Попались в сети
Центр электронной коммерции Казахстана предлагает создать «черный список» недобросовестных поставщиков, участвующих в электронных госзакупках.
ЦЭК предлагает создать «черный список» недобросовестных поставщиков, участвующих в электронных госзакупках.
Как показало первое полугодие, далеко не все зарегистрированные на портале www.goszakup.gov.kz предприниматели в срок и качественно выполняют собственные заявки на поставку товаров и оказание услуг.
Чтобы призвать бизнесменов к добросовестному исполнению тендерных обязательств, участники рынка предлагают ввести практику оценки деятельности поставщиков, а также интегрировать систему электронных госзакупок с базами данных госорганов. А главное, разработчики и эксперты намерены создать единый реестр участвующих в ЭГЗ предпринимателей и компаний: в нем будет отражена «деловая история» каждого из них.
В списках не значатся
Система электронных госзакупок, несмотря на град критики и мрачные прогнозы, звучавшие при запуске программы, оказалась в целом вполне жизнеспособным и рабочим инструментом. Согласно данным Центра электронной коммерции, сегодня на портале www.goszakup.gov.kz зарегистрированы более 60 тыс. участников системы; треть из них — индивидуальные предприниматели.
Количество пользователей планомерно растет, а госорганы привыкают к новому формату отношений с поставщиками — многочисленной армией субъектов МСБ, получивших прямой доступ к государственным закупкам. И все бы хорошо, однако идиллическую картину «прозрачной и демократичной» процедуры портят участившиеся жалобы заказчиков на недобросовестных поставщиков, так или иначе нарушающих условия договора.
К примеру, с расширением осведомленности и введением равного доступа к государственным закупкам для всех подряд в конкурсах начали побеждать юридические лица, чья «база» — далеко за пределами территории заказчика. Последнему, находясь, к примеру, в Астане, весьма проблематично предъявлять претензии, скажем, к кызылординским поставщикам. Небольшие фирмы, в свою очередь, часто плохо рассчитывают свои предложения, не включая в стоимость, к примеру, транспортные расходы. «Некоторые участники, осознанно или нет, публикуют откровенно демпинговые цены, которые к тому же не всегда соответствуют действительности. Естественно, впоследствии они не могут выполнить взятых на себя обязательств», — комментирует ситуацию вице-министр индустрии и новых технологий Нурмухамбет Абдибеков. И это, по мнению
Высокопоставленный функционер МИНТ приводит и другие случаи: поступает, к примеру, конкурсная заявка, которая по всем признакам должна быть признана победителем, а потом выясняется, что этого предприятия попросту нет по месту его регистрации. Адреса указаны либо старые, либо просто неверные — то есть поставщик оказывается «виртуальным». «Как итог, приходится признавать торги несостоявшимися, затягивать сам процесс закупок, переносить или повторно объявлять конкурс», — заключает
Реальность виртуальной репутации
Озабоченность сложившимся положением дел выражают и народные избранники. Депутат мажилиса, член комитета по экономической реформе и региональному развитию Шавхат Утемисов считает, что заказчик не должен придерживаться политики «лучше не связываться»: надо подавать в суд, чтобы впоследствии недобросовестную компанию можно было включить в соответствующий реестр. Как полагает мажилисмен, «такое клеймо станет одной из преград для участия в ЭГЗ предпринимателей с сомнительной репутацией».
Разработчики системы, в свою очередь, также согласны с тем, что нужно поднимать вопрос о формировании списка недобросовестных поставщиков по итогам проведенных ЭГЗ — причем с применением облегченной процедуры, без привлечения судебных органов. «Возможно, заказчикам следует предоставить возможность давать оценку исполнения поставщиками обязательств. Это условное рейтингование в перспективе необходимо реализовать в системе», — заявляет директор департамента методологии электронных закупок Центра электронной коммерции Куат Султан. Кроме того, по мнению разработчиков, система ЭГЗ должна быть интегрирована с базами данных государственных органов, дабы поставщики могли на начальном этапе проверяться на наличие задолженности по налогам. Однако для осуществления этих инициатив нужна и соответствующая правовая база.
В целом же, по мнению экспертов, корень проблемы в том, что продукция отечественных индивидуальных предпринимателей сегодня, мягко говоря, далека от совершенства. Увы, но малый бизнес еще не изжил привычку «отовариваться» на базарах и барахолках, где просто «не принято» иметь кассовые аппараты, выдавать чеки и сертификаты. Воспитывать в среде МСБ стремление к цивилизованным формам ведения бизнеса, похоже, придется превентивными мерами.
Сами представители предпринимательского сектора к перспективам создания реестра поставщиков ЭГЗ относятся с предсказуемой настороженностью. «Предпринимателям и так сложно дается весь этот процесс оформления заявок для участия в тендерах на сайте: нас этому никто заранее не учил. Что касается введения системы оценок работы поставщиков заказчиками, то это может стать поводом для манипуляций с их стороны», — уверен частный предприниматель и участник системы ЭГЗ Сергей Тимошин. Но есть и другие мнения. «Для добросовестных поставщиков это даже плюс, будет нарабатываться деловая репутация», — рассуждает учредитель консалтинговой компании «Парасат» Арман Салимов.
Как выяснилось, крупный бизнес к новациям в сфере госзакупок также относится весьма благосклонно. «Это очень обоснованная и актуальная форма оценки, особенно для национальных компаний и государственных учреждений: она способствует минимизации временных затрат», — не сомневается глава Ассоциации горнодобывающих и металлургических предприятий Николай Радостовец.
Впереди планеты всей
Между тем в Центре электронной коммерции заняты не только «работой над ошибками» в уже действующей системе электронных госзакупок. Глава ЦЭК Султанжан Ахметов, отвечая критикующим систему за «сложность восприятия», назвал интерфейс «самым простейшим из возможных». В скором времени, как выяснилось, придет черед и «тяжелой артиллерии» — к запуску готовится система электронных тендеров. Если ЦЭКу удастся успешно решить и эту задачу, Казахстан станет примером для подражания самым развитым странам — безбумажных тендеров пока еще нет нигде. Сейчас нововведение обкатывается в «пилотной зоне» Минфина.
— Я вполне доволен результатами, — рассказал министр финансов Болат Жамишев. — Мы утвердили нормативный акт по электронным конкурсам и в пилотном режиме внедряем их. После того как придет понимание, каким образом работает система, мы будем предлагать ее для всеобщего обязательного применения. Между тем, как показывает европейский опыт, далеко не все можно перевести в электронный формат. В первую очередь это касается сложных производств — в том числе, например, строительства.
В Казахстане сейчас реализуется проект Евросоюза «Повышение конкурентоспособности и улучшение системы государственных закупок», инициаторы которого пообещали «очень внимательно следить, как и что получается». В случае успеха европейские наблюдатели намерены перенять передовой казахстанский опыт.
«Конечно, с одной стороны, хорошо, когда мы в
Трудности роста
Таким образом, небывалый (за пять лет реализации соответствующих госпрограмм) рост пользователей «электронного правительства» с начала этого года обеспечен отнюдь не эволюционной сменой предпочтений, а законодательной обязанностью — проводить госзакупки методом запроса ценовых предложений в «виртуальном» формате. Кроме того, после апробации для всеобщего пользования будут рекомендованы и
Параллельно, учитывая имеющийся опыт, разработчики намерены совершенствовать правовую и техническую базу ЭГЗ. Предложения по созданию реестра поставщиков, инициируемые разработчиками и профильными ведомствами, скорее всего будут реализованы только после предварительного внесения изменений в правовую базу. Как считают эксперты, основной «рецепт» благополучного функционирования электронных госзакупок в том, чтобы каждая сторона четко выполняла возложенные на нее обязательства. Если заказчик выбирает поставщика, то не «мудрит», а делает это объективно. Подрядчик же не пытается демпинговать и «подсовывать» некачественный товар. Госорганы, в свою очередь, должны обеспечивать идеальную работу технических параметров системы.
Сегодняшняя же ситуация, по словам председателя ЦЭК Султанжана Ахметова, «следствие не недоработок механизма, а сложностей его внедрения и получения обратной реакции от предпринимательской среды».
Комментарии