о том, что некоторые способные к мимикрии чиновники и предпочитающие вести игры с законом предприниматели находят лазейки даже в самых неприступных системах…

    Ответственные за реализацию проекта представители госорганов тем не менее утверждают: конкретных случаев, подтверждающих факты злоупотреблений и подтасовок при функционировании системы, не зафиксировано, проводимый неоднократно технический аудит недоработок и угроз также не выявил…

    …Споры наверняка не утихнут еще долго: это, так сказать, «синдром привыкания». В Окинавской хартии глобального информационного общества записано, что «информационно-коммуникационные технологии — один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Информационно-коммуникационные технологии быстро становятся жизненно важным стимулом развития всей мировой экономики».

    По прогнозам специалистов, уже к 2011 году около 80% разрешительных документов в Казахстане будут выдаваться «виртуально». Перечисление всех «пилотов» и электронных «установок» опустим, поскольку займет оно не один абзац. Скажем только, что приставка «е-» в скором будущем станет неотъемлемой частью всех «виртуально адаптированных» сфер жизни: от «е-нотариата» и «е-акимата» до «е-медицины» и «е-культуры». Не исключено, что все в том же скором будущем посредством интернет-сервисов можно будет не только получать паспорт, оплачивать коммунальные услуги, выигрывать тендера, но и… голосовать на выборах.

    Как не устают подчеркивать эксперты, сила «электронного правительства» не в количестве информационных систем, а в решении конкретных задач. Процесс виртуализации госуслуг предполагает не только трансформацию деятельности государственных органов и различных организаций, но и определенную «перезагрузку» ментальности: армия пользователей должна пополняться, иначе реализация проекта не достигает своей главной цели — улучшения качественного уровня жизни казахстанцев.

    — Привнося в быт технологические новшества, нужно всегда задавать вопрос: а зачем мы это делаем? Принесут ли они реальную пользу? Аксиома такова: технологии не создаются и не должны внедряться только ради технологий. И главная цель «электронного правительства» — не развивать инфраструктуру, и даже не войти в 50 наиболее конкурентоспособных стран, а именно улучшить жизнь населения, взаимодействие между гражданами, бизнесом и государством, — резюмировал Максат Касен. — И лишь когда она будет достигнута, можно констатировать: программа выполнена успешно.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии