Следите за новостями

Цифра дня

17,9 млн абонентов сотовой связи имеют доступ к интернету

Правила виртуальной игры с правительством

Блоги казахстанского правительства, как часть развития программы е-правительства.

17 июня 2009 11:01, Сабина Каримова, Gazeta.kz

Сделать процесс общения граждан с государственными органами проще, а также наладить электронный документооборот — такова благая и однозначно способствующая процессу демократизации цель программы по созданию «электронного правительства».

Ее авторы исходили из общего желания казахстанцев преобразовать наше правительство в 21-м столетии так, чтобы оно стало более эффективным, прозрачным и, если угодно, более творческим.

Процесс пошел

Даже беглый просмотр блогов казахстанского правительства рождает массу вопросов. Получило ли правительство РК в виде этих блогов своеобразный пульт для управления народом? Понимает ли сам народ, что получил способ управлять страной? Ведь написав в блог и получив ответ, а, значит, результат или схему дальнейшего пути к результату, люди и создают прецеденты «управления снизу». Полученная схема может использоваться не только другими «простыми гражданами», но и другими членами кабинета.

Есть ли на блогах мысли, помогающие «рулить» государством? Вот сейчас, во время мирового финансового кризиса, нужны свежие идеи по уменьшению его последствий. Самые интересные идеи, о том, как экономить деньги и делать дело лучше, часто поступают от рабочих. Многие предприниматели инновационно используют технологии, чтобы экономить деньги. У многих экспертов есть новые задумки, чтобы сделать работу правительства более эффективной. Правительство может и должно учиться у них. Обмен идет?

Сам факт переписки, которую ведут наши граждане в рамках блогов, означает, что люди поверили в желание правительства их услышать. Часть правительства ответила взаимностью. В некоторых ведомствах очень хорошие сайты, ими удобно пользоваться, там есть полезная информация. Например, наше министерство финансов. А на некоторых блогах невозможно ничего понять, а тем более — дождаться ответа.

Некоторые из блогосферы

Посмотрим, за что благодарят министра финансов Б. Б. Жамишева. В обращении на сайте он пишет о том, что будет рад обсудить работу министерства и выразить свою личную позицию по вопросам финансовой политики и не ответит на вопросы, если их авторы стремились не спросить, а заявить о своей позиции. А дальше начинается главное — четкие, понятные, оперативные ответы на вопросы. Болат Бидахметович даже гасит эмоциональную составляющую многих вопросов, успокаивает, одобряет, сообщает планы министерства, если в них — будущее решение проблемы пишущего на сайт. И дает советы, рекомендует. Неудивительно, что также, как босс, работают и подчиненные. Например, — председатель налогового комитета минфина Д. Е. Ергожин, день в день отвечает на вопросы посетителей блога.

Просматривая сайт премьер-министра К. К. Масимова, видишь все сегодняшние проблемы казахстанцев. Просьбы об учете «серых зарплат» при рефинансировании кредита, безработица, предложения по снижению цен на медикаменты и продукты и сохранению алиментов для ребенка-студента, жалобы на свои компании и даже письма, написанные одними людьми от лица (фамилии, имени, должности) других.

Большая доля писем на сайтах касается рефинансирования кредитов. Было бы интересным узнать, эти письма проанализировали, разнесли по поставленным в них конкретным вопросам, банкам? Ведь по наиболее часто встречающимся случаям можно (а главное, нужно!) подготовить общие ответы.

Министр индустрии и торговли А. О. Исекешев, с надеждой «на интересное, креативное и полезное сотрудничество», обещает освещение работы в ведомственных областях и поддержку бизнес инициатив и предлагает задать вопросы, оставить пожелания. Вопросов на сайте нет.

На сайте министра экономики и бюджетного планирования Б. Т. Султанова, найдено четыре вопроса. Четыре ответа на них дает пресс-служба.

В блоге министра энергетики и минеральных ресурсов С. М. Мынбаева вопросов немного, ответы идут с 10-дневной задержкой. Бахмутова Е. Л. — председатель агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, оперативно отвечает на немногочисленные вопросы граждан. Автор блога, министр юстиции Р. Т. Тусупбеков по жалобе гражданина из Шымкента проводит служебную проверку и уличает в неподтверждении фактов волокиты и незаконности со стороны обвиняемого гражданином ЦОНа.

Гульшара Абдыкаликова, министр труда и социальной защиты населения обещает посетителям дать компетентные ответы на вопросы, изучать и учитывать идеи и предложения в своей работе. На последние вопросы ответов нет.

Режим общения

Похоже, что «электронное правительство» в нашей стране пока только приходит на рабочие места. Общение с гражданами в блогах — лишь одна из версий этого явления. Но и она, как любой процесс, требует идеологического оформления и элементарного распорядка. В известной книге Нэнси Флинн «Корпоративные блоги. Правила поведения» есть замечательное правило: «Стратегическое управление блогами начинается с составления правил и принципов (в письменной форме), регулирующих использование блогов и их содержимого». Еще одно правило из той же книги гласит, что создать и внедрить правила, принципы и процедуры для корпоративного блога должна совместными усилиями команда компании.

Видимо, пока они не для нас. Конечно, в какой-то мере, правила игры задаются уже в обращении автора блога. Но коммьюнити-менеджмента (когда управление блогом или сообществом отдается на откуп сторонней компании), на блогах правительства не чувствуется. Возможно, из соображений экономии государственных средств.

Впрочем, и сами блоги весьма специфичны. По меньшей мере, в том, что сообществом их вряд ли назовешь. Это, скорее, сессия вопросов-ответов. Те, кто написал свой вопрос, редко возвращаются. Свободное обсуждение встречается как исключение, а не как правило. К тому же, в отличие от обычного блога, члены правительства не ориентируются на то, чтобы посетителям было интересно читать то, о чем они пишут.

Динамика ответов на письма явно влияет на посетителей. Там, где нет ответов 2–3 месяца, количество вопросов в день уменьшается. Судя по всему, если диалог не поддерживается, интерес к нему теряется. А с ним и надежда быть услышанным.

Советы блогеру

Впрочем, к письмам граждан возникает не меньше вопросов. Почему, например, посетители ленятся поискать информацию по своим вопросам? Иногда на блоге вопрос по одному и тому же варианту рефинансирования, например, встречается чуть ли не на каждой странице.

Отсюда, совет первый: Полистайте блог, на который вышли. Вполне вероятно, ваш вопрос и ваш ответ там уже есть.

Совет второй: Пишите на блог того министра, в круг обязанностей которого входит ваш вопрос. Считая, что написав на блог премьер-министра, вы быстрее получите действенный ответ, вы ошибаетесь.

Совет третий: Страна должна знать своих героев. Перечислите людей, их должности и организации, к которым уже обращались и не получили ответа.

Совет последний: Имейте в виду, не только ответы чиновников, но и ваши вопросы к ним бывают сумбурными, непонятными. Свой вопрос нужно тщательно подготовить и логично изложить.

Предложения и идеи казахстанцев, которые работают на практике, должны быть поддержаны. Главная цель работы правительства — повысить благосостояние народа. А народ желает видеть свое правительство более эффективным и действенным. И хочет помочь ему в этом.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии