На рынке ПК Казахстана в 2009 г. зафиксирован сильнейший спад
По данным сводки IDC Kazakhstan Quarterly PC Tracker рынок персональных компьютеров в Казахстане в 2009 г. уменьшился на 25,5% в штучном выражении и 35,6% в денежном по сравнению с 2008 г.
По данным сводки IDC Kazakhstan Quarterly PC Tracker рынок персональных компьютеров (настольные ПК, ноутбуки и серверы архитектуры х86) в Казахстане в 2009 г. уменьшился на 25,5% в штучном выражении и 35,6% в денежном по сравнению с 2008 г. Это стало сильнейшим падением зафиксированным IDC за все четырнадцать лет наблюдений за рынком ПК в Казахстане (с 1996 года). Даже сильный спад 1999 г., произошедший после известного финансового кризиса, был слабее — тогда поставки ПК уменьшились на 22,5% по сравнению с 1998 г.
Объем и стоимость рынка откатились ниже результатов 2006 года, до 343,8 тыс. шт. общей стоимостью 249,2 млн. долл. Доля настольных ПК составила 56,2% объема рынка, ноутбуков — 42,8% и серверов архитектуры х86 — 1,0%.
В отличии от 2008 года, когда падение было незначительным (всего 2,5%), в 2009 кризис на рынке ПК проявился в полной мере. Настоящий обвал наблюдался в первой половине года, когда общий объем рынка уменьшился почти в два раза (49,9%) а рынки настольных ПК, ноутбуков и серверов упали соответственно на 54,1%, 35,7%, и 68,1% по сравнению с первым полугодием 2008 г. Резкая девальвация тенге и отрицательный рост экономики стали главными факторами приведшими к сильному падению рынка в этот период.
«Практически все сегменты конечных пользователей заморозили покупки компьютеров. Аналогичные процессы IDC наблюдала в это же время и на смежном рынке печатающих устройств», говорит аналитик IDC Андрей Верховод «Как отмечали игроки рынка, на
В 2009 г. второй раз подряд Hewlett-Packard заняла первое место в Казахстане. Как и годом ранее, этот успех был во многом обусловлен тем, что компания является единственной на рынке ПК в наше стране, которая показывает стабильно высокие результаты во всех трех сегментах — настольных ПК, ноутбуков и серверов архитектуры х86. Hewlett-Packard была успешной на рынке проектных поставок и ей удалось увеличить продажу своих ноутбуков в 2009. Несмотря на наступление ноутбуков, настольные ПК были по прежнему достаточно популярны в Казахстане, и поэтому оба крупнейших игрока на этом рынке, Logycom и Alser остались в первой пятерке и заняли соответственно второе и четвертое место на всем рынке ПК в 2009. Учитывая возросшую роль ноутбуков, сильные игроки этого рынка, Acer и ASUS заняли соответственно третье и пятое место на всем рынке ПК. То, что ASUS, которая является преимущественно поставщиком ноутбуков, впервые вошла в первую пятерку всего рынка может служить показателем заметного усиления позиции ноутбуков в Казахстане в прошлом году. Можно предположить, что в дальнейшем роль поставщиков ноутбуков будет возрастать а универсальные международные компании, которые смогли закрепиться в Казахстане как на рынке ноутбуков так и на рынке настольных ПК (такие как Hewlett-Packard, Acer, Fujitsu и Dell) будут иметь преимущество.
В 2009 году казахстанский рынок настольных компьютеров упал на 38,1% по сравнению с предыдущим годом и достиг 193,4 тыс. шт. Динамика поставок на протяжении 2009 года была аналогична наблюдаемой годом ранее с той лишь разницей, что уровни падения были в разы сильнее. В поквартальном распределении, рынок уменьшился на 45,5%, 62,4%, 22,7% и 24,6% в первом, втором, третьем и четвертом кварталах 2009 г. по сравнению с аналогичными кварталами 2008 г. Не удивительно, что в условиях кризиса, когда важность ценового фактора повысилась а количество проектов уменьшилось, отечественные сборщики увеличили свою долю, заняв 84,4% рынка настольных ПК в 2009 году. Это на 10 процентных пунктов выше чем годом ранее. Logycom, Alser, Bely Veter, Hewlett-Packard и Dell вошли в первую пятерку на этом рынке.
В 2009 рынок ноутбуков вырос на 3.3% в штуках но уменьшился на 19.2% в денежном выражении по сравнению с 2008. Несмотря на кризис, притягательность ноутбуков оставалась достаточно высокой. Этому в немалой степени способствовало продолжающееся снижение цен — в течении года средняя цена ноутбука в Казахстане упала более чем на 20%. Это произошло в основном за счет того, что в поставках основных игроков существенно выросла доля очень недорогих ноутбуков. Параллельно наблюдалось все более сильное проникновение мининоутбуков на рынок ноутбуков в Казахстане. За год их доля в сегменте ноутбуков выросла почти в три раза. Если в 2008 подсегмент мининоутбуков только начал формироваться, то в 2009 практически все ведущие игроки предлагали портативные ПК этого класса. За год уровень проникновения ноутбуков вырос на 12 процентных пунктов, до 42,8% от всего рынка ПК. Однако приходится констатировать, что это все еще гораздо меньше, чем уровни зафиксированные IDC в 2009 году в Западной Европе (около 68%) и в странах Восточной Европы (56%). Поквартальная динамика рынка ноутбуков в 2009 году была очень неравномерна: рынок упал на 27,2% в первом квартале и на 42,8% во втором, однако вырос на 47,9% в третьем и 0,2 % в четвертом квартале по сравнению с соответствующими кварталами 2008 г. В 2009 г. лидером на рынке ноутбуков в Казахстане стала компания Hewlett-Packard. Acer сместилась на второе место, а ASUS сохранила третье место. Fujitsu поднялась на одну позицию вверх на четвертое место и Toshiba замкнула пятерку лидеров. Здесь отметим, что компания Samsung, которая существенно увеличила свою активность во второй половине года, по техническим причинам не вошла в рейтинг 2009 года в Казахстане, но будет представлена в этом году.
После двух подряд удачных лет, в 2009 году падение на рынке серверов архитектуры х86 было вполне ожидаемым. По сравнению с 2008 г., рынок уменьшился более чем в два раза (на 51,3%) и за год в Казахстан было поставлено 3,3 тыс. серверов. В поквартальном распределении поставок тоже не было никаких неожиданностей — первая половина года была очень неудачной (например, во
Динамика рынка ПК за последние два с половиной года, после начала кризиса в Казахстане, показала, что хотя и с некоторой задержкой, но этот рынок достаточно объективно реагировал на кризисные явления в экономике. Уже в
Комментарии