Интерактивные методики в изучении казахского языка

31 мая 2009 10:57, Валентина Фомичева, Digital Kazakhstan
Рубрики: Образование

Казахстан одна из немногих стран Центрально-Азиатского региона, где активно внедряются высокие технологии в различные социальные институты, в том числе и в область образования.

Сейчас уже становится весьма привычным делом использовать электронные интерактивные методы преподавания для изучения многих дисциплин, в том числе в изучении казахского языка. За подробностями мы обратились к Нургалиевой Гуль Кумашевне, доктору педагогических наук, профессору, президенту Акционерного общества «Национальный центр информатизации».

Нургалиева Гуль, президент АО

— Какие методики преподавания используются для изучения казахского языка в школах и кто является их разработчиками?

— Методика конструирования электронных образовательных ресурсов осуществляется путем интеграции информационно-коммуникационных и мультимедиа технологий, педагогической методики модульного обучения и различных методик в предметной области знаний. Такая интеграция дает новый инновационный педагогический продукт, например, электронные учебники, которые повышают интенсивность, по данным проведенных исследований, учебный процесс в 3 раза, качество успеваемости в 3 раза. Данный подход распространяется на любой предмет, в том числе и на электронное обучение казахского языка. Мы разработали электронные учебники по казахскому языку для 2–11 классов по казахстанским учебным программам. Их разработчики — не один предметник, а целый авторский коллектив из числа самых разных специалистов: педагог-технолог, ученый, методист, программист-оператор, программист-дизайнер, программист-аниматор, художник, диктор, видео-оператор под руководством менеджера. При разработке в авторский коллектив были приглашены более 10 опытных учителей-казаховедов города Алматы, которые работали вместе с известными учеными, докторами педагогических наук, профессорами Жумажановой Токен Конысбаевной и Сариевой Кульпаш Интымакбаевной.

— Сейчас среди интерактивной альтернативы процесса обучения существует несколько вариантов: электронные учебники, спутниковый канал дистанционного обучения. Как вы считаете, какой вариант можно назвать наиболее удачным для изучения казахского языка и может ли заменить электронная программа живое обучение с носителем языка (учителем)?

— Электронные учебники разработаны, как я сказала, на интеграции информационно-коммуникационных и мультимедиа технологий, педагогической методики модульного обучения и различных методик в предметной области знаний. Спутниковый канал дистанционного обучения (СКДО) доставляет цифровые образовательные ресурсы, выполненные на ТВ-технологиях. И тот, и другой вариант приемлем при изучении казахского языка. Но если нам удалось выстроить систему электронных учебников со 2 по 11 классы по 72 лексическим темам, то системы видеофильмов по изучению казахского языка еще нет. Есть отдельные видеоуроки по тем или иным темам. Поэтому я рекомендую изучать казахский язык по электронным учебникам, включающим всю необходимую лексику и грамматику, освоение которых осуществляется путем аудирования, говорения, чтения и письма, т.е.  через основные виды речевой деятельности.

Компьютерная программа, конечно, не может заменить живое обучение с носителем языка, но электронные учебники по своей сути «живые собеседники» и они подготовят вас к живому общению. Потому что вы научитесь слушать иноязычную речь, правильно произносить слова, употреблять грамматические конструкции. Готовясь к реальному общению с носителями языка, вы будете учиться в зависимости от ваших индивидуальных особенностей с учетом вашего времени. Чтобы изучить язык, вам необходимо выстроить собственный учебный план из 288 часов. За один учебник вы заплатите 1500 тенге, а за репетиторство носителя языка или специалиста высокой квалификации гораздо больше. С носителями языка надо закреплять полученные в ходе самостоятельной работы знания.

— Есть ли статистика успешного внедрения таких программ в систему образования?

— Специальный мониторинг мы не проводили, но больше половины выпускников наших экспериментальных сельских школ поступают в вузы по грантам. Сейчас идет активный закуп наших электронных учебников.

— В Казахстане уже несколько лет внедряются в процесс школьного образования электронные интерактивные методы обучения. Интересно узнать, что уже сделано?

— Действительно, в Казахстане осуществляется интенсивный процесс перевода содержания школьного образования на цифровой формат. Уже 77% содержания школьной программы обеспечены цифровыми ресурсами. Наибольшее распространение получили электронные учебники, они разработаны почти по 25 предметам с 1 по 10 классы. Электронные учебники представляют собой не отсканированный вариант традиционного бумажного учебника, а программированный процесс живого виртуального взаимодействия учителя и учащихся в предметной области знаний — от постановки учебных целей до контроля учебных достижений в виде тестирования. Отличительными их признаками являются мультимедийность, интерактивность и модульность. Электронные учебники хороши тем, что они могут использоваться как при самостоятельной работе учениками дома за персональными компьютерами, так и учителями на уроках через интерактивные доски.

Комментарии

Новости по теме

Статьи по теме

Последние фоторепортажи

  • Вокруг ЦОД. Вокруг IP

    Вокруг ЦОД. Вокруг IP

    Фоторепортаж с Гранд-форума, посвященного решениям для построения ЦОД, а также сетевым и облачным решениям.

  • 3D Print Expo в Алматы

    3D Print Expo в Алматы

    Фоторепораж с конференции по 3D-печати 3D Print Expo, прошедшей в Алматы.

  • i-MIX 2014

    i-MIX 2014

    Фоторепортаж с интернет-конференции i-MIX 2014 и стартап-конференции InvestorDay.

  • SAP Forum 2014

    SAP Forum 2014

    Фоторепортаж с прошедшего в Алматы форума SAP, посвященного новейшим решениям по управлению бизнесом.

  • Internet Avenue 2014

    Internet Avenue 2014

    Фоторепортаж с первого дня II международной выставки-конференции Internet Avenue 2014.