Следите за новостями

В Казахстане создадут е-учебники

Вопросы улучшения качества казахстанских школьных учебников, возможность их замены на электронные аналоги обсуждались на конференции в Алматы.

17 февраля 2010 10:44, LogycomJournal
Рубрики: Образование

Улучшение качества казахстанских школьных учебников, возможность замены бумажной учебно-методической литературы на электронные аналоги — эти и другие вопросы обсуждались на двухдневной международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы создания современного учебника и учебного книгоиздания в новой информационно-коммуникационной среде», проходившей в середине февраля в Алматы.

На пленарном заседании своими мнениями поделились депутаты парламента РК, ученые-филологи, педагоги с многолетним стажем — более 500 специалистов из Казахстана, России, Беларуси и Кыргызстана. Они обсудили проблемы учебного книгоиздания, новые подходы к разработке учебников, роль и место электронного учебника в системе средств обучения.

По словам министра образования и науки РК Жансеита Туймебаева, присутствующего на заседании, хороший учебник является одним из показателей обеспеченности учебного процесса и необходимым условием его организации, имеющим важное значение для становления личности.

Споры о школьной литературе ведутся давно: с тех самых пор, когда учебники нового поколения только появились в школах. Опечатки, ошибки, некорректные выражения и искажение исторических фактов — все это стало причиной волны критики, обрушившейся на авторов школьных учебников, в частности, и на систему отечественного образования, в целом.

Несколько лет назад начали проводить их экспертизу, теперь каждые четыре года пособия дорабатываются и переиздаются. Однако искоренить все проблемы так и не удалось. По мнению министра образования, чтобы улучшить отечественные учебники нужно сформировать совет по их качеству, а также создать школы авторов и экспертов.

Ж. Туймебаев подчеркнул, что интеграция Казахстана в мировое образовательное пространство, развитие конкурентоспособности в соответствии с требованиями концепции развития образования страны до 2015 года и государственной программы развития образования требуют модернизации отечественного образования и совершенствования отечественных учебников как основного средства обучения.

«Учебник должен отвечать требованиям учебного процесса и соответствовать государственным общеобязательным стандартам образования. При создании учебника автор должен брать за основу доказанные, обоснованные и современные научные представления, должны учитываться возрастные и психологические особенности обучающихся, требования санитарных правил и норм», — отметил глава ведомства.

Министерством рассматривается возможность внедрения проекта информационной системы интерактивного обучения в школах. Внедрение данной системы позволит обеспечить доступ к качественным образовательным услугам независимо от места проживания ученика, сэкономить учебное время, а также сформировать современные образовательные стандарты обучения за счет применения в каждой школе и на каждом уроке интерактивных материалов в дополнение к бумажным учебникам.

«За три последних года 3385 школ оснащены интерактивными кабинетами, обеспеченность компьютерами достигла 18 учеников на один компьютер. Подключено к интернету 98% школ, к широкополосному интернету — 34%», — отметил Ж. Туймебаев. По его словам, необходимо постоянно изучать международный опыт подготовки и экспертизы издания учебников, создать банк инновационных проектов в данном направлении.

Также на конференции говорили о преимуществе электронных учебников. Министр образования считает, что нужно улучшить их содержание и обеспечить доступ к ним учителей и учеников. И, возможно, по крайней мере, так предполагают специалисты, лет через 10 компьютерные учебники смогут вытеснить обычные. В соседней России учебная литература для школ, которая не переиздавалась 30 лет, перестанет использоваться еще раньше. «Книжный фонд учреждения образования придет в полную негодность в ближайшие 4–5 лет. А восполнять его на бумажных носителях окажется настолько дорого и сложно, что, по всей видимости, это восполнение будет проходить постепенно с помощью вот этих новых электронных книжек, куда действительно можно закачать огромные фонды библиотечные, если надо и использовать их на занятиях», — такое предположение (и предложение одновременно) сделал академик Российской академии образования — Михаил Рыжаков.

Также в ходе конференции обсуждали возможность преподавания авторов учебников в школах, так сказать, для улучшения взаимопонимания между учителями и учениками.

Комментарии