Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Бизнес. Ничего лишнего

    13 Центрально-азиатская международная выставка «KITEL 2006» побила рекорды прошлых лет.

    7 июня 2006 15:17, Антон Яровой, Континент
    Рубрики: Бизнес

    Тринадцатая по счету Центрально-азиатская международная выставка по коммуникациям и компьютерным технологиям «KITEL-2006» побила рекорды прошлых лет: более 200 компаний из 28 стран мира, 172 стенда, более 3,5 тысячи профессиональных посетителей только в первый день. Организаторы и официальные лица в своих комментариях не воздерживались от превосходных степеней оценки. Растущий интерес поставщиков «софта» и «харда» к ИТ-рынку Казахстана действительно впечатляет, хотя ничего удивительного в этом нет

    Вопросы и ответы

    Листая толстый путеводитель, некоторые уже на входе задавали друг другу вопрос: куда идем? Действительно, выбор непростой — везде было что послушать и посмотреть. В рамках «KITEL-2006» традиционно прошли три специализированные регулярные выставки, с отдельными семинарами и конференциями: по программному обеспечению и системам автоматизации Software Showcase, по теле- и спутниковым технологиям TRBK, по банковским технологиям — BankTech. А в рамках последней интересующихся ждала еще и специальная конференция BankTech, в которой приняли участие около ста делегатов. В целом организаторы сделали все, чтобы поддержать не только собственно выставочный, но и экспертно-аналитический статус мероприятия. Хотя все эти специализированные форумы уже вошли в устоявшийся формат KITEL, такого интереса, по словам представителей организатора ITE Group, они еще не привлекали. «По итогам первого дня выставку «KITEL-2006» и все проводимые события в рамках форума посетили 3108 человек, среди них 2150 — телекоммуникационные и IT-специалисты, представители госструктур, руководители крупных и средних компаний, топ-менеджеры коммерческих банков», — отмечает менеджер компании Iteca по связям с общественностью Динара Алпысбаева.

    Мы выбрали из обширного списка семинаров и брифингов пресс-конференцию зампредседателя Агентства РК по информатизации и связи (АИС) Ризата Нуршабекова. Впрочем, особых откровений она не принесла. Г-н Нуршабеков был сдержанно комплиментарен по поводу общего развития сектора ИТ и связи. Он подробно остановился на госпрограммах в этом секторе, среди которых на первом месте сегодня — запуск спутника KazSat и демонополизация «Казахтелекома». Интересно, что на нацоператора, при всей неопределенности вокруг его дальнейшей реструктуризации, в АИС по-прежнему возлагают серьезную социальную миссию — например, планируют организовать в сельской местности общественные пункты доступа в интернет. «На селе будут установлены компьютеры, куда жители села смогут прийти, связаться через Сеть с близкими, обратиться к правительству, задав через интернет свои вопросы», — пообещал г-н Нуршабеков. Со сдержанным оптимизмом оценил он и общее развитие казахстанского интернета, который насчитывает на сегодня порядка 400 тыс. активных пользователей и около миллиона тех, кто выходит в Сеть от случая к случаю. В АИС ожидают особенно бурного роста интернет-трафика после снижения «Казахтелекомом» базовых тарифов, которое должно подтолкнуть ценовую конкуренцию других первичных провайдеров.

    Все это, безусловно, было интересно. Но конференции и интервью самих ИТ-компаний, особенно по последним продуктам и по спросу на них в Казахстане, показались нам более информативными. Вообще по атмосфере уже самого первого дня создалось ощущение, что на KITEL, при всем наличии необходимых официальных мероприятий с участием госчиновников, присутствие последних в принципе не обязательно. Сообщество «технарей» не очень интересовали протокольные речи. Конечно, их внимание можно было бы отвлечь от проблем удаленного доступа или систем баз данных, если бы кто-то из официальных лиц озвучил на KITEL новости, которых от них давно ждут. Например, о сроках вывода на рынок нового мобильного оператора или о конкретных планах по либерализации рынка связи. Однако новостей не звучало, и вскоре после открытия внимание к государственным деятелям на выставке плавно сошло на нет. Оно переключилось на обсуждение новинок, на бизнес-контакты и тематические семинары.

