Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    На рынке ПК Казахстана в 2009 г. зафиксирован сильнейший спад

    По данным сводки IDC Kazakhstan Quarterly PC Tracker рынок персональных компьютеров в Казахстане в 2009 г. уменьшился на 25,5% в штучном выражении и 35,6% в денежном по сравнению с 2008 г.

    19 марта 2010 10:18, Profit.kz
    Рубрики: Бизнес, Железо

    По данным сводки IDC Kazakhstan Quarterly PC Tracker рынок персональных компьютеров (настольные ПК, ноутбуки и серверы архитектуры х86) в Казахстане в 2009 г. уменьшился на 25,5%  в штучном выражении и 35,6%  в денежном по сравнению с 2008 г. Это стало сильнейшим падением зафиксированным IDC за все четырнадцать лет наблюдений за рынком ПК в Казахстане (с 1996 года). Даже сильный спад 1999 г., произошедший после известного финансового кризиса, был слабее — тогда поставки ПК уменьшились на 22,5%  по сравнению с 1998 г. 

    Объем и стоимость рынка откатились ниже результатов 2006 года, до 343,8 тыс. шт. общей стоимостью 249,2 млн. долл. Доля настольных ПК составила 56,2%  объема рынка, ноутбуков — 42,8%  и серверов архитектуры х86 — 1,0%.

    В отличии от 2008 года, когда падение было незначительным (всего 2,5%), в 2009 кризис на рынке ПК проявился в полной мере. Настоящий обвал наблюдался в первой половине года, когда общий объем рынка уменьшился почти в два раза (49,9%) а рынки настольных ПК, ноутбуков и серверов упали соответственно на 54,1%, 35,7%,  и 68,1%  по сравнению с первым полугодием 2008 г. Резкая девальвация тенге и отрицательный рост экономики стали главными факторами приведшими к сильному падению рынка в этот период.

    «Практически все сегменты конечных пользователей заморозили покупки компьютеров. Аналогичные процессы IDC наблюдала в это же время и на смежном рынке печатающих устройств», говорит аналитик IDC Андрей Верховод «Как отмечали игроки рынка, на какое-то время продажи просто встали. Оживление наступило только к концу лета, и оно уже было ожидаемо, т. к. появились первые признаки улучшения в экономике и рынок успел адаптироваться к последствиям девальвации тенге. Начал восстанавливаться спрос и явно повысился оптимизм в потребительском сегменте, МСБ и на проектном рынке. Этот оптимизм оправдался (во второй половине года было поставлено более 70% годового объема) и есть определенная надежда, что положительные тренды усилятся в 2010 году».

    В 2009 г. второй раз подряд Hewlett-Packard заняла первое место в Казахстане. Как и годом ранее, этот успех был во многом обусловлен тем, что компания является единственной на рынке ПК в наше стране, которая показывает стабильно высокие результаты во всех трех сегментах — настольных ПК, ноутбуков и серверов архитектуры х86. Hewlett-Packard была успешной на рынке проектных поставок и ей удалось увеличить продажу своих ноутбуков в 2009. Несмотря на наступление ноутбуков, настольные ПК были по прежнему достаточно популярны в Казахстане, и поэтому оба крупнейших игрока на этом рынке, Logycom и Alser остались в первой пятерке и заняли соответственно второе и четвертое место на всем рынке ПК в 2009. Учитывая возросшую роль ноутбуков, сильные игроки этого рынка, Acer и ASUS заняли соответственно третье и пятое место на всем рынке ПК. То, что ASUS, которая является преимущественно поставщиком ноутбуков, впервые вошла в первую пятерку всего рынка может служить показателем заметного усиления позиции ноутбуков в Казахстане в прошлом году. Можно предположить, что в дальнейшем роль поставщиков ноутбуков будет возрастать а универсальные международные компании, которые смогли закрепиться в Казахстане как на рынке ноутбуков так и на рынке настольных ПК (такие как Hewlett-Packard, Acer, Fujitsu и Dell) будут иметь преимущество.

    В 2009 году казахстанский рынок настольных компьютеров упал на 38,1%  по сравнению с предыдущим годом и достиг 193,4 тыс. шт. Динамика поставок на протяжении 2009 года была аналогична наблюдаемой годом ранее с той лишь разницей, что уровни падения были в разы сильнее. В поквартальном распределении, рынок уменьшился на 45,5%, 62,4%, 22,7%  и 24,6%  в первом, втором, третьем и четвертом кварталах 2009 г. по сравнению с аналогичными кварталами 2008 г. Не удивительно, что в условиях кризиса, когда важность ценового фактора повысилась а количество проектов уменьшилось, отечественные сборщики увеличили свою долю, заняв 84,4%  рынка настольных ПК в 2009 году. Это на 10 процентных пунктов выше чем годом ранее. Logycom, Alser, Bely Veter, Hewlett-Packard и Dell вошли в первую пятерку на этом рынке.

