Следите за новостями

Цифра дня

71,5 млрд тг заработал Kcell за полгода

Источник знаний, а не дезинформации

Наряду с ростом пользователей Казнета, большую часть из которых составляет молодежь, возрастает и число правонарушений, совершенных с использованием Глобальной сети.

20 июня 2009 11:25, Александр Савченко, Экспресс-К

В Казахстане сегодня одна из важнейших государственных задач — массовое привлечение детей, подростков и молодежи к интернету. Это необходимо для повышения конкурентоспособности общества, что наблюдается в передовых странах. Ведь известно, что интернет в первую очередь является источником информации и знаний.

За последние три года количество пользователей Всемирной паутины в Казахстане выросло с 2,7 до 14 процентов от общей численности населения страны. Наряду с ростом пользователей интернета, большую часть из которых составляет молодежь, возрастает и число правонарушений, совершенных с использованием Глобальной сети, в том числе распространение порнографии, контрафактной продукции, сведений, порочащих деловую репутацию граждан, вымогательства. В этой связи особую важность приобретает вопрос, связанный с предотвращением воздействия незаконной информации на пользователей интернета.

Насколько высок рост преступлений, совершаемых в казахстанской зоне интернета? Согласно статистике с 2007 года здесь наблюдается рост фактов распространения порнографии (в том числе детской), по которым уже завершены уголовные дела. В прошлом году количество этих правонарушений выросло в два раза. В первом квартале нынешнего их число превысило показатели всего 2008 года.

Также начиная с 2006 года наблюдается рост количества зарегистрированных фактов распространения контрафактной продукции в интернете. В частности, речь идет о распространении нелицензионного программного обеспечения, нелицензионной аудио- и видеопродукции, что нарушает права интеллектуальной собственности. В 2007 по отношению к 2006 году факты распространения контрафактной продукции возросли в пять раз, в 2008-м по отношению к 2007 году — на 68 процентов. За первый квартал текущего количество таких правонарушений превысило показатель всего 2008 года в 1,2 раза. Только за первые три месяца 2009 года уголовные дела завершены по 37 фактам.

Начиная с 2006 года наблюдается существенный рост заявлений граждан о распространении в интернете сведений, порочащих их деловую репутацию (размещение на сайтах знакомств либо социальных сетях фото- и видеоизображений граждан без их согласия, взлом веб-страниц, личных почтовых ящиков с целью получения конфиденциальной информации).

В 2007 году количество подобных правонарушений возросло в 4 раза по сравнению с 2006, а в 2008 по отношению к 2007 году — в 2,5 раза. А за первые три месяца нынешнего по сравнению со всем 2008 годом количество таких правонарушений увеличилось на 50 процентов. Уголовные дела завершены по 21 такому факту.

Как уже отмечалось выше, в интернете распространяются ложные сведения о гражданах. Кроме того, под угрозой размещения на интернет-ресурсах личных фото- и видеоизображений граждан, в том числе эротического содержания, допускаются факты вымогательства. Такие случаи имеют место с использованием форумов и блогов (35 процентов), социальных сайтов (30), веб-страниц (20), личной переписки (15 процентов).

В сложившихся условиях назрела необходимость разработки законопроекта, устанавливающего правовые механизмы регулирования вопросов взаимоотношений между участниками Казнета при размещении информации на интернет-ресурсах. В рамках проработки законопроекта проведен анализ опыта по вопросам регулирования сегмента сети интернета в 27 странах.

Основная задача данного законопроекта — обеспечение защиты конституционных прав граждан и юридических лиц в данной сфере общественных отношений. Все ограничения на распространение информации, предлагаемые данным документом, предусмотрены статьей 20 Конституции Республики Казахстан, направленной на защиту прав и свобод граждан, и другими действующими законодательными актами. Законопроект лишь распространяет и закрепляет действие данных законов на интернет-пространстве нашей страны.

Большая часть дополнений в законодательные акты направлена на защиту прав граждан и юридических лиц на получение достоверной информации. Эти дополнения также ставят преграду перед пропагандой или агитацией насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности государства, подрыва его безопасности, войны, разжигания социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, терроризма, распространения наркотических средств, порнографии, а также культа жестокости и насилия.

Можно ли сказать, что данный законопроект каким-то образом ограничивает интересы средств массовой информации? Однозначно — нет! В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Конституции РК каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом.

Законопроект не предусматривает ограничения способов распространения информации, а также не закрепляет запреты на распространение информации. Такие запреты уже есть и в Конституции страны, и в законах «О СМИ», «О национальной безопасности», и в Гражданском кодексе РК. Например, Конституция запрещает пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. Запрещено распространение сведений, порочащих честь и деловую репутацию человека.

Также следует заметить, что Казахстан, являясь равноправным членом ООН и ОБСЕ, принял на себя соответствующие обязательства. Статья 20 Международного пакта о гражданских и политических правах гласит: «Всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».

В амстердамских рекомендациях «Свобода СМИ и интернет», которые были приняты 14 июня 2003 года, указывается, что преимущества обширной среды онлайновых ресурсов и свободного потока информации перевешивают опасность злоупотребления интернетом. Виновные за производство незаконного контента должны преследоваться в судебном порядке в стране происхождения, но при этом действия законодательных и правоохранительных органов должны быть четко направлены на пресечение только такого контента и не распространяться на инфраструктуру самого интернета. Судебное преследование за криминальный интернет-контент должно осуществляться в глобальном масштабе. Кроме того, указано, что все существующие законы подлежат исполнению и в интернете.

Таким образом, введение ограничительных мер в отношении СМИ посредством данного законопроекта не предусматривается. Документом лишь вводятся механизмы применения мер воздействия по отношению к нарушителям в случае распространения ими на интернет-ресурсах незаконной информации, признанной таковой по решению суда.

Комментарии