Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления

E-learning, мы тебя знаем?

Споры вокруг казахстанской системы электронного обучения E-learning продолжаются.

5 ноября 2014 08:52, Profit.kz
Рубрики: Образование

E-learning, мы тебя знаем?Казахстанская система электронного обучения E-learning с самого начала вызывала множество вопросов, но в настоящее время вокруг этого проекта ведутся особенно ожесточенные прения. Осенью прошлого года депутаты заявили о нарушениях при внедрении данной системы, после чего был поднят вопрос о проверке финансирования программы. В то же время АО «НИТ», ответственное за развертывание E-learning в Казахстане, настаивало на готовности и работоспособности системы. Поиск виноватых продолжался долгое время и вот, пару месяцев назад, депутаты потребовали закрыть программу из-за ее неэффективности и огромных затрат.

Тем временем, АО «Национальные информационные технологии» отсудило у Министерства образования и науки 9,5 миллиарда тенге по данному проекту. Об этом сообщил Руслан Енсебаев, председатель правления АО «НИТ». Он пояснил, что «общая стоимость проекта составляла 15 миллиардов тенге, и часть была выплачена авансом». В настоящее время задолженность составляет 9,5 млрд тг. Поскольку деньги были возвращены в бюджет до завершения проекта, АО «НИТ» в судебном порядке доказывало, что работы были выполнены. Теперь правительству необходимо «вновь изыскать» средства. «Ожидаем, что в начале года мы получим эти деньги», — говорит Енсебаев. Он продолжает настаивать на том, что система внедрена и работает. К E-learning подключено 1159 школ, из них более 70% активно ее используют. Руслан Енсебаев выразил уверенность в том, что МОН РК должно взять на себя дальнейшее управление проектом. А вот Министерство этому всячески сопротивляется — 19 ноября стало известно, что оно расторгает договор с АО «НИТ».

Говоря о проценте подключенных школ, не стоит забывать, что учителям приходится дублировать работу и в системе, и на бумаге. Депутаты настаивают на том, что E-learning не упростила, а, наоборот, усложнила работу учителей. А вице-спикер мажилиса парламента РК Дарига Назарбаева прямо заявила, что учителя не готовы использовать цифровые технологии. Свое обращение она направила в адрес Аскара Жумагалиева, вице-министра по инвестициям и развитию. «Учителя не подготовлены и не умеют пользоваться системой; деньги выброшены впустую; система образования не готова к таким инновациям; ВУЗы не готовят соответствующих специалистов; разработчики системы не позаботились о ее качественном внедрении», — вот суть претензий Д. Назарбаевой. Кроме того, в обсуждениях депутатов появилась информация о какой-то «третьей электронной системе». Что это за система, не поясняется, однако депутаты говорят, что ее «внедряют акимы в некоторых регионах». Аскар Жумагалиев не стал отрицать наличие проблем. Но он привел в пример ЦОНы, где сначала также наблюдались проблемы с внедрением цифровых услуг, однако работу удалось наладить.

Кроме того, по мнению Дариги Назарбаевой, не соответствует содержанию и название программы E-learning: «Вы когда говорите e-learning, вводите в заблуждение. Потому что все ждут учебники и электронный способ подачи материала на уроке. А все время при этом говорите о директоре школы, учителях, журналах, дневниках и посещаемости учеников, но это никакого отношения к learning не имеет, это есть администрирование. Назовите как-то иначе».

Однако, несмотря на подобные споры вокруг E-learning, нашлись и зарубежные приверженцы казахстанского проекта. Так, например, казахстанский опыт рассматривала Швеция. Об этом сообщил Фуад Джаззар, советник International Software Technologies. По его словам, E-learning в Казахстане внедрялась правильно, и IST рассматривала один из ее модулей в качестве примера для шведской системы электронного обучения. При этом он подчеркнул: внедрение электронного обучения достаточно сложный, дорогостоящий и длительный процесс, этот продукт нельзя приобрести «в коробке», его реализация требует вовлечения всех структур — от школ до министерств.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.