    В 2009 рынок ноутбуков вырос на 3.3%  в штуках но уменьшился на 19.2%  в денежном выражении по сравнению с 2008. Несмотря на кризис, притягательность ноутбуков оставалась достаточно высокой. Этому в немалой степени способствовало продолжающееся снижение цен — в течении года средняя цена ноутбука в Казахстане упала более чем на 20%. Это произошло в основном за счет того, что в поставках основных игроков существенно выросла доля очень недорогих ноутбуков. Параллельно наблюдалось все более сильное проникновение мининоутбуков на рынок ноутбуков в Казахстане. За год их доля в сегменте ноутбуков выросла почти в три раза. Если в 2008 подсегмент мининоутбуков только начал формироваться, то в 2009 практически все ведущие игроки предлагали портативные ПК этого класса. За год уровень проникновения ноутбуков вырос на 12 процентных пунктов, до 42,8%  от всего рынка ПК. Однако приходится констатировать, что это все еще гораздо меньше, чем уровни зафиксированные IDC в 2009 году в Западной Европе (около 68%) и в странах Восточной Европы (56%). Поквартальная динамика рынка ноутбуков в 2009 году была очень неравномерна: рынок упал на 27,2%  в первом квартале и на 42,8%  во втором, однако вырос на 47,9%  в третьем и 0,2 % в четвертом квартале по сравнению с соответствующими кварталами 2008 г. В 2009 г. лидером на рынке ноутбуков в Казахстане стала компания Hewlett-Packard. Acer сместилась на второе место, а ASUS сохранила третье место. Fujitsu поднялась на одну позицию вверх на четвертое место и Toshiba замкнула пятерку лидеров. Здесь отметим, что компания Samsung, которая существенно увеличила свою активность во второй половине года, по техническим причинам не вошла в рейтинг 2009 года в Казахстане, но будет представлена в этом году.

    После двух подряд удачных лет, в 2009 году падение на рынке серверов архитектуры х86 было вполне ожидаемым. По сравнению с 2008 г., рынок уменьшился более чем в два раза (на 51,3%) и за год в Казахстан было поставлено 3,3 тыс. серверов. В поквартальном распределении поставок тоже не было никаких неожиданностей — первая половина года была очень неудачной (например, во 2-м кв. рынок упал более чем в четыре раза — на 75,4%) но падение заметно замедлилось во второй половине, когда было поставлено 69% от всего годового объема. На результаты 2009 г. повлияли два фактора, которые наложились один на другой — экономический кризис и цикличность поставок, свойственная серверному рынку. После очень успешного 2007 года и почти такого же 2008 г., не удивительно, что бизнес и государственные структуры замедлили покупки серверов, особенно в условиях кризиса. Как и годом ранее, международные поставщики абсолютно доминировали на этом рынке заняв около 90% его объема и соответственно пятерка ведущих игроков 2009 г. состоит только из крупных зарубежных компаний: Hewlett-Packard, Dell, IBM, Fujitsu и Sun Microsystems.

    Динамика рынка ПК за последние два с половиной года, после начала кризиса в Казахстане, показала, что хотя и с некоторой задержкой, но этот рынок достаточно объективно реагировал на кризисные явления в экономике. Уже в 4-м квартале 2007 г. рынок ПК показал первые негативные признаки. В 2008 г. начал устойчиво падать сегмент настольных ПК а сегмент ноутбуков естественно замедлил рост. Но именно в первой половине 2009 г., когда проблемы в экономике стали явны а эффект девальвации был особенно сильным, рынок ПК рухнул. Однако, как только во второй половине года появились симптомы оживления в экономике, рынок ПК показал положительные тренды. Учитывая текущие общеэкономические позитивные прогнозы на 2010, IDC ожидает, что рынок ПК отреагирует на улучшение экономической ситуации стабильной положительной динамикой. Существенную движущую роль также должен сыграть фактор отложенного спроса, причем во всех трех сегментах. Однако, основным двигателем роста всего рынка ПК будет ускоренное развитие сегмента ноутбуков.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии