Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Миндаугас Убартас, Tele2 Казахстан: мы не собираемся тормозить

Интервью с коммерческим директором Tele2 в Казахстане Миндаугасом Убартасом о сотовом рынке и планах компании.

2 апреля 2014 09:00, Наргиз Асланова, Profit.kz
Рубрики: Интервью, Связь

Приход в Казахстан Tele2 в 2011 году вызвал значительные изменения на рынке. Новый оператор буквально «обвалил» цены на услуги мобильной связи. За несколько лет компания освоилась и практически перестала эпатировать клиентов и конкурентов. Однако в конце прошлого года произошли некоторые изменения, которые могут серьезно повлиять на дальнейшие события: в октябре стало известно о назначении Миндаугаса Убартаса, директора эстонского подразделения Tele2, коммерческим директором казахстанского подразделения, а в декабре компания сообщила о выходе на положительную прибыль. О том, как будет действовать Tele2 на рынке Казахстана в дальнейшем и какой тактики придерживаться, Profit.kz поговорил с г-ном Убартасом.

Миндаугас Убартас

— Миндаугас, насколько, на ваш взгляд, устойчива сложившаяся расстановка сил среди операторов в Казахстане? Устоявшаяся тройка игроков уже есть, в скором времени на GSM-рынок собирается выходить АЛТЕЛ. Как вы смотрите на ситуацию?

— Как это будет дальше развиваться? Мы планируем расти в любом случае. Любому новому оператору будет непросто, потому что мы уже накопили силы, достигли положительного значения EBITDA. Сейчас будем еще агрессивнее, будем предлагать нашим клиентам, как и клиентам других операторов, услуги по наилучшей цене на этом рынке.

— А стоит ли нам ждать появления российских игроков?

— В принципе, на нашем рынке присутствует российский игрок — даже если он зарегистрирован в Голландии и называется Vimpelcom. Если придут еще какие-то российские игроки, мы будем рады их «побить» — это мы уже делали на российском рынке, можем и на казахстанском.

— Расскажите, какой процент доходов у Tele2 в Казахстане приходится на голосовой трафик? Изменилась ли за последние годы его пропорция в соотношении с другими услугами? Каковы тенденции?

— Начнем с тенденций. Растет использование данных, это самый большой прирост у всех операторов. Доход от голосовых услуг у нас тоже растет, хотя у других операторов уже снижается. То есть, идет перераспределение доходности услуг: интернет и передача данных идут вверх, а голос идет вниз.

— Вы говорите, что у вас голос еще не снижается. Когда вы ожидаете наступления периода его снижения? Каковы ваши дальнейшие планы в данном ключе?

— Если взять как пример мировой рынок телекоммуникаций, то выручка от голоса начинает падать, потому что люди больше используют интернет, им эта услуга привлекательнее. Меняется ценообразование, появляются предложения, где есть безлимитный голос на все направления без учета минут (в некоторых странах). На нашем рынке пока нет таких предложений. Что касается нашей компании, мы верим, что есть много клиентов, которые тратят слишком много на услуги, на звонки и доступ в интернет у других операторов. Мы будем их привлекать, рекламировать и обеспечивать хороший сервис, чтобы они выбрали нас. Это приведет к тому, что выручка от голоса и интернета будет падать у наших конкурентов, и будет расти у нас.

Миндаугас Убартас

— В России существуют некоторые ограничения на интернет-звонки в сетях мобильных операторов, поскольку такие сервисы, как Skype, снижают прибыль от голосовых услуг. Какова ваша позиция? Ожидать ли нам в Казахстане аналогичных мер?

— В Европе подобное ограничение сервисов даже нелегально. И мы, как группа Tele2, никогда не рассматривали варианты, которые могут помешать клиентам использовать наши услуги. Может быть, можно что-то придумать с ценообразованием. Но я искренне верю: если хорошо для клиента, это будет хорошо и для компании. Если бизнес начинает делать что-то плохо клиенту, то бизнес страдает. Невозможно перекрыть течение реки. Клиент сам выбирает самый удобный ему путь, и компании должны под это подстраиваться. В нашей сети довольно много передается голоса по подобным сервисам на данный момент. И мы рады, что наши клиенты используют эти услуги и весь спектр услуг, которые мы представляем на этом рынке. И чем они больше будут использовать, тем больше радости будет у нас.

— Какова, в целом, динамика спроса на услуги Tele2? Какие направления являются наиболее быстрорастущими в вашем бизнесе?

— Мы растем. И по финансовым данным, которые были опубликованы недавно, мы выросли довольно хорошо в прошлом году. Наша совокупная выручка в 2013 г. увеличилась на 49% по сравнению с 2012 г. Мы не собираемся тормозить в этом году, а собираемся еще ускорять этот рост. Почему я так уверенно про это говорю? Потому что нашей доле рынка еще расти и расти.

— Выходя на казахстанский рынок в качестве нового игрока, Tele2 говорила о намерении вести прозрачную тарифную политику (небольшое число тарифных планов, отсутствие условий и «звездочек»). Однако сейчас ситуация видится несколько иной — число ваших тарифных планов выросло, их условия стали усложняться. С чем это связано?

— Да, если клиенты про это говорят, значит, это случилось. Почему это случилось? Наверное, мы так хотели «побить» наших конкурентов, что отвечали на их тарифные планы. Сейчас мы пересматриваем тарифы и услуги в сторону упрощения. Надо сделать так, чтобы тарифные планы были отдельные и их было маленькое количество, а услуги предлагать «сверху». Если клиенту будет нужно что-то дополнительно, то он сможет подстраиваться под свои нужды, чтобы не случилось ситуации, когда оператор «впихивает» его в определенный тарифный план и ничего другого нельзя. То есть должно быть так: базовый тарифный план и дополнительные услуги, которые нужны (или не нужны) потребителю.

— Вообще, сложно ли конкурировать компании, у которой не много тарифных планов, с другими операторами, имеющими разнообразные предложения?

— Не сложно. Откровенно скажу, нам конкурировать очень легко. Мы реагируем просто: если конкуренты что-то сделали, то мы делаем то же самое, но «режем» цены на 20%. Я сложности не вижу. Я верю, что люди, клиенты, и я сам — никто не хочет переплачивать. Сэкономленный тенге идет в прибыль (личную или компании), а потраченный тенге — это убыток. Я верю, что люди не хотят жить в убытке.

Миндаугас Убартас

— В ходе осенней конференции iProf 2013 была озвучена информация, что в Казахстане уже прорабатывается вопрос об осуществлении платежей со счета мобильных операторов. Участвуете ли вы в работе по данному проекту?

— Мы наблюдаем за ситуацией. Пока казахстанский рынок очень любит наличные деньги. Мы бы хотели, чтобы эти деньги перешли в мобильную сферу — банки хотят, чтобы они перешли в электронную сферу. Насколько я знаю, этот вопрос пока в разработке, и как только будут какие-нибудь плоды этой работы, мы сразу начнем продвигать эти услуги.

— Еще один проект, работа над которым, как сообщалось, уже ведется — снижение и в последующем отмена роуминговых ставок в рамках таможенного союза. Известны ли уже какие-то промежуточные результаты?

— Мы ведем работу с Евразийской экономической комиссией, в рамках которой нами была предоставлена вся необходимая к анализу информация. Тем не менее, наша позиция такова, что мы еще не в достаточной степени готовы к отмене роуминга между операторами сотовой связи СНГ на территории ТС.

Если опираться на мировой опыт, то могу привести пример подобной инициативы в Евросоюзе. Все операторы также опасались, когда роуминговые ставки внутри Евросоюза начали снижаться. Но, в конце концов, в выигрыше оказались как клиенты, так и операторы, поскольку люди перестали бояться пользоваться роумингом и их уже не так сильно пугала перспектива видеть после поездок свои счета с очень большими суммами. Люди платят меньше за услуги, но они используют больше услуг. То есть, объем увеличился. Я был бы рад, если бы в Таможенном союзе к такому согласию тоже пришли, но на данный момент это лишь красивая идея. Для ее реализации требуется достаточно много времени и ресурсов.

— А в вашей группе компаний вы не готовы немного опередить события и в странах присутствия сделать какие-то послабления для клиентов? Например, в Beeline недавно сообщили о том, что в некоторых странах их присутствия роуминг для казахстанцев составляет 15 тг/мин.

— Этот вопрос рассматривается. Но на данный момент большинство денег переплачивается не за роуминг, а на домашнем рынке. Сначала мы должны освободить из этого рабства людей дома, а потом будем освобождать людей заграницей.

— Что касается вопроса внедрения 4G — как вам видится ситуация? На какой стадии находится обсуждение с регулятором и как скоро вы рассчитываете начать предоставление услуги? Сообщалось, что частоты будут выданы операторам в 2015 году...

— Мы смотрим очень положительно на 4G и считаем, что чем раньше, тем лучше. Мы готовы предоставлять эти услуги клиентам практически сразу, как только получим разрешение. На данный момент вопрос не в операторах, а в наличии частот. Как только будет объявлен тендер и будут ясны условия участия, как только у нас появится официальное разрешение разворачивать сети 4G, мы приступим к этой работе в этот же день.

Хотя я должен отметить, что по техническим характеристикам 3G и 4G вполне сопоставимы. Мы можем попробовать протестировать скорости доступа в сети Tele2 в этом здании [в офисе Tele2, — прим. ред.] и увидим скорости, которые мало отличаются от 4G, потому что мы используем технологию Dual Carrier в своей сети. У 4G есть одно техническое преимущество, так называемый ping, который там поменьше. Но на данный момент большинство пользователей интернета не используют услуги, где этот ping был бы очень важен, поэтому средний пользователь не почувствует большую разницу между 3G и 4G. Да, для оператора передача данных в сети 4G дешевле, там есть технические нюансы. Я могу сказать так: 4G или 3G — это скорее маркетинговый трюк, а не реальность для клиента.

— А ваши сети готовы к предоставлению таких услуг?

— При наличии согласия со стороны регулятора на запуск Tele2 сети в стандарте 4G в тестовом режиме — мы готовы начать свою деятельность по ее развертыванию уже сейчас.

Миндаугас Убартас

— Согласно итогам IV квартала 2013 года количество абонентов Tele2 по сравнению с предыдущим отчетным периодом значительно сократилось. Неужели простая корректировка методики подсчета привела к таким цифрам?

— Тут отвечу тоже очень просто. Мы поменяли методику. Мы считаем своими абонентами тех, кто пользовался нашими услугами и заплатил за эти услуги в течение последних 90 дней. Этот параметр в 2 раза короче того, как это делают другие операторы. Отличие также в том, что мы считаем только платные услуги. Если человек взял нашу сим-карту и использует ее только на бесплатные услуги, то мы не считаем, что это наш активный абонент. Да, мы рады, что он есть, но в отчетности мы его не рассматриваем. Также мы не рассматриваем абонентов, у которых нет исходящих платных услуг, а есть только входящие. Эта корректировка более достоверная. И наши конкуренты задаются вопросом — как возможно, что база уменьшается, а деньги растут.

— Некоторые казахстанские пользователи при покупке телефонов сталкиваются с проблемой — устройства не работают именно в сетях 3G от Tele2 (разница в используемых частотах). Причем эти телефоны официально ввозятся на наш рынок. У других операторов таких проблем не возникает...

— Диапазон, на котором мы предоставляем свои услуги, не поддерживается всеми производителями телефонов. Да, это так, не буду этого отрицать. Наша сеть работает в диапазоне частот UMTS 900. Некоторые модели телефонов (преимущественно выпущенные до 2009 года) не поддерживают работу на этой частоте, однако таких телефонов очень немного на рынке. Практически все новые модели телефонов поддерживают этот диапазон и могут принимать 3G-сигнал Tele2 (в технических характеристиках аппарата должна быть указана поддержка стандарта WCMDA900 band8). Если будут возможности получить дополнительный диапазон, мы с радостью это сделаем. Вы спрашивали про 4-го GSM-оператора, АЛТЕЛ, так вот их частотный диапазон еще больше отличается, и еще меньше производителей выпускают на нем 3G-телефоны.

Но всем этим абонентам я могу гарантировать, что предложу очень хорошие условия на замену телефона, при условии, что они хотят пользоваться нашими услугами. О проблеме, которую вы озвучили, я узнал от вас. Я проверил, сколько людей столкнулось с проблемой — очень маленький процент, это можно решить просто.

— То есть, вы готовы менять телефоны таким абонентам?

— Да. Мы недавно запустили акцию в наших салонах, где за цену одного телефона отдавали два. То есть, абонентам, которые хотят использовать наши услуги, точно найдем и телефон, и сервис, и он платить будет намного меньше.

— В декабре 2013 года Tele2 в Казахстане вышла на положительное значение EBITDA. Изменится ли как-то поведение компании на рынке? В связи с переходом к прибыльности не собираетесь ли вы вести более агрессивную политику?

— Profit.kz... Я больше чем уверен, что вы очень популярный портал. И я больше чем уверен, что то, что я сейчас скажу, будут анализировать отделы аналитиков всех операторов. И я скажу — да, анализируйте, что я сейчас отвечу. А отвечу так: будет все очень хорошо для абонентов и акционеров Tele2, а для других — это их дело...

— Расскажите, как намерена развиваться ваша компания в текущем году? Какие планы поставлены и к каким результатам планируется прийти?

— Казахстанский рынок очень интересен для нас, как компании. И он динамичен. Единственный путь для нас — это рост. Это рост во всех показателях: расширение сети, расширение услуг, больше клиентов, использующих наши услуги, экономящих деньги на этом и приносящих прибыль нам как компании, и нашим акционерам как владельцам. Другого пути нет. Жаль, конечно, что некоторые другие люди, которые инвестировали деньги в другие компании, наверное, немножко потеряют. Но, что поделать.