Следите за новостями

Цифра дня

269,5 млрд тг составили ИКТ-расходы в компаниях Казахстана в 2016 г.

PROFIT Mobile Day 2016: мобильность — это самый большой тренд

Несмотря на активное развитие мобильных технологий и мобильных финансов, проблема управления мобильными девайсами остро стоит в Казахстане.

13 декабря 2016 17:08, Наргиз Асланова, Profit.kz

9 декабря в Алматы прошла первая казахстанская конференция PROFIT Mobile Day 2016, посвященная мобильным технологиям в бизнесе. Конференция собрала на своей площадке управляющих, ИТ-руководителей, менеджеров среднего звена и специалистов бизнеса, использующего мобильные решения или только планирующего приобщиться к всеобщей смартфонизации и мобилизации.

Участники мероприятия обсудили реальные выгоды мобильных решений, мобильную коммерцию, вопросы безопасности и проблемы интеграции корпоративного ПО на мобильные устройства. У гостей мероприятия была возможность не только прослушать доклады и узнать мнения экспертов рынка, но и поучаствовать в дискуссиях, выразить собственную точку зрения и задать все интересующие вопросы представителям вендоров и заказчиков.

«Мобильность в компании приходит, это все видят. Но с ней же приходят и проблемы — в управлении этой мобильностью. Как только мы даем возможность мобильно работать всем сотрудникам, мы автоматически даем им возможность открывать некие уязвимости в компании. Пока эти уязвимости не закроются, к мобильности нужно относиться с опаской. Хорошо, когда сервис работает и приносит пользу в плане денег. А что случится, когда сервис принесет убыток? Найдут брешь, сольют какие-то данные? Этот момент, в частности в нашей компании, является сдерживающим фактором, хотя мы активно работаем и на нашего конечного пассажира и на сотрудников в офисе. Проблема управления мобильными девайсами остро стоит в Казахстане, да и по всему миру. Нет единой системы управления всем этим парком мобильных устройств. Если компания готова к таким вещам, то это хорошо. Но когда пользователи не готовы, то нужно проводить работу, подготавливать платформу с людьми, а уже потом внедрять технологии. То есть, именно готовность самих сотрудников к мобильности нужна в первую очередь. В противном случае, это либо не будет использоваться, либо сотрудники начнут жаловаться, и сервис в итоге будет нерабочим», — отметил Константин Цой, старший менеджер безопасности и инфраструктуры ИТ компании Air Astana.

Profit Mobile Day 2016

Несмотря на это, в AirAstana видят перспективы в мобилизации и планируют активно внедрять мобильные технологии. В прошлом году был запущен проект по оснащению наземных служб планшетами для оптимизации процессов по предполетной подготовки самолетов. А уже в этом году реализовали новую опцию для пассажиров — мобильные посадочные талоны. Пока этот проект был запущен для внутренних рейсов Астана-Алматы-Астана, однако уже в следующем году планируется развивать это направление и подключать к системе международные рейсы. Стоит отметить, что за рубежом мобильные посадочные талоны стали уже обыденностью, их использует значительная часть пассажиров, тогда как для Казахстана этот кейс стал первым.

В целом, взаимодействие сотрудников и использование ими личных мобильных устройств стоит на повестке достаточно остро. Принцип Bring Your Own Device (BYOD) наконец добрался для Казахстана и поставил множество вопросов перед ИТ-департаментами. Многие из этих вопросов сегодня уже можно решить без лишних проблем. Так, например, Microsoft представил свой опыт по обеспечению корпоративной мобильности с помощью облачных технологий.

Адилет Гапаров, Microsoft СНГ на Profit Mobile Day 2016

«Есть такое понятие, как консьюмеризация. Пользователь выступает в двух составляющих: дома и на работе. Microsoft стремится, чтобы эта грань между работой и личной жизнью исчезла. Чтобы у пользователя было не два компьютера или смартфона, а один, и чтобы с этого устройства пользователь и работал, соблюдая все политики безопасности, и использовал девайс в личное время», — рассказал Адилет Гапаров, специалист по техническим бизнес-решениям Microsoft СНГ.

В целом участники конференции сошлись во мнении, что мобильность стала уже привычной вещью, и бизнесу так или иначе придется подстраиваться.

«Вопрос о мобилизации больше не стоит, это уже факт. Вопрос теперь в том, как все это использовать. Все, что работает сегодня на рабочих станциях, будут стараться перенести на мобильные, это тренд», — говорит Константин Пак, директор по развитию бизнеса компании Crystal Spring.

Константин Пак, Crystal Spring, на Profit Mobile Day 2016

Здесь надо учесть тот факт, что компаниям, внедряющим корпоративную мобильность, очень важно не создать брешь в периметре ИБ. Нельзя забывать о защите учетных данных на мобильных устройствах, поскольку около 70% кибератак приходится на кражи учетных данных.

«Мобильность сегодня является одной из наиболее важных составляющих технологического прогресса. Это то, что должны взять на вооружение практически все бизнесы. Во-первых, это определенные преимущества для самого бизнеса, во-вторых — это преимущества для потребителей. С этой точки зрения проблемы уже не связаны с безопасностью как таковой. Да, они есть, но они все решаемы. Проблемы более сложного характера — они связаны с наличием знаний по апликабельности решений, основанных на мобильных технологиях. Да, кто-то разрабатывает мобильные приложения и радуется, что клиенты этой компании пользуются этим мобильным приложением. Но насколько эргономично это приложение? Насколько оно адаптивно? Насколько оно подходит под различные платформы и удобно для конечных пользователей? Над этим задумываются немногие. На самом деле есть уже большое количество современных методологий, которые позволяют это все сделать удобно, красиво и эффективно для конечного пользователя.

Второй момент — это огромный источник данных для анализа, для директивного маркетинга. Единственное — нужно делать это правильно, корректно по отношению к цели. Я за мобильные технологии, в этом интересно развиваться, особенно в том, как их можно применить для бизнеса. Ну и не стоит забывать, что мобильные технологии сегодня — это основа практически всех стартапов», - считает Алексей Жиленко, директор департамента по ИТ компании Raimbek Bottlers.

Алексей Жиленко, Raimbek Bottlers, на Profit Mobile Day 2016

Одна из составляющих мобильности — это финансовые сервисы. Масштабный переток пользователей на мобильные устройства и их желание проводить финансовые операции с мобильных гаджетов вынуждает компании обратить свое внимание на этот сегмент. Как обычно, в конкурентной борьбе победит тот, кто предложит наиболее удобный сервис одним из первых. Казахстан не стал исключением — пользователи здесь также интересуются новейшими финансовыми сервисами, все чаще выбирая электронный способ оплаты.

«Мобильность для нас — это новое ключевое слово. Прежде всего, мы видим здесь очень большой потенциал. Все наши технологические разработки сейчас, так или иначе, разворачиваются в сторону именно этого мобильного опыта, — говорит Геният Исин, глава представительства MasterCard Казахстан. — Мы внимательно отслеживаем такие новые явления, как Интернет вещей, и понимаем, что помимо компьютера, устройствами, которыми пользуются люди, являются не только мобильные телефоны, но и вся техника, которая нас окружает. Наш ключевой аспект состоит в том, чтобы дать людям возможность делать покупки с этих устройств, и на все это у нас есть сейчас решения. Хотя, конечно, мобильные телефоны находятся в центре этого «идеального шторма». Мы видим, что количество устройств в мире неуклонно растет. По нашим оценкам, к 2020 году в мире объемы платежей именно по мобильным устройствам достигнут 200 млрд долларов ежегодно. Это очень большой рынок. Мы понимаем, что мобильные устройства, в частности телефоны, — это именно то, где мы можем уловить клиента. Это большой тренд — люди не выпускают смартфоны из рук. Но для нас очень важен аспект безопасности. Она стоит на одной чаше весов, а на другой — удобство. И мы верим в то, что мы нашли решения, которые одновременно и удобны и безопасны. Эти решения основаны на биометрии, на дополнении наших традиционных сервисов сервисами токенизации, которые позволяют доставлять закодированные данные о карточке на телефон. То есть, спектр возможностей очень большой. Мы верим, что мобильные решения представляют собой будущее, и это то, что сейчас начинает вытеснять традиционный пластик.

