Профучастники сотового рынка и эксперты рассуждают о возможности отказа от развертывания сетей третьего поколения в Казахстане и о тарифах после запуска 3G.
Цена лицензии на частоты для 3G в 5 млрд. тенге плюс ежегодный взнос в 2 млрд. не устраивают операторов сотовой связи. Возможен ли отказ от развертывания сетей третьего поколения и что будет с тарифами? Об этом «&» спросил профучастников рынка и экспертов.
По мнению руководителя службы по связям с общественностью ТОО «КаР-Тел» (брэнд Beeline) Павла Родина, столь высокие платежи отвлекут у операторов средства, которые они могли бы направить на строительство и развитие этих сетей третьего поколения, и это замедлит внедрение технологии 3G. «В случае принятия предложенных условий предполагаемый доход операторов от услуг, продаваемых в сети 3G, скорее всего, не сможет покрыть расходы на обязательные платежи и развитие сети третьего поколения согласно требованиям лицензии даже в отдаленной перспективе», — отметил г-н Родин.
Так быть ли 3G в Казахстане?
«Мы бы не ставили вопрос таким образом, так как в нашем инвестиционном плане на 2010 год запланирован бюджет на приобретение 3G-лицензии, — сообщила директор по корпоративным коммуникациям «GSM Казахстан» Аида Досаева. — Сейчас наша компания проводит ряд рабочих встреч с руководством АИС, в том числе и по вопросам обсуждения условий ежегодных взносов для использования 3G-лицензии. Необходимо, чтобы условия лицензии были рациональными и приемлемыми». Для развития отрасли очень важно, чтобы всем операторам мобильной связи были предоставлены равные условия, отметила собеседница. По словам г-жи Досаевой, в Kcell уверены, что оптимальное решение, отвечающее интересам всех вовлеченных сторон — оператора, регулирующих органов и граждан Казахстана, будет найдено. «Для этого мы ведем переговоры с руководством АИС, о результатах которых дополнительно сообщим общественности», — пообещала она.
Г-н Родин в беседе воздержался от конкретных заявлений по поводу вероятного отказа от запуска 3G, отметив лишь, что «КаР-Тел» ведет переговоры с регулятором и надеется, что будет принято справедливое решение. Не стал собеседник строить предположений и о возможном повышении тарифов на мобильный интернет либо их разграничении в зависимости от используемой технологии передачи данных. «Окончательного решения по лицензии еще не принято. Но наш опыт подсказывает, что тарифы не дифференцируются по технологии доступа», — отметил представитель «КаР-Тел».
Более конкретный ответ по поводу тарифов дали в «GSM Казахстан». «Стоимость уже существующих услуг, таких как голосовой вызов, передача SMS, мобильный интернет, не претерпит существенных изменений», — сказала г-жа Досаева.
«5 млрд. тенге — это порядка 17–20% квартальной выручки казахстанских доминирующих операторов, — привела данные представитель iKS-Consulting в Казахстане Светлана Черненко. — Окупаться эти вложения должны не за счет увеличения тарифов, а за счет роста, как числа пользователей мобильного интернета, так и интенсивности потребления услуг мобильной передачи данных».
Смена технологии, по мнению г-жи Черненко, это веление времени, и этот процесс всегда требует существенных инвестиций. «Я уже не раз говорила о том, что 3G — это не услуга, это технологическая возможность расширить прежде всего потенциал мобильной передачи данных, что, в свою очередь, даст возможность развитию прикладных сервисов — онлайн-заказов, услуг по определению местоположения, мобильного банкинга, мобильной коммерции. Все это, в принципе, уже давно на слуху, но пока рассматривается операторами да и большинством пользователей как «услуги завтрашнего дня» по причине недостаточно развитой инфраструктуры мобильного обмена данными», — пояснила эксперт.
Отказ от внедрения 3G теоретически возможен, предположила г-жа Черненко и, более того, не драматичен. Ведь конечная цель, пояснила она свою точку зрения, это не запустить 3G, а выйти на новые скорости, выражаясь обывательским языком. «Задачи, решение которых возлагается на 3G, позволяют реализовать и Wi-MAX, и LTE. Причем эти технологии, как и 3G, можно внедрять на уже существующих сетях, и говорить, что 3G наиболее близка к идеалу, это по меньшей мере не совсем корректно», — считает собеседница. У каждой из этих технологий есть преимущества и ограничения, поэтому операторы, оценив текущие цели и стратегические задачи, имеют возможность выбрать наиболее подходящий для них вариант, резюмировала г-жа Черненко.
Комментарии