CAIGF-2016 создаст площадку диалога об управлении интернетом в Центральной Азии
Через десять дней в Бишкеке начнет работу первая центрально-азиатская конференция Internet Governance Forum.
Через десять дней в Бишкеке начнет работу первая центрально-азиатская конференция Internet Governance Forum (IGF), организованная Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызстана и Общественным фондом «Гражданская Инициатива Интернет Политики», передает Digital Report.
Мероприятие, являющееся частью глобального формата IGF, соберет на своей платформе профессионалов рынка информационно-коммуникационных технологий, заинтересованные общественные организации и государственных регуляторов. Среди специальных гостей ожидается приезд региональных представителей крупнейших интернет-корпораций Facebook и Microsoft.
Также в программе заявлены руководители специализированных международных институтов — Корпорации по управлению доменными именами и IP-адресами ICANN, Internet Society, SecDev Foundation (все три также являются со-организаторами мероприятия), ведущие компании и исследовательские центры из СА и Евросоюза. География форума выходит за рамки Центральной Азии — среди докладчиков и участников заявлены представители России, стран Кавказа, Украины. В оргкомитете это объясняют «общностью проблем».
Главная цель форума — создание открытой площадки для обсуждения вопросов государственной политики по управлению интернетом в странах Центральной Азии. Программа форума, проект которой опубликован на сайте форума, включает в себя панельные дискуссии и круглые столы на темы кибербезопасности и свободы интернета, развития DNS-индустрии и расширения доступа к интернету, а также вопросы глобальных и национальных подходов к управлению интернетом.
Регион и ИКТ: между амбициями и контролем
Дебаты на эти темы идут в мире не первый год, и по мере проникновения технологий в общественные отношения, госуправление и экономику, вопросов становится только больше, а необходимость поиска ответов на них — все острее. Все реже и хуже реагировать на вызовы цифровой эпохи получается у отдельных секторов — государства, бизнеса и некоммерческого сектора — в одиночку. Приоритет сбалансированного управления этим пространством в противовес вертикальному, административному регулированию интернета со стороны государства, становится общей платформой глобального дискурса.
С другой стороны, мир пытается сформировать принципы адекватного реагирования на вызовы, связанные с распространением технологий. В первую очередь, речь о безопасности информационных систем и данных, противодействии использованию интернета в деструктивных целях и предотвращении других рисков.
«Государства заинтересованы в интернете как в стимуляторе экономического развития, бизнес нуждается в стабильном и благоприятствующем развитию, инновациям и инвестициям законодательстве, а гражданам нужно безопасное киберпространство для получения социальных и экономических преимуществ», гласит миссия бишкекского форума.
Все страны Центральной Азии с начала 2000-х годов демонстрируют большую заинтересованность в развитии информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Успешность реализации государственных политик разнится, но по всему региону правительства осознают важность сектора ИКТ для конкурентоспособности общества в реалиях новой глобальной экономики. Отложенный режим политической модернизации не мешает властям наращивать темпы расширения доступа к интернету своего населения, цифровизации процессов госуправления и поддержки сферы инноваций. Практически во всех странах региона действуют госпрограммы по продвижению технологий, в которых декларируется важность нарождающейся отрасли для диверсификации структурно слабых экономик, придания динамики социально-экономическому развитию через развитие ИКТ.
В последнее время звучат предложения об использовании географического положения региона для транзита мирового трафика по оси Запад-Восток. Проект наземной магистральной инфраструктуры, как альтернативы весьма уязвимым и явно недостаточным мощностям подводных кабелей, соединяющих разные концы евразийского континента, потребует, по мнению его авторов — специалистов Всемирного Банка — определенной политической воли правительств по проведению реформ на основе приверженности принципам открытого доступа и обеспечения сильной конкурентной среды в отрасли.
На сегодня это условие выглядит труднодостижимым — на фоне политической нестабильности и неопределенности из-за влияния разнонаправленных внешних и внутриполитических факторов, государства региона все более склонны укреплять кибер-суверенитет, закрываясь в своих цифровых границах, централизовать и контролировать магистральную инфраструктуру, ужесточать законодательство, регулирующее сектор интернета и доступ к нему. Блокировки отдельных веб-сайтов и целых платформ социальных медиа, а также мобильных приложений, стали привычной практикой для многих регуляторов, а обход блокировки — рутиной для многих пользователей.
Государства Центральной Азии — и, шире, постсоветского пространства — часто используют политизированную интерпретацию понятия «информационная безопасность». По словам Олега Демидова, консультант ПИР-Центра, авторитетной неправительственной организации по вопросам безопасности, зачастую под этим термином понимается «защита информационного пространства от деструктивных информационных воздействий» или предотвращение «посягательств на информационный суверенитет», «актов информационной агрессии» и т. п. Подобная политизация, по мнению наблюдателей, чаще всего не только вводит ограничения прав пользователей и препоны для свободного информационного обмена, но и сдерживает развитие цифровой экономики.
Как правило, решение этих вопросов упирается в высокую стену сложившейся практики взаимоотношений государства и общества в странах региона. Процесс принятия решений редко включает механизм консультаций с заинтересованными сторонами, законодательство и регуляции спускаются «сверху вниз», а об их деталях общество и рынок нередко узнают постфактум.