Геният Исин, MasterCard Казахстан, на Profit Mobile Day 2016

Казахстанские реалии тоже очень радуют. Мы видим, что Казахстан не находится на периферии в плане подготовленности инфраструктуры. Уровень бесконтактной POS-терминализации в Казахстане достаточно достойный. Это главное, на что мы сейчас обращаем внимание для ввода мобильных сервисов. Почему это важно? Сейчас все мобильные решения на телефонах основаны на том, что покупки будут совершаться путем приложения телефона к терминалу. Мы видим этот позитивный тренд. Сейчас появилось очень много мобильных разработчиков, у банков есть интерес. Это хорошие предпосылки к тому, что мы уже скоро увидим движение именно в Казахстане. Скорее всего, будут заходить крупные игроки, банки соответствующим образом изменят свою инфраструктуру, чтобы у людей появилась возможность конвергенции пластиковых карточек в мобильные телефоны. Казахстан для нас остается стратегическим рынком, и мы верим, что здесь мы будем участвовать в разворачивании интересных историй».

Одно из прорывных решений в сфере мобильной оплаты, как ожидается, будет реализовано в Казахстане уже в будущем году. Как рассказал Константин Пак в РК будет запущена возможность оплаты с QR-кода, причем карточки и POS-терминалы для этого не понадобятся. Развертывание подобных решений в Казахстане уже не за горами — один проект повлечет за собой и другие. Здесь важно именно бизнесу обратить внимание на мобильные финансовые технологии и понять, что это то, в чем нуждаются клиенты.

«Я думаю, это мероприятие не столько важно для ИТ-аудитории, которая здесь широко представлена, сколько для бизнес-аудитории. Я часто встречаюсь с бизнесменами, и понимание этой проблематики далеко не такое, как хотелось бы. Когда встречаешься с людьми, которые занимаются реальным бизнесом, оказывается, что для них это какие-то отвлеченные вещи. Я думаю, что тем людям, которые здесь были из бизнеса, важно было услышать реальные бизнес-кейсы, например такие, как у Raimbek Bottlers или Air Astana. Кстати, еще один из важных вопросов состоит в том, кто будет контролировать контролирующих — это извечный вопрос. Еще один интересный кейс — технология блокчейн. Она, может быть, не столько мобильная, но эта технология изменит мир. Как мобильники изменили многие подходы, так и блокчейн очень сильно изменит подходы к информации, к доверию к информации, к проверкам и т.д», — считает Константин Пак.

Profit Mobile Day 2016

Обсуждая важность конференции и ее актуальность, многие спикеры отметили, что нынешняя ситуация на рынке является наиболее подходящей для применения мобильных решений. Кризис вынуждает компании искать новые точки соприкосновения с клиентами, а также новые пути продаж. И выиграют те, кто сумеет приспособиться к мобильности.

«Конференция очень актуальна, потому что она связана именно с мобильностью. Мобильность — это актуальная тема, в том числе и в корпоративном сегменте. Очень многие компании присматриваются к таким решениям, хотят быть более мобильными. Сегодня было очень много идей со стороны вендоров и интересных примеров о внедрениях в Казахстане. Samsung тоже активно двигается в сфере мобильных устройств. Кроме того, в сфере B2B мы предлагаем решения по контролю девайсов и защите данных. Наши решения доступны, и они присутствуют на рынке Казахстана в том числе», — отметил Таир Нурлыбек, руководитель отдела корпоративных продаж мобильных устройств Samsung Kazakhstan.

Бауыржан Булатханов, начальник отдела мобильного маркетинга департамента В2В «Кселл», рассказал о новых технологиях мобильного оператора, которые помогут вывести бизнес на новый уровень: «Индекс удовлетворенности клиентов является наиболее важным индикатором финансовой эффективности бизнеса. Чем больше удовлетворены клиенты, тем выше их лояльность, которая напрямую сказывается на увеличении прибыли компании. Удержание выгоднее привлечения: сохранение клиента стоит от 5 до 20 раз дешевле, чем привлечение нового. Наш новый продукт Business Pulse позволяет проводить мобильные опросы клиентов с помощью SMS. Услуга экономит время на обработку полученных данных, исключает мошенничество и необъективность и дает возможность оперативно реагировать на настроение потребителей».

По его словам, исследования потребителей с применением подобных технологий проводят многие известные бренды, однако для Казахстана эта услуга уникальна.

Посмотреть фотографии с конференции PROFIT Mobile Day 2016

Посмотреть Тви-трансляцию с конференции PROFIT Mobile Day 2016