Рынок электроники в Казахстане: итоги II квартала
По данным второго квартала 2014 года аналитики GFK отмечают рост казахстанского рынка в целом, несмотря на то, что некоторые его сегменты значительно упали.
Аналитики компании GFK представили отчет по рынку электроники в Казахстане за II квартал 2014 года, согласно которому отмечается рост по всем направлениям, участвующим в исследовании. Данные, представленные в свежем отчете, говорят о том, что рынок электроники и бытовой техники продолжает расти и показывает неплохую динамику на фоне других стран СНГ, невзирая на сезонность. Розничный товарооборот электробытовой техники и электроники в Казахстане по итогам второго квартала составил 94,47 миллиардов тенге, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель достиг отметки в 85,75 млрд тг.
Рынок мобильных телефонов и смартфонов
Во втором квартале 2014 года рынок смартфонов вырос на 48% в натуральном исчислении относительно аналогичного периода прошлого года. Аналитики отмечают, что данный показатель, хоть и выглядит значительным на фоне роста соседних стран, но гораздо меньше, чем показатель прошлых кварталов, когда смартфоны росли более чем в два раза. В денежном выражении рост составил менее 20%, что аналитики связывают с произошедшей в первом квартале девальвацией. Эффект от нее больше всего проявился именно во втором квартале. «Дело в том, что смартфоны в первом квартале не подорожали — на старые модели производители не проиндексировали цены. Зато новые линейки вышли с новыми уровнями цен», — говорится в отчете.
Мелкая бытовая техника
Рынок малой бытовой техники показывает во втором квартале 2014 года падение в 2% в долларах США по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. При этом в тенге рост составил 18%. Самой быстрорастущей категорией, которая обеспечила рост сектора МБТ, и продолжала рост большую часть второго квартала, были мультиварки. Прирост в долларах США составил 69% по сравнению со вторым кварталом 2013 года. Среди прочих категорий с позитивной динамикой в штуках можно отметить группы «приготовление еды», «стайлеры для волос», «утюги и чайники». В долларах США наибольшее падение произошло в группах «пылесосы» и «мясорубки», которые сократились на 17% и 13%, соответственно.
Крупная бытовая техника
На рынке крупной бытовой техники Казахстана в целом наблюдается падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в долларовом выражении на 13%, но есть 5-процентный рост в тенге. В штуках также отмечается отрицательная динамика. Единственной группой с положительным ростом в штуках стали встраиваемые варочные поверхности, которые выросли на 4% по сравнению со вторым кварталом 2013 года. Самое большое падение произошло в группах холодильников, стиральных машин и микроволновок, спрос на которые упал на 14%, 16% и 15%, соответственно, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и практически достиг уровня 2011-2012 года.
Потребительская электроника
Одним из значительных трендов на рынке аудио-видео во втором квартале 2014 года был рост продаж телевизоров с технологией UHD. Средний ценник на телевизоры UHD снизился, производители представили больше моделей с меньшей диагональю экрана, что сделало технологию UHD более доступной для казахстанских потребителей. Пик продаж телевизоров UHD (288 штук) пришелся на июнь 2014. Говоря о рынке аудио-видео в целом, можно отметить, что вслед за девальвацией тенге в феврале 2014 года, он продолжал падать. Но, несмотря на рецессию, некоторые сегменты (телевизоры UHD, OLED, колонки с док-станцией) продолжают расти.
Рынок фотоаппаратов
Рынок фотоаппаратов в Казахстане продолжает падать — в январе-июне 2014 падение составило порядка 45% (USD). При этом сезонность продаж (летний сезон) не была ярко выраженной. Единственным сегментом, который продемонстрировал позитивную динамику в летний сезон (май-июнь), стал сегмент системных фотоаппаратов (динамика роста — 46% в штуках и 4% в USD). В июне 2014 доля системных фотоаппаратов составила 5,6% в USD и ожидается, что этот сегмент будет демонстрировать позитивную динамику в будущем.
Рынок IT
Рынок IT в Казахстане (продуктовые группы, по которым проводится аудит: мобильные компьютеры, настольные компьютеры, мониторы, принтеры, МФУ и планшеты) во втором квартале 2014 года снизился относительно аналогичного периода 2013 года на 30% в денежном эквиваленте (в долл. США). Падение наблюдается уже третий квартал подряд, и аналитики говорят о его усилении. Рынок планшетов, ранее показывающий более чем 3-4-кратный рост в натуральном исчислении, вырос в рассматриваемом квартале менее чем в 2 раза. При этом в денежном эквиваленте он вырос всего лишь на 2%. «Можно отметить, что рынок планшетов повторяет развитие рынка мобильных ПК — по большому счету, нет по-настоящему инновационных изменений, а борьба производителей сводится к показателю цена/качество и восприятию бренда покупателем», — считают в GFK. Кроме отсутствия революционных новшеств, на снижение рынка сильно повлияла девальвация.