Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Как работает «Оңай»: интернет вещей на транспорте Алматы

    Интервью с техническим директором «Транспортного холдинга» Владимиром Смирновым и начальником отдела по внедрению бизнес-решений «Кселл» Айдарбеком Султаном — о реализации проекта телеметрии в транспортной системе оплаты «Оңай».

    19 июня 2017 10:50, Наргиз Асланова, Profit.kz

    Интернет вещей — один из современных технологических трендов. Сегодня о нем говорят уже не с позиции «использовать или нет», а с позиции «как использовать лучше и эффективнее», особенно когда речь идет о бизнесе. Операторы сотовой связи здесь играют важную роль, становясь посредниками между техникой и людьми. О том, что такое услуга телеметрии и какие плюсы она несет, на примере одного из проектов «Транспортного холдинга», внедрения системы оплаты «Оңай», в интервью Profit.kz рассказали Владимир Смирнов, технический директор ТОО «Транспортный холдинг», и Айдарбек Султан, начальник отдела по внедрению бизнес-решений АО «Кселл».

    — Владимир, расскажите о вашей компании, какова специфика деятельности?

    — Транспортный холдинг города Алматы — это структура, которая существовала еще в советское время и изначально занималась организацией работы общественного транспорта. Компания претерпела много изменений и на сегодняшний день является частной структурой. Подавляющая доля в 70% принадлежит частному инвестору, который взял на себя социальную нагрузку по внедрению передовых технологий в организации общественного транспорта. Транспортный холдинг и проекты, которые реализуются в рамках его задач, это проекты, которые в первую очередь направлены на организацию жизни города. Общественный транспорт — это артерии города, дающие возможность людям перемещаться. Организация и регулирование работы общественного транспорта ранее было задачей акимата, и сейчас он координирует эту деятельность, но практически 100% всего общественного транспорта, как и проекты, связанные с общественным транспортом, также принадлежат частным компаниям, что сильно усложняет процесс.

    Технический директор Транспортного холдинга Владимир Смирнов

    — Расскажите подробнее о проекте, в связи с чем возникла потребность во внедрении телеметрии?

    — У транспортного холдинга есть два больших проекта. Один из них — организация системы диспетчеризации общественного транспорта, то есть, управление процессом передвижения транспорта. Начало реализации этой задачи было положено в 2010 году, когда строилась первая система контроля и управления передвижением транспорта. Проект эволюционировал, но все это время мы совместно с «Кселл» работаем в области передачи данных по телеметрии — от каждого транспортного средства непосредственно в нашу систему. Второй задачей, которая была инициирована два года назад, стала система «Оңай» — автоматизированная система учета оплаты и проезда в общественном транспорте. Она была внедрена в рекордные сроки. И вообще, это первая подобная система на территории Казахстана. Я бы даже сказал, что этот проект уникален и на территории Центральной Азии. До настоящего времени практически все крупные компании, перед которыми стоит задача сбора платежей на транспорте, работают в офлайн режиме. И только сейчас крупные мировые компании с миллиардными оборотами приходят к подобным технологиям и начинают работать в этом направлении.

    Мы сразу начали использовать современные технологии, которые доступны на сегодняшний день. Благодаря этому систему «Оңай» удалось очень быстро развернуть.

    Все транзакции, все платежи по общественному транспорту требуют своевременной и оперативной доставки в процессинговый центр. В этих целях мы используем, каналы передачи данных компании «Кселл».

    — В чем вы увидели для себя плюсы этой системы?

    — За долгий период времени и длительные переговоры с различными компаниями, пожалуй, только с «Кселл» нам удалось организовать выделенный защищенный канал связи с протоколом шифрования трафика по протоколу IPSec без использования публичного интернета. То есть, все транзакции, которые идут по системе электронного билетирования, идут по защищенному каналу. Это дает довольно значимый эффект в части безопасности системы — у злоумышленников нет возможности получить к ней доступ. Это безопасность денег населения, тех денег, которые были внесены пассажиром на карточку «Оңай». Пассажиры могут быть абсолютно спокойны за эти деньги. В любом общественном транспорте (автобусах или метро) пассажиры могут оплатить проезд карточкой, и эта транзакция будет своевременно доставлена. Как раз благодаря организации каналов связи компанией «Кселл».

    — Расскажите о внедрении, насколько длительным был проект?

    — Работа строилась сложно, потому что проект новый, и в Казахстане нет специалистов в данной области. Никто не понимал, как это все организовать. Команду приходилось набирать с нуля, именно под проект. Мы опирались на профессионализм ребят, на профессиональные навыки, которые могли бы пригодиться в проекте. Это была достаточно небольшая команда, мы справились малым количеством людей, буквально за 3 месяца Транспортный холдинг вырос больше чем в 3 раза. На сегодняшний день наша команда по эксплуатации системы насчитывает порядка 200 человек.

