Связь в масштабах страны
Обзор развития телекоммуникационного рынка в Казахстане в 2005-2004 гг.
Развитию телекоммуникационных систем в настоящее время в республике придается большое значение как важному фактору и условию интеграции в мировое сообщество. Казахстанский рынок связи является одним из наиболее динамично развивающихся секторов народного хозяйства Казахстана. За последние три года среднегодовой прирост доходов от оказания услуг связи составил 28%.
Несмотря на бурный рост отрасли, превышающий средние мировые показатели развития, многие показатели развития телекоммуникационной отрасли РК не соответствует экономическому положению страны. Так, удельный вес казахстанского телекоммуникационного рынка в общем объеме мирового рынка телекоммуникацией едва превышает 0,1%. В то же время, доля отрасли «связь» в структуре ВВП Казахстана в 2005 году составила 1,8%, а в России — 5,2%. Таким образом, данный показатель отстает на 3 года от показателя северного соседа Казахстана, несмотря на то, что казахстанская модель развития телекоммуникационного рынка во многом схожа с российской.
В денежном же выражении объем рынка телекоммуникаций Казахстана в 2005 году достиг 202 млрд. тенге или 1,6 млрд. долларов (без учета НДС), а России — 36,4 млрд. долларов США. Показательны следующие цифры: доходы компании Discovery Networks Europe (не самой крупной из европейских телекоммуникационных компаний), работающей в сегменте рынка платного телевидения, в 1,5 раза больше доходов казахстанского рынка телекоммуникаций.
Большое влияние на особенности развития телекоммуникационного рынка Казахстана оказывают географические и демографические особенности страны, к главным из которых относятся большая территория и низкая плотность населения. По размеру территории Казахстан занимает 9 место в мире, после Аргентины и Бразилии, в то время как по населению страны только 60. Поэтому средняя плотность населения в Казахстане очень низкая и составляет 5,5 чел./кв. метр, что в 1,5 раза меньше плотности населения в России и в десятки раз меньше плотности населения стран Европы. Большая территория в совокупности с небольшим населением, достаточно высокий процент сельского населения (50%) и высокий коэффициент размера семьи (в среднем 3,5 человек в семье, в том числе 4 человека в семье в сельской местности) отчасти объясняет низкий уровень показателей пенетрации основных телекоммуникационных услуг в Республике.
Так, оснащенность домохозяйств страны фиксированными телефонами составляет 54%; в России — 62%; для Германии — 97%. Необходимо подчеркнуть, что оснащенность домохозяйств Казахстана фиксированными телефонами сильно различается в зависимости от вида населенного пункта. В мегаполисах и крупных городах от 76% до 87% домохозяйств имеет фиксированные телефоны, в то время как в средних и малых городах, а также поселках городского типа и селах уровень телефонизации значительно ниже — от 38% до 44%.
Показатель среднедушевого потребления услуг телекоммуникаций в Казахстане не самый высокий и составляет 105 долларов США в год (в России — 250 долларов США). Одним из важных факторов, определяющих уровень развития телекоммуникационного сектора, является невысокий показатель ВВП на душу населения. В 2005 году уровень ВВП Казахстана на душу населения составил 1946 долларов США, что в десятки раз ниже уровня некоторых развитых стран.
Поэтому оснащенность казахстанских семей компьютерами и наличие доступа в интернет в домохозяйствах остается достаточно низким. Так, доля домохозяйств Казахстана, имеющих компьютер, составляет 17%, причем 2/3 из домохозяйств, имеющих компьютер, проживает в городах (в Чехии оснащенность домохозяйств компьютерами составляет 29%, в Венгрии — 32%, в Великобритании — 65%). Из всех домохозяйств Казахстана подключение к интернету имеет 5% семей (в Чехии — 19%, в Венгрии — 14%, во Франции — 34%, в Великобритании — 56%).
В настоящее время Казахстанских рынок телекоммуникаций находится на переломном этапе и его судьба зависит от продуманной государственной политики регулирования рынка. При правильном регулировании телекоммуникационный рынок Казахстана и в дальнейшем может оставаться одной из перспективных и привлекательных для инвестирования отраслей народного хозяйства, приближая момент перехода Казахстана к высокотехнологичному развитому обществу.
Динамика рынка телекоммуникаций РК в
Фиксированная связь — 59039 млн. тенге (2004 г.), 66993 млн. тенге (2005 г.), +13% (2005/2004 гг.).
Мобильная связь — 58364 млн. тенге (2004 г.), 81681 млн. тенге (2005 г.), +40% (2005/2004 гг.).
Интернет и передача данных — 14854 млн. тенге (2004 г.), 20244 млн. тенге (2005 г.), +36% (2005/2004 гг.).
Услуги операторам — 19383 млн. тенге (2004 г.), 24690 млн. тенге (2005 г.), +27% (2005/2004 гг.).
Услуги кабельного телевидения — 3310 млн. тенге (2004 г.), 4522 млн. тенге (2005 г.), +37% (2005/2004 гг.).
Другие услуги — 4218 млн. тенге (2004 г.), 3517 млн. тенге (2005 г.), -17% (2005/2004 гг.).
Уровень телефонизации в домохозяйствах Казахстана в зависимости от типа населенного пункта:
Мегаполисы:
Есть фиксированного телефона — 87%
Нет фиксированного телефона — 13%
Крупные города
Есть фиксированного телефона — 73%
Нет фиксированного телефона — 27%
Средние и малые города
Есть фиксированного телефона — 44%
Нет фиксированного телефона — 56%
Поселки городского типа и села
Есть фиксированного телефона — 38%
Нет фиксированного телефона — 62%
Комментарии