Мобильная коммерция в Казахстане — первые ласточки
Оплата товаров и услуг с мобильного телефона становится одним из трендов?
Мобильная коммерция — новый «игрок» на казахстанском рынке электронных платежей. С нового года у мобильных операторов появилась возможность запускать клиентские сервисы в сфере мобильных финансов, а у абонентов — оплачивать различные товары и услуги со своего мобильного счета.
Эту возможность рынок ждал уже давно. Еще в 2013 году в ходе конференции iProf 2013 обсуждалась возможность внедрения платежей с мобильного счета как одного из способов стимуляции казахстанской электронной коммерции. По мнению многих участников рынка, использование мобильных счетов для микро-платежей могло бы приобщить к электронным покупкам те категории граждан, которые по тем или иным причинам не используют банковские карточки. В качестве примера приводилась Россия, где мобильная коммерция развивается с 2011 года и показывает неплохие успехи. Так, например, по данным AC&M-Consulting в 2015 году оборот российского рынка мобильных финансовых услуг вырос на 37% и составил 70,4 млрд руб., а количество пользователей увеличилось на 15,3%, достигнув 11,9 млн человек.
По уже устоявшейся традиции статистики по казахстанскому рынку, включая и m-commerce, ничтожно мало. Эксперты лишь приблизительно называют его объем на ближайшие несколько лет — 30 млн. долларов.
«Весь рынок электронной коммерции у нас сейчас 800 млн долларов — именно покупки казахстанцев в казахстанских интернет-магазинах. Сервис Ticketon уже 4% своих транзакций проводит через мобильные платежи. Он был одним из первых сервисов, кто это подключил. То есть, вполне реально 4% рынка электронной коммерции в течение года иметь в мобильной коммерции. 30 млн долларов — это тот потенциал, которые есть у казахстанской мобильной коммерции на ближайшие год-два. Эта цифра — некий оптимистичный максимум», — считает Константин Горожанкин, президент Ассоциации Казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ).
По данным Комитета по статистике МНЭ РК за 2015 год порядка 59% пользователей в качестве способа выхода в интернет выбирают мобильное соединение. А по данным IDC, уже в марте текущего года доля интернет-сессий с мобильных устройств не просто сравнялась с десктопами, а стала существенно превалировать над ними. То есть, потенциал у рынка определенно есть. В Казахстане процесс внедрения мобильной коммерции еще только начинается, но пользователи уже ощутили преимущества нового вида платежа.
Аналитики платежной системы Wooppay изучили, какие услуги чаще всего оплачивали казахстанцы с помощью баланса мобильного телефона с момента, когда сервис мобильной коммерции впервые был запущен в нашей стране.
Самыми активными пользователями мобильной коммерции оказались геймеры, агенты сетевых компаний и казахстанцы, использующие деньги на счету мобильного, чтобы оплатить услуги телекоммуникаций — счета за интернет, кабельное телевидение, телефонную связь. Так, в январе этого года доля оплаты телекоммуникаций в общем обороте составляла 15,5% со средним чеком 2 973 тенге. В августе цифра выросла до 23,2%, со средним размером платежа 2 463 тенге (размер оплат снизился из-за сезонного отсутствия счетов за теплоэнергию).
На втором месте по популярности услуг среди казахстанцев, использующих баланс мобильного как кошелек — онлайн-игры. В январе покупка геймерами внутриигрового контента составляла всего 7,9%. В среднем за этот месяц игроки тратили на свое хобби 1 893 тенге. В августе же количество оплат в онлайн-играх увеличилось до 11,7%, а средний чек составил 1 542 тенге.
Замыкают тройку самых популярных услуг мобильной коммерции в Казахстане сетевые компании. В январе наши соотечественники перечисляли на счета Avon, Faberlic, Mary Kay и Oriflame с баланса своего мобильного в среднем по 7 633 тенге. Это 3,9% от общего числа услуг, оплаченных в этом месяце. В августе активность агентов косметических корпораций выросла до 4,9%, средний чек составил 4 488 тенге.
Также за указанный период с помощью сервиса мобильной коммерции казахстанцы стали чаще покупать единые транспортные карты Онай, оформлять онлайн-заказ билетов на концерты и в кино, оплачивать проезд в автобусах (0,4% в общем обороте в январе и 3,9% в августе), платить за размещение объявлений на рекламных онлайн-площадках (0,4% в январе и 2,2% в августе).
Аналитики отмечают, что количество транзакций в сервисе мобильной коммерции растет от месяца к месяцу, при этом уменьшается средний чек, что закономерно при росте доли услуги в общем обороте.
«Мобильный телефон есть у каждого. Это универсальный и самый простой способ совершить покупку. Я думаю, что сервис мобильной коммерции будет расти. В основном, там, где небольшой средний чек — до 1 500 тенге. Задача мобильного оператора и наша — сделать замкнутую платежную экосистему, где пользователь сможет легко и быстро воспользоваться своим смартфоном как способом оплаты», — отметил Александр Бондаренко, директор платежной системы Wooppay.
Wooppay — казахстанская платежная система, основанная в 2012 году. На данный момент в ней зарегистрировано более 230 тысяч уникальных кошельков. Эмитентами электронных денег в системе Wooppay выступают АО Казкоммерцбанк, Евразийский банк, Home Credit, Capital Bank. Wooppay является официальным партнером компании Кар-Тел в рамках сервиса мобильной коммерции, а также партнером компании Кселл по услугам оплаты проезда в автобусах и парковки в Алматы по SMS.
В Beeline Казахстан уже озвучили первые результаты работы Money.beeline.kz, сервиса, с помощью которого можно оплачивать услуги и товары с использованием денег на счету телефона. С момента запуска в январе текущего года к августу число уникальных пользователей портала выросло на 64%, количество транзакций увеличилось на 59%, а оборот вырос на 74%. В скором времени планируется запустить возможность оплаты с баланса телефона в офлайн-точках торговли (магазины, рестораны, заправки, такси), а также перевод на банковские карты РК и в банкоматы РК.
«Людям это удобнее, и они все чаще пользуются мобильным телефоном как средством доступа к информации, к банковским услугам. Очевидно, что и мобильный интернет-экваэринг будет развиваться. Это естественное развитие технологий. Мы отталкиваемся от тех, кто имеет смартфоны и доступ к интернету — потихоньку эта категория граждан в той или иной степени будет иметь доступ к мобильным финансовым услугам», — считает Нурлан Жагипаров, управляющий директор Казкоммерцбанка.