Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

Сетевые, бумажно-электронные, и не только, издания Казнета

Обзор сайтов казахстанских СМИ.

23 июля 2009 11:37, Валентина Фомичева, Digital Kazakhstan
Рубрики: Интернет

«Что написано пером, то не вырубишь топором» — пожалуй уже сейчас впору перефразировать это выражение на: «что написано курсором, не удалишь delитом», а все благодаря быстро растущему спросу на высокие технологии, диктующие новые способы общения между читателем и изданием, которые позволяют, скажем из пассивного читателя превратиться в активного участника каких-либо событий и здесь уже главное найти интернет-издание по интересам.

В этом отношении в зоне Казнета таких ресурсов предостаточно, хотя и их можно разделить на виды.

Основные гиганты

Пожалуй, стоит начать с информационных агентств, которые являются самыми крупными информационными площадками. Среди которых «Казахстан сегодня», «Казинформ» и «Интерфакс-Казахстан». Все эти сайты имеют три языковые версии: казахскую, русскую и английскую. Новостные ленты обновляются примерно каждые 4–10 минут. Помимо стандартного доступа к новостям, многие предлагают на коммерческой основе дополнительные услуги, это могут как биржевые сводки, так и обзоры рынков металлов и т.д.

Немного в стороне, но в тоже время так же занимаются формированием основных источников новостей Казнета на английском языке: bbc.co.ukkazakhstannews.com. Несмотря на то что они не находятся в зоне kz, однако контентная их часть посвящена событиям нашей республики. Так же есть несколько ресурсов, которые предоставляют информацию только на русском языке.

«Агентство политических новостей — Казахстан». Ресурс очень удобно разбит на основные разделы: события, публикации и мнения. Учитывая, что заголовки сообщений видны сразу и на главной странице, читателю удобно выбирать понравившийся материал.

Среди информационных агентств, которые по информационной составляющей работают на весь Казахстан, есть и региональные, например, Информационный сервер города Тараз. Что касается тематической направленности, то новостные сообщения в большинстве случаев посвящены городу Таразу и Жамбылской области. Их можно назвать путеводителем по городу Тараз, так как можно найти подробную информацию о городе.

«Казахстанское Телеграфное Агентство» — открыто заявляет на главной странице сайта о стоимости доступа к своим новостям. «Стоимость подписки составляет 3500 тенге в месяц».

Электронная версия

Достаточно распространенное явление для газетно-журнальной продукции Казнета, когда издания выкладывают статьи на своих сайтах, которые уже были опубликованы в печатном варианте Computer Club Magazine, «Курсив», «Весь мир», «Байтерек», «Экспресс-К». Спрашивается, зачем ставить то, что уже устарело? Медийная сфера тем и замечательна и сложна, что, чем оперативнее информация появилась именно здесь и сейчас, тем больше вероятности, что читатель в следующий раз «придет» именно сюда.

Однако быстрая подача информации, конечно, требует некоторых вложений: как разработка удобного интерфейса интернет-площадки, оплата труда контент-менеджера. К сожалению, многие редакторы изданий просто не понимают, что за этими не существенными финансовыми вложениями стоят дополнительные возможности в виде рекламы за баннерскую сеть, контекстную рекламу, прямую связь с читателями и многое другое. Конечно, есть и те ресурсы, которые уже идут в ногу с прогрессом, стараясь обновлять свои online-страницы: «Время», «Комсомольская Правда», «Мегаполис», «Литер» и т.д.

Среди этой группы электронных изданий хочется отдельным блоком озвучить региональные издания, которые может и не пользуются повышенным интересом, однако имеют важное значение в процессе развития региональной интернет-аудитории. Давать оценку их конкурентоспособности, информационной подоплеки, думаю, не стоит, так как эти ресурсы предназначены для определенной целевой аудитории и уже только этим их можно выделить — inkaraganda.kzinfo-tses.kzng.kz, nv.kzognialatau.kzogni.kzpriuralie.kzmediavko.kz, suncar.kzyujanka.kz.