    Если говорить про становление проекта, то он должен был быть длинным. Период его реализации должен был составлять порядка года. Но по целому ряду причин, в том числе и согласно пожеланиям руководства города, нам нужно было уложиться в полгода. Да, это был пилотный запуск, но, тем не менее, как только первые деньги пошли в систему, как только человек купил первую карточку, для нас, технических специалистов, это был уже не пилот. Это уже полученные деньги, соответствующие обязательства. Это уже боевая система, которая должна работать бесперебойно.

    Технический директор Транспортного холдинга Владимир Смирнов

    — Что еще у вас в планах? Будет ли предусмотрен какой-то новый функционал для пользователей системы «Оңай»?

    — Да, мы хотим порадовать наших пользователей, и уже буквально к концу лета предоставим много дополнительных возможностей по использованию карт Оңай. Также появится мобильное приложение для iOS и Android. Не буду рассказывать подробнее, поскольку пока это преждевременно. Но все эти возможности по развитию стали доступны благодаря первичному выбору технологии онлайн-платежей. Потому что те технологии, которые использует офлайн, не позволяют применять данную карту нигде, кроме как на транспорте.

    — Как бы вы оценили важность подобных проектов для крупных городов? Ведь во многих из них подобных реализаций мы пока не видим. Насколько это актуально для города сегодня?

    — За последний год я общался с представителями акиматов практически всех городов Казахстана. Они были у нас в гостях, смотрели, пытались понять, как реализовать подобную систему. И мы однозначно говорим о том, что это непросто. Повторить наш путь возможно только при одном условии: если это будут частные деньги, частные инвестиции в систему, — соответственно, частный интерес. Но здесь двоякая ситуация, потому что проект системы электронного билетирования — в принципе не доходный. Это убыточный проект с точки зрения инвестиций. Но с точки зрения реализации мы говорим о том, что это может сделать только частная компания, с бизнес-подходом.

    — Айдарбек, расскажите об услуге телеметрии: что она собой представляет и какие задачи решает?

    — В век цифровых и мобильных технологий все стараются быть на связи, данная необходимость не обошла стороной и привычные устройства. Это и есть одна из концепций Интернета вещей, интеллектуальная окружающая среда, которая сможет привнести в нашу повседневную жизнь еще больше комфорта и безопасности. Телеметрия же является основополагающей услугой для предоставления сервисов в экосистеме Интернета вещей.

    Начальник отдела по внедрению бизнес-решений Кселл Айдарбек Султан

    В нашем кейсе с Транспортным холдингом есть три вида терминалов — валидаторы, терминалы оплаты и планшеты. Все эти устройства передают данные на центральный сервер в пределах корпоративной защищенной сети. Эта система помимо оплаты позволяет контролировать маршруты автобусов. А пассажиры в онлайн-режиме на сайте www.citybus.kz могут видеть, где в данный момент находится нужный им автобус, отпадает необходимость ожидания на остановках В целом, вся эта система удобна не только для пассажиров, но и для нашего клиента, в данном случае Транспортного холдинга — система полностью прозрачна. То есть, эта концепция Интернета вещей создает удобство в первую очередь для людей.

    — Расскажите, как обеспечивается безопасность в этом проекте?

    — В данном случае мы организовали защищенный протокол с высокой степенью защиты, гарантированный канал передачи данных на последней миле. Физически выделенный канал для бесперебойного прохождения дата трафика до сервера клиента. Последняя миля была организована посредством оборудования, которые мы ставим и для наших сетей, промышленного масштаба. Все это позволило связать все устройства в единую интеллектуальную защищенную сеть.

    — Каким еще заказчикам может быть интересна услуга телеметрии в их деятельности?

    — Возможности услуги применимы практически во всех сферах, если подходить с точки зрения сохранения энергии, повышении производительности на предприятиях и заводах, защиты окружающей среды, безопасной передачи финансовых данных на удаленных объектах, безопасных перевозок и т.д. Говоря простым языком это — здравоохранение, нефтегазовая отрасль, транспорт, финансовый сектор, энергетика, добыча полезных ископаемых, сельскохозяйственный сектор. В данных сферах у нас уже есть успешные бизнес-кейсы, например, сейчас мы работаем практически со всеми крупными банками страны.

    Начальник отдела по внедрению бизнес-решений Кселл Айдарбек Султан

    — Есть ли какие-то тонкости внедрения услуги, которые необходимо учитывать заказчикам?

    — Безусловно, телеметрия, это, в первую очередь, связь с удаленными объектами, поэтому необходимо предусмотреть покрытие GPRS как минимум. Также стоить принять во внимание персональные пожелания клиента по обеспечению безопасности передаваемых данных, организация архитектуры сети и т.п. В данных аспектах мы полностью сопровождаем решение для клиента и способны предоставить профессиональную консультацию от технических специалистов и бизнес-консультантов. Подробнее об услуге можно узнать по ссылке http://kcell.co/telemetry

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.