    Государство «осталось» на KITEL лишь в виде мегастендов национальных компаний, таких, как тот же «Казахтелеком». Чувствовалось, что для последних выставка — это просто праздник, призванный подчеркнуть статус и поддержать имидж. Стенды их были грандиозны. Нацоператор связи проводил шумные викторины с розыгрышами и раздавал подарки. Представители основного конкурента «Казахтелекома» по стационарной телефонии — «КазТрансКома» — рассказывали репортерам о достижениях компании по строительству альтернативной связи в Западном регионе Казахстана. Правда, не обошлось без досадных курьезов: прямо во время нашего интервью с представителем «КазТрансКома» со стенда компании украли ноутбук. В этом плане, возможно, отдельные участники оказались просто не готовы к присутствию того весьма неоднородного контингента, которым была насыщена эта грандиозная ИТ-тусовка: наряду с представителями бизнеса, специалистами и топ-менеджерами, павильоны KITEL обильно оккупировала та категория продвинутой молодежи, у которой нет никаких комплексов. Впрочем, претензии некоторых экспонентов к безопасности и фейс-контролю — это уже отдельная история. Главные же вопросы, которые интересовали большинство находившихся по обе стороны стендов, были предельно утилитарными: что можно купить, заказать, во что инвестировать или, наоборот, как продать, получить контракт, заинтересовать.

    Бизнес-интерес

    Самым любопытным наблюдением на «KITEL-2006» нам представляется некоторое уменьшение присутствия крупных отечественных ИТ-компаний, для которых простая бизнес-задача искать сбыт для своих продуктов явно не является актуальной. Мы не увидели на выставке многих старых знакомых, которых положение, казалось бы, обязывало здесь присутствовать. Например, исчез казахстанский филиал «Самсунг». Но в то же время общий удельный вес казахстанских экспонентов на выставке вырос, достигнув 54 процентов от общего количества стендов. Просто среди них стало значительно больше компаний среднего уровня, которые рассматривают выставку не как имиджевый, а как сугубо маркетинговый инструмент. Со стороны зарубежных, особенно российских, ИТ-компаний также был заметен крен в сторону конкретных практических бизнес-задач: засветиться, показать продукт, найти партнеров, «пощупать» потенциальные рынки сбыта. В свою очередь, для «грандов», которые ушли с KITEL, задача поддержания имиджа, видимо, оказалась неактуальной, и они предпочли не тратить деньги и человеческие ресурсы на участие. В общем, по сравнению с прошлыми выставками, бизнес-интересы на нынешней явно доминировали над сугубо статусными и саморекламными.

    «В KITEL наша компания участвует уже третий раз, — сказал Геннадий Андреев из российской компании «i.s.p.a.  SAT». — Смотрим на рынок, на тенденции. Наши продукты (цифровое вещание, системы доставки контента) ориентированы на развитие казахстанской медиаиндустрии в будущем. Это большие системы, рассчитанные как минимум на региональные и национальные проекты. Пока здесь мало кто готов вкладывать такие деньги, тем не менее, компании Казахстана уже хотят вещать, выходить на телерынок. Интересующихся — очень много. Вообще на KITEL я вижу много как российских хайтековских компаний, так и компаний из дальнего зарубежья. Все пришли на ваш рынок, потому что поверили в казахстанский рост. Рост действительно очень бурный, мало где такой еще встретишь. Очень много интересных проектов, поэтому естественно, что все сюда стремятся. В кулуарах встречаем наших европейских и американских партнеров, которые не открывали стендов, но специально прилетели поинтересоваться рынком, присмотреться к тому, что есть на выставке; они спрашивают, как мы это оцениваем. Технологический сектор вашей страны год от года становится все интереснее».

