Следите за новостями

Интернет-мошенники активно грабят казахстанцев

По данным МВД РК, за истекший 2010 год правоохранительными органами было зарегистрировано 12 заявлений граждан по факту интернет-мошенничества.

6 января 2011 12:05, Алексей Храмков, Литер

Не многим больше трех лет прошло с того момента, как отечественные операторы в сфере услуг телекоммуникаций снизошли до населения с низкими тарифами на интернет. С тех пор наличие соединения со Всемирной паутиной в большинстве казахстанских семей стало нормой. Какие изначально посылы были для этого? Образование детей, коммуникации, расширение информационного пространства и так далее. Но никто не предупредил, что интернет несет в себе еще и угрозы. Особенно для неискушенных людей.

По данным МВД РК, за истекший 2010 год правоохранительными органами было зарегистрировано 12 заявлений граждан по факту интернет-мошенничества. Причем сами стражи порядка признают, что это лишь вершина айсберга. На самом деле количество пострадавших от этого вида преступной деятельности может быть в разы больше.

Во-первых, для расследования подобных преступлений у нас недостаточно технических средств и кадров, — говорит следователь Аким Куанышев. — Во-вторых, здесь мы имеем дело с преступниками не только местного масштаба, а практически со всем миром, — и оговаривает, что с местными разобраться, в принципе, можно.

Многие казахстанцы получают спам, составляющий до 90 процентов от всей почты. И около 30 процентов из этого занимает так называемая австралийская лотерея. Суть посланий на плохом русском языке такова, что на счету получателя письма в нигерийском «Алмазном банке» появилось аж 400000 долларов. Но, чтобы их забрать, нужно уплатить налог в размере всего 460 долларов. Это следовало из письма некоего директора отдела иностранных переводов «Алмазного банка» Андрю Кемма. Сумму предлагалось переслать в Нигерию посредством системы Western Union на имя некоего Джозефа Аку, который якобы является председателем вышеуказанного банка.

Забив в поисковике «австралийскую лотерею», мы узнали, что пострадавшим от этой аферы даже в Казахстане нет числа. Разумеется, сотрудников с указанными в письме именами в «Алмазном банке» Нигерии нет и никогда не было, об этом нам сообщил в ходе переписки директор службы безопасности «Алмазного банка» в Нигерии Ишайя Абу Шекари.

В алматинском отделении Western Union по этому поводу рассказали следующее: «Подобные случаи мошенничества происходят довольно часто. В неделю два-три перевода в дальнее зарубежье отправляют с пометкой «Материальная помощь», что стало для нас уже синонимом мошенничества, — говорит заведующая сектором переводных систем АО «Bank CenterCredit» Салтанат Акишева. — По мере возможности мы стараемся предупреждать клиентов, однако чаще всего люди стараются не распространяться о назначении платежа и становятся жертвами аферистов. Если бы эти мошенники действовали в Казахстане, то теоретически изловить их было бы можно. По специальному запросу правоохранительных органов мы можем уведомить полицию о попытке некоего человека снять определенную сумму денег. Однако во многих других странах действует анонимная система съема денег посредством Western Union. И здесь поймать мошенника за руку уже практически невозможно».

Комментарии