Популяризация е-правительства
НПО готовы взять на себя функцию популяризации «е-правительства» и обучение населения использованию сетевых технологий.
Государственная программа формирования «электронного правительства», утвержденная президентом РК в ноябре 2004 года, прежде всего, направлена на реализацию технических задач, однако основной проблемой при реализации подобных проектов является неготовность населения и чиновников. Такое мнение высказал корреспонденту KZ-today директор ОФ «Центр развития местного самоуправления» Олег Чернышев во время круглого стола «Пути преодоления цифрового неравенства в казахстанском обществе в контексте формирования «электронного правительства» 2 декабря в Алматы. В связи с этим НПО готовы взять на себя функцию популяризации «е-правительства» и обучения населения использованию услуг сетевых технологий.
В настоящее время в Восточно-Казахстанской области начат третий этап проекта «Прозрачный город» — «Открытое информационное пространство Усть-Каменогорска» — который осуществляет ОФ «Центр развития местного самоуправления« при финансовой поддержке фонда »Сорос-Казахстан«, а также акимата областного центра. Целью данного проекта является повышение прозрачности работы органов местной власти, повышение уровня вовлеченности граждан в решение общественных проблем и, в конечном итоге, отработка модели »электронного правительства« и системы эффективного информационного обмена между жителями и местными органами власти в Усть-Каменогорске. В результате был создан городской интернет-портал, где было сконцентрировано около 300 сайтов акимата и маслихата Усть-Каменогорска, их служб, местных СМИ и НПО, больниц, школ, институтов, библиотечные архивы. Также организован общественный доступ, регулярно проводится сбор и анализ собранной с городского портала информации, среди населения города по ходу реализации проекта проводятся контрольные исследования.
Однако при реализации проекта его операторы столкнулись с рядом проблем, главной из которых был консерватизм чиновников и населения: большинство людей с обеих сторон оказались не способны и не готовы к таким «неконтактным» методам общения. Оставляет желать лучшего и уровень технической и компьютерной образованности жителей города.
В качестве примера О. Чернышев привел факт нерационального использования выделенных средств на компьютеризацию районных библиотек ВКО. По его словам, в регионе действует 18 районных библиотек, которым выделено спутниковое оборудование для выхода в интернет. Ежемесячно из бюджета на эти цели выделяется по 45—60 тыс. тенге. Однако исследование фонда показало, что имеющиеся ресурсы использовались максимум на 3%, так как директора библиотек запрещали посетителям пользоваться своим оборудованием. В результате затраченные деньги фактически не использовались.
Между тем проект выявил и положительные аспекты. Так, разработанный регламент прохождения электронной заявки сократил общепринятые сроки ответов на запросы населения на 60%. В большинстве случаев срок ответа госоргана на запрос составляет 5 дней вместо традиционных 30 суток. Как и следовало ожидать, наиболее популярной рубрикой сайта города стал интернет-диалог с акимом города: с марта 2003 года к нему поступило 1233 запроса. При помощи консультантов фонда акимат сумел оптимизировать расходы на оргтехнику, что позволило вырученные средства затратить на дополнительное обучение сотрудников акиматов.
В результате реализации двух этапов проекта специалисты фонда «Центр развития местного самоуправления» пришли к выводу, что для успешной реализации проекта создания «е-правительства» необходимо, прежде всего, участие самих граждан в реализации проекта и их заинтересованность в получении информации из государственных органов. Кроме этого, нужно преодолеть консерватизм населения и госслужащих к использованию информационных систем, а это можно сделать посредством их обучения. «Обучение населения должно стать главной задачей НПО при реализации этой концепции«, — считает О. Чернышев.
Комментарии