Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления

Главное — как посчитали

Об очередном этапе реализации программы «Ашык Алем».

18 июня 2009 11:06, Адиль Урманов, Капитал.kz

Цель проекта — обеспечить как можно больше населения доступными персональными компьютерами, оснащенными современными информационными средствами. «Сегодня Казахстан взял курс на строительство постиндустриального общества, и основополагающими принципами этого процесса являются снижение информационного неравенства и предоставление населению Казахстана возможности повышения знаний в области информационно-коммуникационных технологий», — отметил Ерлан Дурмагамбетов, заместитель председателя Агентства по информатизации и связи.

Участниками проекта «Ашык Алем» стали Агентство по информатизации и связи, АО «Казпочта», ТОО «Логиком», «Майкрософт» и АО «НИТ». Во время второго этапа к программе присоединились такие компании, как «Белый Ветер» и «Алсер». Проект стартовал в 2007 году и охватывал лишь Алматинскую и Акмолинскую области. Сегодня зона реализации проекта расширилась до территории всей республики. «Данный этап программы позволит не только создать условия для приобретения современных компьютеров с лицензионным программным обеспечением для широких слоев населения, но и окажет содействие в снижении «цифрового неравенства» путем расширения внедрения ИКТ в регионах, а также поддержит деятельность правительства РК, направленную на развитие информационного общества и электронного правительства в целом», — говорится в распространенном пресс-релизе.

По результатам реализации программы организаторы ждут повышения уровня обеспеченности населения доступными персональными компьютерами в соотношении 20 компьютеров на 100 человек населения. Но эта цифра вызывает большие сомнения.

Грубую оценку состояния рынка можно сделать достаточно быстро. Согласно бухгалтерским нормативам, компьютерную технику списывают каждые 4 года. А согласно итоговым оценкам компании IDC, в 2008 году в Казахстане продано 461 тыс. компьютеров всех типов. В 2007 году — 473 тыс. компьютеров. Экстраполируя эти данные на два года назад и отнимая часть техники, пришедшую в негодность (6% в год), можно предположить, что сегодня в Казахстане должно работать от 1,8 млн. до 2 млн. компьютеров.

Теперь необходимо оценить уровень обеспеченности компьютерами. Исходя из этих данных и учитывая численность населения Казахстана в 15,77 млн. человек, уровень обеспеченности составляет 12,7 компьютеров на 100 человек. Для достижения показателя в 20 компьютеров на 100 человек, о чем говорится в программе АИС «Ашык Алем», необходимо произвести и реализовать 3,14 млн. компьютеров (без учета уже устаревшей, но используемой техники). Можно предположить, что программа будет рассчитана на 3–5 лет. Соответственно объем продаж компьютерных компаний должен вырасти в 1,5–2 раза. Учитывая, что на рынке Казахстана работает три десятка крупных местных компаний по сборке и производству компьютерной техники, а также представительств торговых марок, одна компания не справится с таким объемом работы.

Но здесь следует учесть, что АИС использует не совсем понятную методику подсчета уровня насыщенности рынка. Традиционно в этих целях применяется показатель «количество компьютеров на 100 домохозяйств». Принято считать, что одно среднее домохозяйство в Казахстане состоит из 3,6 человек. Соответственно, уровень оснащенности РС в Казахстане составляет 45 компьютеров на 100 семей. Однако тут следует учесть, что значительную часть рынка занимает корпоративный сегмент, не менее 45%. Это покупки компаний, госзаказы и социальные программы государства. Отнимая эту долю рынка, мы снова «уронили» наш коэффициент до уровня 39,6.  Одновременно возрастают и потребности рынка — с учетом корпоративного сегмента рынок увеличился до 4,5 млн. компьютеров в период действия программы.

Можно предположить, что не все домохозяйства, желающие приобрести компьютерную технику, станут участниками программы. Допустим, это будет 50% от потенциального рынка. Это составит 1,5 млн. новых компьютеров. При средней стоимости бюджетного работоспособного компьютера в 50 тыс. тенге ($330) объем заказа составит $500 млн. в течение 3–5 лет. При использовании механизма кредитования эта сумма может уменьшиться до $100–150  млн.

Есть ли в настоящее время у АИС доступ к такой сумме? Это вызывает сомнения. Судя по скупым строкам пресс-релиза Агентства, программа запущена, но механизмы ее реализации не отработаны. Так, например, ни представители АИС, ни представители компаний не указали, какой банк привлечен в качестве финансового оператора проекта. Также не было ни одного намека о конфигурации и стоимости «народных» компьютеров. Это, безусловно, вносит важный элемент путаницы и сомнения.

Несмотря на то, что приведенные выше расчеты основаны на официальных и открытых данных, они не могут быть признаны как официальные, так как в них использована большая доля эмпирических ощущений автора статьи. Тем не менее, сам посыл АИС очень важен, потому что он показывает направление, в котором надо двигаться и государству, и коммерческим предприятиям для повышения информационной грамотности населения и предоставления всем жителям страны равных условий для самореализации.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии