Следите за новостями

Неужели казахстанцы должны и далее платить за дорогую сотовую связь?

На состоявшемся 30 марта в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом по поводу дорогого интерконнекта к премьер-министру РК Масимову К. К. обратился депутат Т. Бердонгаров.

31 марта 2011 16:32, Profit.kz
Рубрики: Связь, Общество

На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к премьер-министру РК Масимову К. К. обратился депутат Танирберген Бердонгаров:

«Вновь обращаюсь к вам с депутатским запросом касательно цен на интерконнект между операторами сотовой связи Казахстана.

Я получил отрицательный ответ на мой депутатский запрос от 10 февраля 2011 года предложением в снижении ставок на интерконнект. Обоснованием стала невозможность такого снижения в силу приведенных данных о мировой практике в снижении цен.

На мой взгляд, сотрудниками, изучавшими данный вопрос, приведена не объективная статистика.

Анализ текущего рынка показывает, что ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком» (торговые марки Kcell, Activ, Vegaline) и ТОО «Кар-Тел» (торговая марка Beeline) вместе занимают как минимум девяносто процентов рынка. При этом понятно, что эти девяносто процентов обе компании делят пополам. Таким образом, становится очевидным, что доля каждого из них как минимум более тридцати пяти процентов. В соответствии со статьей 12 Закона Республики Казахстан «О конкуренции», доминирующим признается положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет тридцать пять и более процентов.

В соответствии со статьей 13 Закона о конкуренции запрещаются действия или бездействие субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение, которые привели или могут привести к ограничению доступа на соответствующий товарный рынок, недопущению, ограничению и устранению конкуренции и (или) ущемляют законные права потребителей, в том числе такие действия, как установление и поддержание монопольно высоких (низких) или монопсонически низких цен.

В соответствии со статьей 14 Закона о конкуренции, монопольно высокой ценой товара является цена, установленная субъектом рынка, занимающим доминирующее или монопольное положение, если:
1) эта цена превышает максимально высокую цену, которую на этом же товарном рынке в условиях конкуренции устанавливает субъект рынка, не входящий в одну группу лиц с субъектом рынка, занимающим доминирующее положение;
2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Очевидно, что компании «GSM Казахстан» и «Кар-Тел», пользуясь своим доминирующим положением на рынке, установили свою, монопольно завышенную цену на интерконнект для операторов сотовой связи, делящих остальные десять процентов рынка сотовой связи. Простой анализ цен на рынке услуг интерконнекта, показывает, что цена на интерконнект между операторами сотовой связи может быть и меньше. Так, например, ставка на интерконнект между сотовыми операторами ТОО «Мобайл Телеком Сервис» (торговая марка NEO) и АО «Алтел» (торговая марка Pathword и Dalacom) составляет всего 5 тенге за минуту.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Казахстан «О связи», уполномоченным органом в области связи регулируются цены на товары (работы, услуги) субъектов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на товарных рынках в области телекоммуникаций и почтовой связи в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Вышеуказанное показывает, что Министерство связи и информации Республики Казахстан, как уполномоченный орган в области связи, имеет все законные рычаги воздействия и полномочия по регулированию цен на интерконнект. Однако фактически в настоящее время цены на интерконнект, устанавливаемые субъектами рынка, занимающими доминирующее положение на рынке, не регулируются, что вызывает у меня недоумение.

Теперь, что касается поэтапного снижения цены на интерконнект. Насколько мне известно, мировой опыт свидетельствует о том, что снижение цен на интерконнект происходит не всегда поэтапно. В каждой стране данный вопрос рассматривается с учетом особенностей, присущих данным странам.

Так, например, в странах Европейского Союза снижение цен происходило различными способами: либо поэтапное снижение в среднем на 10%, либо резкое снижение на 60–100%.

В августе 2010 года Правительство Израиля уменьшило цены на интерконнект в 6 раз и планирует снижать далее. В Великобритании телекоммуникационный регулятор Ofcom предложил снизить цены на интерконнект на 80% с апреля 2011 года.

Показательным также является опыт Турецкой Республики как одного из основных партнеров нашей страны.

После того как турецкие власти в очередной раз принудительно и резко снизили цену на интерконнект на 52% с 1 апреля 2010 года, доходы операторов сотовой связи даже возросли.

Возросла конкуренция, из-за которой повысилась узнаваемость брендов, появились новые услуги и выгодные тарифы для абонентов, расширилось покрытие. Напомню, что государственный регулятор в Турции также принудительно снижал интерконнект тарифы на 28% в апреле 2009 год, и на 33% в апреле 2008 года. В итоге в настоящее время стоимость ставок на интерконнект в Турции на 80% (в 7 раз) ниже, чем средняя стоимость на интерконнект в странах Евросоюза. Резкое и значительное снижение цен на интерконнект не имело негативного эффекта на экономике Турецкой Республики и не помешало сотовым операторам Турции осуществлять свою деятельность, предоставлять абонентом доступные услуги и все равно оставаться прибыльными. Промежуточный финансовый отчет компании Vodafone показывает, что, несмотря на 52% снижение цены на интерконнект, доходы этой компании в Турции только за 2010 год возросли на 31.7%.

Кроме того, мировая практика свидетельствует, что решение о введении государственного регулирования тарифов на интерконнект принимается в различных странах в зависимости от состояния телекоммуникационного рынка: на либерализованных и конкурентных рынках телекоммуникаций государственное регулирование не применяется, а на рынках с низкой конкуренцией чаще всего тарифы регулируются.

Приведенный выше позитивный для экономики развитых стран опыт показывает, что в Казахстане должно быть резкое и незамедлительное снижение интерконнект тарифов.

Казахстан занимает 9-ое место по территории в мире, тогда как Израиль — 151, Великобритания — 79-ое, Турция — 37-ое, Россия — 1-ое.  То есть, практически во всех странах мира, несмотря на размеры этих стран, интерконнект тарифы на данный момент гораздо ниже, чем в Казахстане, хотя уровень жизни во многих странах лучше, чем в Казахстане.

Неужели казахстанцы должны и далее платить за дорогую сотовую связь?

Казахстан является ярким примером рынка сотовой связи с низкой конкуренцией, за 11 лет на этом рынке господствовали и продолжают господствовать два доминирующих оператора сотовой связи. Интерконнект тарифы не менялись, цены для абонентов на внесетевые звонки не снижались, новые инновационные услуги (пример — 3G) не внедрялись и регулирование интерконнект тарифов давно должно было быть внедрено. По этой причине возникают вопросы, почему этот вопрос до сих пор не решен.

Предполагаю, что решение данного вопроса позитивно скажется на социально-экономическом самочувствии граждан нашей страны.

Уважаемый Карим Кажимканович! Как видно из запроса, уполномоченный орган в области связи имеет все законные основания и полномочия для наведения порядка на рынке интерконнекта. Прошу вас рассмотреть доводы, приведенные в запросе, и принять соответствующие меры по снижению цен на интерконнект.

Ответ прошу дать письменно в установленный законодательством срок», говорится на сайте Парламента Республики Казахстан.

Комментарии