Следите за новостями

Дамир Шыныбеков — знает, что нужно делать...

Интервью с Дамиром Шыныбековым, ректором первого IT-университета в Казахстане, о работе ВУЗа.

9 июля 2009 10:21, Олеся Кулясова, Logycom
Рубрики: Образование

На фотографии он мне показался строгим и угрюмым, в жизни — веселым и эрудированным. Много о работе, мало о человеке. Но что ж сделаешь — личность такая! Дамир Шыныбеков — ректор первого IT-университета в Казахстане. Высокая должность, которая сулит власть. Но когда я просила его рассказать что-нибудь о своей жизни, он смущался и снова переводил тему поближе к работе. Видимо, работа для него, и есть жизнь.

Дамир Шыныбеков, ректор ИТ-университета

IT-университет и все-все-все

— Дамир Абдухалиевич, в чем, все-таки, особенность вашего университета, ведь во многих вузах есть подобные факультеты, почему абитуриенты должны прийти именно к вам?

— От других ВУЗов мы будем выгодно отличаться тем, что готовим студентов по совместной с западным университетом программе. Причем одним из лидеров в IT-индустрии. Если говорить о Карнеги Меллон, то это университет по программированию во многих рейтингах номер один, в целом среди всех ВУЗов технического направления, он входит в десятку сильнейших вузов мира. Обучаться по программе Карнеги Меллон — это большие перспективы, большое будущее, которое обязательно будет у наших выпускников. Еще одна особенность в том, что при выпуске из университета мы даем не только диплом государственного образца, или международного IT-университета, но и сертификаты I-Carnegie, а это структурное подразделение Carnegie Mellon. Мы пошли дальше, нежели обучение наших студентов западными профессорами, в частности нашего партнера — мы обучаем собственных специалистов. И наши преподаватели также проходят сертификацию, как и студенты, то есть, ежегодно обучая определенное количество специалистов — в этом году их 10 — мы, получается, создаем высшую школу IT-образования. Естественно, что через лет пять она будет иметь серьезный вес. Наш университет ориентирован не только на рынок Казахстана, но и на весь Центрально-Азиатский регион. Мы рассчитываем развивать в университете не только бакалавриат, но и магистратуру, выпускать докторов подвластных нам наук. В этом году в ВУЗе запускаем корпоративные тренинги от IT-гуру со всего мира, в первую очередь от Carnegie Mellon. Учредителями нашими являются, со стороны государства национальный инфо-коммуникационный холдинг «Зерде» и университет UIB, один из лидеров бизнес образования в Казахстане. Его ресурсы, его опыт в образовании дает возможность быстрого, мощного старта, а государство позволяет уверенно стоять на ногах, получать поддержку с его стороны, быть уверенным в трудоустройстве студентов.

Так вот АИС, в частности «Зерде», имеет очень много подразделений, с участием которых мы будем постоянно совершенствовать свои учебные программы, начиная от уровня бакалавриата, магистратуры, а в будущем докторантуры. То есть, мы будем давать студентам и всем корпоративным клиентам только то, что им реально нужно, только то, что нацелено на реальный прогресс. Несмотря на то, что мы придерживаемся стандарта образования, мы поддерживаем реальные потребности IT-бизнеса. Уже сейчас мы существуем всего три месяца, но у нас есть реальные предложения министерству образования для корректировки государственного образца высшего образования. И эти изменения, корректировки будут очень конструктивны. Начиная от названия факультетов и направлений. На данный момент есть многие специальности, которые менее востребованы и нет специальностей, которые необходимы. Нет такой специализации как IT-менеджмент, это не тот менеджмент в нашем обычном понимании, это непосредственно менеджмент в IT-индустрии, это совсем другой пласт бизнес образования. Если брать технические направления — нет компьютерной инженерии, то есть нужно максимально специализировать наше образование.

В общем, масса предложений, масса идей и нововведений. И наши выпускники на выходе будут очень востребованы. Пожелание нашего партнера, чтобы обучение проводилось на английском языке, так как их цель — знать, что мы даем качество.Потому компания I-Carnegie намерена контролировать весь учебный процесс.

— Можете ли вы гарантировать трудоустройство ваших студентов?

— Гарантия трудоустройства — это качественное образование и проверенные знания. Второе — заверения наших учредителей, у них очень много дочерних компаний, которые уже сейчас нуждаются в высокопрофессиональных специалистах. По сведениям АИС количество профессионалов, в которых они нуждаются, уже исчисляется тысячами. Я уж не говорю о потребности IT-индустрии в целом. И третий аспект гарантированного трудоустройства — наши ежегодные стажировки, после первого курса — ознакомительная практика, далее каждый год производственная. И наши студенты могут зарекомендовать себя уже в процессе обучения.

IT должен быть везде

— Что касается геймеров, смогут ли они найти себя в вашем университете и в будущем разрабатывать полюбившиеся им игрушки?

— Привить навыки для работы на лекциях и семинарских занятиях очень сложно, нужно студента заинтересовать. Нам уже сейчас поступили заказы на развитие двух порталов, на разработку двух сайтов. Мы намеренно не занимаемся разработкой собственного интернет-ресурса, потому что уже с сентября этим займутся наши студенты. Студенты будут «разбиты» на команды и получат задания, благо к этому есть все возможности, потому что к нам поступают очень одаренные дети, которые уже сейчас имеют навыки программирования, являются лауреатами различных премий, олимпиад. Наша задача — помочь им развить эти навыки. Что касается 3D, анимации, игр, все это обязательно будет. Это указано в нашем учебном плане, дело в том, что университет Карнеги Меллон знаменит не только своими научными разработками, он в первую очередь славится тем, что внедряет IT во все сферы жизни. Медицина, биология, искусство, у них несколько лауреатов нобелевской премии, много премий в IT сфере. Философия университета звучит так: «IT должен быть везде». Для примера — в университете каждый год проходят соревнования, где в футбол играют… роботы. У нас, кстати, роботостроение тоже заложено, в будущем мы будем развивать и это направление.

— Насколько вы интересны абитуриентам, можно судить уже сейчас. Приемная комиссия работает с 20 июня. Как успехи?

— У нас установлена tach-панель, на ней отражены все претенденты на государственные гранты, и виден рейтинг по количеству набранных баллов. То есть любой абитуриент может посмотреть, на каком месте в списке находится он, на каком другие и на что он может претендовать. Это сделано для максимальной прозрачности системы набора студентов. Если брать динамику увеличения количества заявлений, то на данный момент ожидаемое количество превышено реальным. На сегодняшний день мы должны были принять около 100 человек — на самом деле уже около 180. Причем, впереди еще есть 2 месяца для приема документов. Но мы не гонимся за количеством, ориентируясь на качество. Если у нас стоит план набрать 380 человек, это мы и сделаем. 300 грантов и 80 «платников».

А что завтра?

— А если брать в целом, насколько такие учебные заведения востребованы в Казахстане?

— Востребованность очень большая, если дать анализ IT-образованию и IT-индустрии в Казахстана в целом. На данный момент специальностей сферы информационных технологий хватает в каждом университете: если я не ошибаюсь около 60 вузов предоставляют возможность обучаться данной специальности. Но то качество, что дают эти вузы, не удовлетворяет реальным потребностям. Есть ВУЗы, и их немало, которые дают хорошее техническое образование. Мы же даем комплексное IT-образование, то есть, если хороший технический ВУЗ выпускает хорошего технаря, программиста, то мы готовим технаря, программиста, человека которые может работать в команде и человека который может этой компанией управлять. Можно научить 10–20 этапам программирования, но в идеале, нужно научить мыслить как программист. Специалист должен быть программистом в команде, наедине с компьютером и думать как программист, при решении поставленных задач.

Я считаю, что университеты подобные нашему, должны быть, и такое учебное заведение уже открывается в Астане под эгидой министерства образования. Одним из его направлений будет IT-индустрия. Это хорошо, так как школьники-абитуриенты должны находиться в равном положении, и не должны быть ограничены в географическом плане. Мы понимаем прекрасно, что не всем удобно учиться в Алматы, возможно жители Северного Казахстана предпочтут ВУЗ в Астане. Мы же надеемся, что наши стены заполнят студенты из Южного Казахстана и стран Средней и Центральной Азии.

Как в период кризиса развивать IT-отрасль?

— Я считаю, что кризис не должен стать камнем преткновения для развития IT-индустрии, это будет очень неверный ход. Именно развитие IT-отрасли даст нам возможность открытия новых лабораторий, новых кластеров, появления новых отраслей экономики, о которых раньше мы, возможно, и не задумывались. Необходимо построить политику IT-индустрии так, чтобы идти в ногу со временем, может, где-то даже опережая. А по-другому не получится! Мы не можем постоянно использовать то, что уже создали другие люди в том же образовании. Поэтому сейчас надо как губка впитать все что видим и слышим, и создать свою школу. У нас сейчас много возможностей, и мы не должны их упустить. Отрадно, что в этом нам помогает государство. Нас ведь открыли в такой сложный период, когда многие ВУЗы закрываются, дали 300 грантов, значит, государство видит в этом хорошие перспективы.

Снова про работу и чуть-чуть про себя

— Что касается лично вас, как вы попали в эту сферу?

— Я финансист, доктор экономических наук по специальности «финансы и денежное обращение». Я не стоял у истоков этого проекта. Но учредителем нашего университета является UIB. И его президент Ерлан Сагадиев предложил мне возглавить новый проект. Так я оказался на этом месте. В высшем образовании я уже около 10 лет, последние шесть лет был деканом факультета «финансы и информационные системы» университета UIB. Конечно, необходимо очень хорошо понимать IT-индустрию, но также необходимо и разбираться в образовании. Сейчас у нас очень сильная команда, и я думаю, меня больше оценивают как менеджера, нежели выдающегося ученого индустрии информационных технологий. Думаю, эти ученые должны давать знания, преподавать, они должны строить школу, а управлять должен человек, который хорошо разбирается в образовании и четко знает, что нужно университету.

— А что было в вашей прошлой профессиональной деятельности, что вспоминается чаще всего?

— Когда я окончил университет, стоял на распутье, ну, наверное, все там были… Думал о том, чтобы податься в банковскую сферу и жить хорошо, либо «уйти в госслужбу». В образование направили меня родители, мы учителя в четвертом поколении: дед, прадед — все преподавали, возможно, это передалось мне с генами.

В итоге было в жизни немало школ, о которых я по сей день вспоминаю. Работал в «нархозе», когда-то у меня была мечта поступить туда, там учился науке, работал в НИИ, начинал младшим научным сотрудником и вырос до ведущего. Также можно назвать Американский университет, где я подтянул английский, Там постиг систему западного образования, и подумал о том, что систему отечественного пора менять. Конечное многое дал UIB, это серьезная площадка, где можно реализоваться, как профессионал, как ученый. Здесь я защитил докторскую диссертацию, здесь нам удалось практически с нуля поднять факультет.

— Вы считаете, что западное образование лучше отечественного?

— Среднее образование, оставшееся нам с советских времен, дает очень хорошие фундаментальные знания, но оно дает знания везде и во всем. Чем хороша система образования Запада — там 3 последние года есть специализация учеников, вот я хочу стать биологом, я выбираю нужные мне предметы, и изучаю только их. У нас же начинают детей пичкать всем подряд, в итоге, выходя из школы, ребенок начинает метаться. То есть западное образование ориентировано на клиента — студента, наше на стандарт. Взять пресловутый ЕНТ: если ребенок сдал определенный предмет, он обязан идти учиться туда, где с этим предметом принимают. Из него получился бы первоклассный айтишник, но он не может поступить в университет по этой специальности, так как сдал английский язык на ЕНТ, в итоге он оказывается на факультете международных отношений. Потом начинают переучиваться.

— А с чем связаны ваши личные интересы?

— Свободного времени не так много, а последнее время его практически не остается. Люблю работать, не сказать, что я трудоголик, но мне нравится видеть результаты своего труда. В последнее время увлекся фитнесом, плаванием, пристрастился к интернету. Мне понравились его возможности, ведь даже научные достижения возможно сделать при помощи всемирной сети.

— На чаты-форумы заглядываете?

— На чатах времени провожу меньше, на форумах больше, многое просматриваю, оцениваю, оставляю комментарии. С открытием нашего университета мы планируем активно развивать КазНет, разрабатывать собственный портал. Решено открыть блоги для студентов и преподавателей чтобы процесс обучения был максимально прозрачным.

— А как дело обстоит с «пропиской» в соцсетях? Есть личные странички?

— Нет, но я обязательно создам. Мне кажется это очень интересным, но с другой стороны — отнимает много времени. Если завести страничку и не заходить на нее продолжительное время, то нет в ней смысла, а если бывать там постоянно, то я знаю, это засосет. В скором времени будет свой блог, заходите!

— Кто для вас авторитет в мире IT ?

— Куанышбек Есикеев, как личность, как специалист в своей сфере. Он знает, что нужно делать, реализует много проектов, и я думаю все у него должно получиться. У него очень сильная команда — все дочерние предприятия, которые реализуют множество социально направленных проектов, а такие идеи дают толчок к лучшему. Считаю, что на таких людей надо равняться, и если бы их было больше в IT-индустрии, мы давно бы сделали прорыв в этой отрасли.

— Вы в таком молодом возрасте возглавите серьезный международный университет, было ли это вашей мечтой?

— Меня устраивала моя позиция в UIB. Сказать, чтобы я хотел стать ректором — никогда об этом не задумывался. Но когда поступило такое предложение, я с радостью согласился. Мне оказали очень большое доверие, я нужно его оправдать. Ну а что касается возраста…что я сделаю…(смеется).

— А вы бы хотели, чтобы ваши дети обучались в этом университете?

— Да, потому что в нашем университете есть такая особенность — нам дают делать, все что необходимо. Просили гранты — их дали, предоставили нам полную свободу, мощное техническое оснащение. И это все сделали американцы несмотря на то, что всего 380 человек будут обучаться по их программам. В Китае, допустим, открыли подобный университет там 50 тысяч студентов, наши 380 — это капля в море. В коммерческом отношении американцам может это не столько выгодно, но они понимают стратегическую важность и верят нам.

— Так вернемся к детям?

— Да, я бы очень хотел, чтобы они учились здесь, потому что я точно знаю — все это будет!!!

Комментарии