Формат: диалог всех со всеми
В этом плане, конференции IGF призван преодолеть изоляцию регуляторов и регулируемых, превратить объекты госполитики в полиси-мейкеров. Формат был учрежден после двух встреч — в 2003 и 2005 годах — Всемирного саммита по информационному обществу. Вопрос управления всемирной сетью был в центре внимания этой площадки, участники которой призвали Генерального секретаря ООН создать форум для диалога всех заинтересованных сторон о политике в сфере интернета. Изначально, мандат IGF был ограничен пятью годами, но в 2010 году он был продлен еще на пять лет, а в прошлом году — на десять лет вперед. Была подчеркнута роль площадки по вовлечению в обсуждение вопросов управления интернетом не только властей, бизнеса и гражданского общества, но и международных организаций, профессионалов технического направления, академических кругов и других стейкхолдеров.
Практика проведения региональных и национальных форумов сравнительно новая, особенно для постсоветских стран. С осени прошлого года уже прошли локальные IGF в Армении, Украине, России, Беларуси, а в октябре пройдет уже второй форум в Ереване. Во всех этих государствах можно отметить схожие проблемы — нехватка диалога регуляторов с заинтересованными сторонами и слабое международное сотрудничество при решении проблем регулирования интернета. Принцип многосторонности диалога (multi-stakeholder), заложенный в мандат IGF, должен соблюдаться и при учреждении местных форумов — в их организации должны принимать участие все основные группы стэйкхолдеров.
По словам вице-президента ICANN по региону Восточной Европы и Центральной Азии Михаила Якушева, форматы проведения подобного рода мероприятий разные и зависят от того, какие задачи ставят перед собой организаторы форумов. «На начальном этапе достаточно хотя бы перезнакомить представителей всех местных или региональных заинтересованных организаций, выявить круг экспертов и интересующих их тем. Затем обычно начинаются дискуссии более широкого уровня, выделяются главные темы, подлежащие более углублённому изучению на принципах multistakeholderism, то есть диалога всех заинтересованных сторон», говорит он.
Центрально-азиатская конференция также признана секретариатом IGF при женевском офисе ООН частью глобального форума, который пройдет в конце текущего года в Мексике. С чем к нему придет Центральная Азия, которая впервые будет нанесена на карту международного дискурса о будущем интернета и информационных технологий?
«Пока регион был очень слабо представлен на глобальных IGF, при том, что достаточно активно на них участвовали такие страны-соседи, как Афганистан и Пакистан, уже проводившие свои национальные IGF», говорит Артем Горяйнов, кыргызский эксперт по вопросам интернета. По его мнению, центрально-азиатский форум может послужить ступенькой для большей представленности стран Центральной Азии в вопросах обсуждения управления интернетом на глобальной платформе диалога и привлечет внимание общественности в регионе к обсуждаемым вопросам.
Асомиддин Атоев, авторитетный специалист по информационным технологиям из Душанбе, надеется, что бишкекская конференция станет постоянно действующей платформой для укрепления культуры саморегулирования взаимоотношения в сети, способствовать созданию национальных площадок по управлению интернетом. Как говорят в оргкомитете форума, форум действительно приходит, чтобы остаться. «Есть большой интерес к нему со стороны ряда организаций и бизнес-сектора, которые готовы поддерживать регулярное проведение регионального IGF», говорит Артем Горяйнов.
Атоев добавляет, чего еще он ожидает от предстоящей конференции. «Каждая страна сможет на ней заявить о себе как о полноправным партнере в мультименеджменте интернета и перейти из категории пассивного потребителя недр сети в категорию их производителя», говорит таджикский эксперт.
Его коллега из Казахстана Шавкат Сабиров, признает, что такие форумы как IGF не приносят одномоментной выгоды участникам, но помогают лучше понять текущие проблемы и сообща искать пути развития конкретного региона. «Предстоящий форум даст отправную точку для всего интернет-сообщества Центральной Азии, позволит понять где мы находимся и почему», говорит президент Интернет ассоциации Казахстана.
Он скептичен относительно возможности региона привнести что-либо в глобальный дискурс IGF. «Доля интернет-пользователей во всех наших странах сравнительно очень мала в мировом масштабе. Государства региона слишком разные, и ни одну страну Центральной Азии нельзя сравнить с другой с точки зрения best practices. Пока весь мир искал общие моменты управления интернетом, мы только расходились. Поэтому для нас остро стоит вопрос сближения позиций, поиска общих точек», подчеркивает Сабиров.
В этом и состоит задача как глобального, так и региональных или национальных форумов — создание открытой площадки для обсуждения наиболее насущных вопросов, стоящих как в глобальной повестке, так и на уровне региона. «Формат IGF не предполагает вынесения резолюций или иных документов, и служит больше для поощрения взаимодействия между заинтересованными сторонами в интернет-политики», объясняет Горяйнов.
Татту Мамбеталиева, директор Общественного фонда «Гражданская инициатива интернет-политики», основного организатора центрально-азиатского IGF, формулирует главную цель мероприятия еще более прямолинейно: «Нам всем нужно понять, что управление интернетом не является прерогативой одного государства. Это дело всех стран, соседствующих друг с другом. Эти вопросы общие для властей и для граждан. Госорганы и неправительственные организации должны говорить за одним столом о балансе прав человека, безопасности и развития в контексте интернета», говорит Мамбеталиева.
Шанс развить человеческий потенциал, обеспечить экономический роста и не остаться на обочине четвертой индустриальной революции, очень привлекателен для правительств стран Центральной Азии. Его реализация требует не только инвестиций в инфраструктуру и наращивания количественных показателей проникновения интернета, но и политической воли и реформы законодательства в части расширения доступа к информации, реализации гражданами своих цифровых прав, внедрения информационных технологий во все процессы, создания конкурентной среды в отрасли.