    Вообще со стороны иностранных компаний, участвовавших в выставке, ощущалось стремление продвинуть свой продукт в те целевые ниши казахстанского рынка, где есть хорошие деньги. Прежде всего это финансовый сектор и госпроекты. Поставщики технологических продуктов на конференции BankTech особенно тщательно интересовались тем, что нужно финансистам Казахстана. «Бурный рост экономики центрально-азиатских государств, и в первую очередь Казахстана, обусловливает рост интереса к информационным технологиям, — отметил Дмитрий Кравцов, заместитель директора по развитию бизнеса компании BioLink. — На пике этой тенденции, с одной стороны, находятся кредитно-финансовые институты (как одни из самых динамичных и инновационных), а с другой — технологии идентификации, прежде всего биометрические».

    Россияне действительно привезли на выбор казахстанских банкиров самую продвинутую биометрию. Так, один из конкурентов BioLink — компания «НПО Информация» — показал свою последнюю технологию распознавания по лицу человека. В ее основе принцип уникальности лица, обусловленный особенностями строения черепа. Компьютерная система позволяет достоверно идентифицировать человека, сравнивая трехмерное изображение его лица с предварительно сохраненным в базе данных шаблоном. «Точность шаблона настолько высока, что позволяет различать близнецов, — увлеченно рассказывала нам директор по маркетингу «НПО Информация» Анна Стеблева. — При этом размер шаблона невероятно компактен — около 5К. Любой человек, проходящий через биометрический турникет, автоматически сравнивается с базой данных людей, которым разрешен вход. Доступ открывается только при совпадении лица человека с его трехмерной фотографией в базе данных».

    Из других изысков, вокруг которых собирались продвинутые посетители KITEL, можно упомянуть промышленные компьютеры и периферийные устройства, защищенные от агрессивных воздействий внешней среды. Один включенный ноутбук компании «Техника-сервис» емонстрировался «в условиях пустыни» — в пылевой камере с температурой плюс 70 градусов, другой карманный ПК постоянно мочили в аквариуме. Команда софтверщиков из Индии показала свои решения для мобильных операторов, системы управления предприятием с интернет-интерфейсом на базе Oracle, ПО для электронной коммерции. Вообще об индийских программистах после наших бесед хочется сказать отдельно, причем не об их продуктах, а об отношении к ним государства. В Индии есть специальная государственная торговая организация, цель которой — продвижение и экспорт электроники и информационных технологий. Такая вот забота о софтверном бизнесе. У нас, видимо, намерены двигаться в том же направлении. В KITEL активно участвовала «Компания по управлению Парком информационных технологий «Alatau IT City». Другой вопрос, сможет ли казахстанский софтверный бизнес обеспечивать доходы, сравнимые с индийскими, — более 15% ВВП?

    …Десятки новинок, проектов, предложений звали и завлекали. Экспоненты догоняли казахстанских «айтишников» и совали визитки, настойчиво прося перезвонить. Серьезный бизнес-интерес чувствовался не только у большинства участников выставки, но и у обычных ее посетителей, которые скрупулезно изучали новинки, регулярно задавая один и тот же вопрос: сколько это стоит и где это можно купить. Даулет Умирсаров, профессиональный консультант компании «Казтек», рассказал, что его компании, которая поставляет программы для крупных холдинговых организаций, интересно новое ПО. «Думаю, мы найдем что-нибудь для себя», — сказал он. Виталий Мезенцев, приехавший на KITEL из братского Бишкека, активно интересовался беспроводными решениями для трансляции кабельного телевидения: «Развернули в нашем городе небольшой проект, теперь вот хотим расширяться и ищем недорогие современные решения». Словом, у каждого здесь, на выставке, был свой интерес. Даже у мальчишек: одни торговали воздушными шариками, другие методично собирали по стендам стикеры, ручки, буклеты и прочее подарочное хозяйство — тоже, видимо, для какого-то своего бизнеса. Вообще «KITEL-2006» не принесла особых откровений, в очередной раз подтвердив банальную экономическую теорию: деньги всегда требуют освоения, а там, где есть спрос, обязательно будет предложение.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии