Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Дистанционное образование в Казахстане

Проблемы развития дистанционного образования в Казахстане.

30 октября 2006 16:20, Гульсум Кунелекова, Мегаполис

Получить полноценное образование, находясь в тысячах километров от вуза, казахстанские студенты смогут только года через два-три. И это по самым оптимистичным прогнозам. То, что сейчас предлагают казахстанские вузы, назвать настоящим дистанционным обучением сложно. Специалисты называют несколько причин того, почему Казахстан идет к нему уже 9 лет, а конца пути все не видать.

Дистанционное образование требует хорошей технической оснащенности и хорошей пропускной сети интернет, чего в республике пока нет. «Мы сегодня не можем дать настоящий интерактив в Казахстане, потому что пропускная способность интернета очень низкая, — говорит директор Республиканского научно-методического центра информатизации образования Гуль Нургалиева. — Из 8 тысяч школ Казахстана 6 тысяч расположены в селах, где стоят аналоговые станции, а это всего 33 килобайта в секунду. Что ученик может получить через такой интернет? Практически ничего. И если ведущие вузы находят другие пути выхода на скоростной интернет, но и они не способны пропускать мультимедийные обучающие проекты. Я оптимист и считаю, что проблемы с интернетом у нас решатся, когда начнет работать в полную силу запущенный спутник Казахстана».

Другой вопрос — вопрос оплаты трафика за интернет, которая пока остается высокой. «Да, «Казахтелеком» уменьшил тарифы в два раза в дневное время и в 4 раза — в ночное время, но не будут же большинство детей работать ночью, — продолжает Гуль Кумашевна. — Надо детей беречь. Так что для сферы образования интернет должен быть не только доступным, но и дешевым. Сейчас интернет для школы обходится в 30–40 тысяч тенге. Я дома пользуюсь интернетом и плачу около 5 тысяч тенге в месяц по одному из тарифов «Казахтелекома».

Еще одна проблема — подготовка учителей-тьюторов, которые должны уметь отвечать на вопросы и мотивировать студентов в интерактиве. «Поэтому в классификатор специальностей должна быть введена и профессия тьютора дистанционного обучения, — говорит Гуль Нургалиева. — Чтобы таких специалистов готовили в колледжах и вузах».

Наш опрос вузов показал: процент студентов, обучаемых по классической дистанционной системе, пока не велик. И это объясняется не только вышеуказанными причинами. Просто не все студенты способны учиться по такой системе из-за отсутствия доступа к интернету в их селе, а также из элементарной компьютерной безграмотности. К примеру, в КазНТУ им. Сатпаева дистанционное образование в его чистом виде получают только 40 человек и те лишь по специальностям «нефть и газ» и «вычислительная техника и программное обеспечение».

В большинстве казахстанских вузов дистанционное обучение выступает просто как форма заочного обучения. Впрочем, такая ситуация характерна для многих казахстанских вузов, которые пока не могут предложить настоящего интерактива, а значит, и хорошего качества обучения.

Заочники, желающие обучаться дистанционно, получают весь учебный материал по интернету, но на экзамены приехать обязаны. Тогда как в настоящем дистанционном образовании студенту дают возможность пообщаться с преподавателем в интерактиве, послушать его лекции, задать вопросы и тут же получить ответ, а также сдать зачеты и экзамены в виртуале.

«В системе высшего образования не все вузы осуществляют дистанционное обучение, в системе среднего — только полторы тысячи школ (7 из 14 областей) подключены к спутниковому каналу дистанционного обучения, — говорит директор Гуль Нургалиева. — Не подключены, к примеру, школы Актюбинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской и других областей, а также Алматы. Сегодня Казахстан только идет к запуску современной хорошей формы дистанционного обучения. Мы должны ориентировать молодежь на то, что нужно учиться не один раз, а всю жизнь, совершенствовать свою квалификацию через курсы дистанционного обучения. Путь этот нелегкий, уже 9 лет мы над этим работаем, и я думаю, нам необходимо еще 2–3 года».

Между тем на фоне радостных отзывов о дистанционном обучении на прошедшем в Алматы IV международном форуме «Информатизация образования Казахстана и стран СНГ» прозвучала и другая точка зрения.

По словам некоторых преподавателей, дистанционное обучение не позволяет получить полноценное образование хотя бы потому, что отсутствует контакт с учителем непосредственно в аудитории, когда он мог бы дать ученику больше знаний. При анализе работы многих существующих обучающих систем часто оказывается, что взаимодействие ограничивается почтовым общением с лектором и другими студентами. Тогда как хотелось бы, чтобы дистанционное образование представляло собой «виртуальный класс». К тому же некоторые предметы в казахстанских вузах на данный момент практически невозможно перевести в виртуальный режим. Чтобы, к примеру, преподаватель увидел, КАК будущий кулинар приготовил блюдо, а затем смог бы оценить его на вкус.

Помимо этого работа в интернете будет причинять беспокойство окружающим или, наоборот, окружающие будут мешать сосредоточиться учащемуся. Поэтому часть казахстанских преподавателей советует не увлекаться дистанционным образованием, а некоторые вузы даже подумывают заменить его на другую форму — «предоставление электронных услуг», то есть электронные учебники и виртуальное общение с преподавателем — и очникам, и заочникам.

Комментарии