За 10 лет количество интернет-пользователей в Казахстане выросло в 19 раз
По официальным данным, в далеком 2005 году лишь 4% населения республики могли назвать себя «интернетчиками».
Опираясь на данные Комитета по статистике Республики Казахстан, можно сказать, что по итогам 2015 года в республике зафиксирован уровень проникновения интернета 77% — почти 13 млн казахстанцев имеют возможность выхода по Всемирную сеть, соответственно, имеют навыки работы в интернете.
Если взглянуть на исторические данные в части темпов развития этого показателя, то заметно, что в 2010-м, 2011-м, 2012-м и в 2015 гг. они отличаются особой динамикой — 10 и более процентов. А абсолютный рекордсмен — это 2011 год, когда уровень проникновения интернета вырос на 18%. Связано это с тем, что именно на 2011-й пришелся пик дивидендов от либерализации телекоммуникационной отрасли Казахстана.
В кризисные 2012–2014 темпы прироста аудитории Казнета стагнировали, но в 2015 году опять вышли почти на двузначный уровень (см. график). Одна из причин, почему это произошло — расцвет электронной коммерции в Казахстане. Казахстанцы вкусили все преимущества онлайн-покупок и активно эксплуатировали вновь приобретенный опыт.
Между тем, эти данные существенно разнятся с данными TNS Central Asia. Замеры, представленные компанией, говорят, что ежемесячная аудитория интернетчиков Казахстана достигла 8,2 млн человек. Это составляет 63,3% от всего населения республики. «Разбег» между цифрами, представленными Комитетом по статистике РК и TNS Central Asia составляет почти 14%. Это слишком много, чтобы принять за статистическую погрешность. Вероятно, дело в методологии, а также в подходе к формированию фокусных групп.
Разумеется, карта плотности проникновения интернета в республике выглядит весьма неоднородно. Если опираться на те же данные Комитета по статистике Республики Казахстан, то наиболее «продвинутый» регион Казахстана с точки зрения уровня проникновения интернета — Западно-Казахстанская область (почти 94% жителей области имеют возможность выхода в Сеть). Алматинская область демонстрирует показатель 87,3%, Астана — 86,9%. Алматы оказался на пятой позиции (после Павлодарской области — 86,1%) с 80,9%. Вообще, данный блок статистики вызывает некоторую озабоченность. Известно, что уровень проникновения интернета в крупных городах является очень высоким, здесь же мы видим, что главный мегаполис страны — Алматы — оказался на «задворках» статистики (см. график).
Итак, какие выводы можно сделать, глядя на предложенные графики. Очевидно, что темпы роста аудитории интернетчиков замедляются. Несмотря на резкий, почти двузначный рост уровня проникновения интернета в республике по итогам 2015 года, этот рывок не выглядит убедительным. В пользу этого предположения то, что мы добрались и даже превысили европейский бенчмарк, который вожделели долгие годы — 75%. Очень близки мы и по показателям к России. Сейчас в Москве 81% жителей имеют доступ в интернет. У нас, судя по данным агентства, в некоторых регионах намного больше. Если же посмотреть на предмет с позиции TNS Central Asia, то «место» для роста определенно еще есть. Иными словами, стакан с позиции Агентства по статистике Республики Казахстан наполовину пуст, а с позиции TNS Central Asia — наполовину полон.