В тоже время большой их важной заслугой можно считать, что они не только цитируют другие источники информации, но также сами пишут новостные сообщения. По словам Джамбула Дусенбаева, менеджера по проектам ТОО «RAYAN-MEDIA», поддерживающего региональное интернет-издание «Мой Актау»: «…новостные материалы на сайте написаны либо нашими журналистами и администраторами сайта, либо предоставлены самими организаторами мероприятий, которые мы освещаем на страницах нашего журнала. Также совсем недавно в отдельной колонке мы стали публиковать наиболее важные материалы из газет нашего города. На сайте предусмотрена возможность добавления новостей самими пользователями, которые публикуются на сайте после проверки администраторами сайта. Зачастую пользователи присылают нам фото и видеоматериалы с мест ДТП или пожаров.

Мы изначально планировали свой сайт именно для освещения событий нашего родного города, и основной упор мы делаем на информационно-развлекательную часть. Конечно, освещение жизни одного города создает узкую интернет-аудиторию, так как в этом случае пользователями сайта являются только жители этого города и те, кто имеет отношение к нему. Но необходимость создания такого сайта назрела, так как сейчас молодежь, на которую ориентирован наш сайт, основное время проводит именно в интернете.

Думаю, что развитию онлайн СМИ казахстанского интернета мешает наш менталитет: отсутствие интереса к политическим и общественным событиям (особенно среди молодежи), недоверие к электронным СМИ, так как большинству из нас более привычны газеты и журналы, радио и телевидение, нежели онлайн издания».

On-Line-издания

Если говорить о ресурсах Казнета, которые работают исключительно на интернет-аудиторию и производят собственный медийный продукт, то таких к великому сожалению единицы. Одним из самых уважаемых и старейших ресурсов по праву можно назвать портал Gazeta.kz с его ежедневным обновлением аналитических материалов. В свое время этот ресурс имел три языковые версии, вероятно из-за кризиса пришлось от них отказаться, оставив лишь русскую версию сайта.

В сети достаточно большое количество изданий (synapse.kzvia.kzspletni.kzvesti.kzprofit.kznur.kz), которые примерно 70% продукта заимствуют из других источников по какой-либо тематической направленности и только в редких случаях ставят собственные новости, или вообще просто занимаются Copy-Past. Однозначно сказать плохо это или хорошо — сложно. С одной стороны, если перепечатанная информация опубликована без нарушений авторских прав, то все нормально. Если рассматривать с точки зрения развития контентной части Казнета в целом, то, увы, такое положение дел не развивает отечественный сегмент.

Есть ли сила в слове?

Просмотрев достаточно большое количество сайтов, которые можно смело отнести к тем или иным видам электронных изданий, мне стало интересно, действительно ли СМИ имеет информационную силу воздействия на пользователей. Ответ нашелся в исследовании «потенциала казахстанских СМИ по работе в рамках действующего законодательства декабрь 2008-январь 2009». Оказывается, граждане о роли СМИ считают следующее: «многие представители СМИ оценивают роль средств массовой информации не слишком позитивно. 9% респондентов говорят о том, что роль СМИ в развитии общества совершенно не существенна, 49% — недостаточно существенна, и только 41% респондентов оценивают ее как существенную — это меньше половины всех опрошенных. Эксперты настроены чуть более оптимистично. Многие склоняются к тому, что у СМИ важная роль в плане информирования».

Понятно, что в той или иной степени сетевые и не только издания нуждаются в поддержке в первую очередь информационной. Поэтому мне очень хотелось найти такой ресурс в зоне kz, однако его не оказалось, пришлось задать в строке поиска более широкий диапазон — Центральная Азия. Поисковик в результате выдал «Право и СМИ Центральной Азии». Данный ресурс является базой данных законодательства о СМИ всех стран Центральной Азии. По мере возможности юридическая база наполняется документами на языках стран участниц. «В дополнение к законам на сайте размещены анализы, комментарии, консультации юристов и многие другое», рассказывает редактор сайта Валентина Нечухранная. «Когда создавался наш электронный проект, мы хотели, чтобы журналисты могли самостоятельно повышать уровень своей профессиональной грамотности, к тому же могли защитить свои права. Если проанализировать обращения представителей СМИ к нашим юристам, то во многих случаях они нуждаются в юридической помощи, так как возникают вопросы лицензирования, авторского права, доступа к информации и многое другое. Скорее всего, круг вопросов может увеличиться после принятия закона «Об интернете» и тогда в правовой помощи медийной сферы будет нуждаться большое количество пользователей Казнета. Так как у нас сейчас становится модно открывать блоги, форумы, поэтому всем этим людям потребуется помощь в том, чтобы их не привлекли к ответственности. Ведь как говорится: незнание закона не освобождает от ответственности».

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии