Следите за новостями

Младшая на выданье

Решение продать свою долю в MTS принял ее нынешний владелец — АО «Казахтелеком» — для участников и экспертов телекоммуникационного рынка эта новость не стала неожиданностью — прихода нового инвестора ждали давно.

3 июля 2009 11:02, Александр Таланов, Бизнес & Власть
Рубрики: Бизнес, Связь

В течение ближайших двух месяцев станет ясно, кому достанется 51% доля в ТОО «Mobile Telecom Service» (MTS) — сотовом операторе, работающем под брэндом NEO.

Решение продать свою долю в MTS принял ее нынешний владелец — АО «Казахтелеком». Для участников и экспертов телекоммуникационного рынка эта новость не стала неожиданностью — прихода нового инвестора ждали давно.

В сообщении «Казахтелекома» говорится, что решение принято в рамках стратегии и программы реструктуризации активов, направленных на укрепление основного бизнеса и оптимизацию использования своих ресурсов. Окончательная дата подачи потенциальными покупателями заявок — 17 июля, срок подачи обязывающих предложений — до 31 августа включительно.

Наиболее реальным претендентом на покупку MTS вот уже на протяжении двух лет считается его российский «тезка» МТС, входящий в тройку крупнейших сотовых операторов РФ. МТС уже не раз заявлял о своем желании войти на казахстанский рынок.

«Мы анализируем предложение, но решения пока нет, оно будет принято после того, как будет изучена ситуация на рынке Казахстана», — сказала директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская.

Представитель iKS Consulting в Казахстане Светлана Черненко называет сложившуюся ситуацию удобной для МТС. «Но сейчас по-прежнему нет никаких данных по условиям, непонятно, насколько будет отличаться цена для казахстанских и для иностранных компаний, — отмечает она. — Но в любом случае для МТС это предложение привлекательно». Покупателем, по мнению аналитика, должна стать компания с очень сильной маркетинговой составляющей.

«Ситуация на нашем сотовом рынке сейчас понятна, он поделен, и достаточно основательно, и отвоевать его исключительно тарифными предложениями, скорее всего, не получится, — говорит г-жа Черненко. — Это должен быть оператор с очень сильным маркетинговым потенциалом, который сможет посоревноваться с действующими игроками на уровне брэндов».

Ведущий консультант департамента беспроводных технологий Json&Partners Consulting Елена Полещикова оценивает шансы приобретения МТС, которая является третьим оператором на рынке и для развития которой потребуются большие инвестиции, как средние. Вероятность прихода в РК «Мегафона» она также исключила. В число акционеров этого оператора входит шведско-финская TeliaSonera, которая на пару с турецким Turkcell владеет 51% долей ТОО «GSM Kazakhstan» (брэнды K’Cell и ActiV). «Вымпелком» (брэнд Beeline) в силу того, что он уже владеет в Казахстане ТОО «КаР-Тел», а бюджет компании ограничен, не будет пытаться приобретать еще одного оператора», — сказала г-жа Полещикова.

«Учитывая, что рынок уже практически насыщен, новому игроку придется демпинговать, — предположил руководитель службы по связям с общественностью «КаР-Тела» Павел Родин. — Но NEO уже пытался демпинговать, и, как показал опыт, такая политика без серьезных вложений в развитие сети не принесла ожидаемого эффекта, притом что тогда на рынке еще был свободный кусок». Новому инвестору, по мнению г-на Родина, придется делать большие инвестиции в сеть, если он захочет получить какую-то заметную долю на рынке.

Г-жа Черненко предрекает достаточно интересную ситуацию. Ни у «КаР-Тела», ни у GSM Kazakhstan она не видит никаких проблем с маркетинговыми инициативами. «Я думаю, что нас ждет нечто похожее на Россию времен организации »большой тройки«. Я имею в виду лидеров российского рынка сотовой связи «Вымпелком», «Мегафон» и МТС, которые в течение долгих лет борются практически втроем за основную часть рынка и преимущественно именно маркетинговыми способами», — прогнозирует она. Развитие ситуации на казахстанском рынке всегда происходило по тарифному сценарию, вспоминает г-жа Черненко. «У кого было дешевле — к тому и бежали», — иронизирует аналитик. Сейчас, по ее мнению, пришло время переходить к пониманию того, что необходимо укреплять лояльность клиентов, удерживать их не только бесплатными тарифными предложениями. «Думаю, сейчас настанет то самое время, и предложения будут достаточно интересными», — делится ожиданиями г-жа Черненко.

Комментарии