Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Александр Васильев: человек, заточенный под бизнес

Интервью с генеральным директором компании PROFIT Online Александром Васильевым о развитии Казнета.

1 июня 2009 09:53, LogycomJournal
Рубрики: Бизнес

— Какие перспективы у Казнета сейчас в связи с новым законопроектом о регулировании интернета?

— Если честно, то я еще не ответил для себя на вопрос, надо или не надо регулировать интернет. Ситуации могут быть совершенно разными и иногда думаешь: пусть будет хоть какая-то территория, свободная от регулирования. В то же время я считаю, что та истерия, которая развернулась вокруг этого законопроекта, несколько надумана. И если закон примут в редакции АИС, прежде всего это коснется политизированных сайтов. А мы занимаемся бизнесом и не лезем в политику. Поэтому для меня вся эта шумиха проходит фоном, стороной. Я сильно не вникал в этот законопроект, хотя, может быть, и зря. Конечно, не совсем правильно, что владельцы сайта должны нести ответственность за комментарии посетителей. Ну, позвонит кто-нибудь на радио или телепередачу и выдаст что-нибудь эдакое в эфире — что, канал закрывать из-за этого? К тому же, еще большой вопрос, кто и как будет отслеживать и регулировать ситуацию с комментариями в онлайне. А по большому счету, как бы там ни было, на развитии Казнета принятие или непринятие этого закона никак не отразится.

— А если вдруг на Profit попадет статья из другого издания, содержащая определенные высказывания «на грани»? Разве это не отразится на вашем ресурсе?

— Мы отслеживаем публикуемый контент, и если материал будет излишне резким и политизированным, то мы его не разместим.

— В ущерб интересу читательской аудитории?

— Об этом нельзя говорить однозначно, поскольку речь идет о единичных моментах. Ведь наш сайт посвящен ИТ-бизнесу. И если материал лишь отчасти затрагивает ИТ, если ИТ в нем становится инструментом политики, то это просто не наш материал.

— Чего не хватает Казнету сейчас?

— В первую очередь — аудитории. Аудитория — это посещаемость сайта, посещаемость — это интерес со стороны рекламодателей, прибыльность — это интерес инвестировать в развитие Казнета, хорошие сайты — это повышение привлекательности для посетителей. Отчасти замкнутый круг, как его разомкнуть — каждый находит ответы сам.

То, что делается АИСом в плане работы по снижению тарифов на интернет-доступ и давлению на «Казахтелеком», — это правильный путь и способствует увеличению аудитории. Она в последнее время хорошо растет, и за этот год если не удвоится, то процентов на 40–50 вырастет. Понятно, что с каждым годом темпы будут замедляться, рынок насыщается. Но мы стоим на пороге взрывного роста. И поэтому владельцы будут больше задумываться о наполнении сайта, будут вкладываться в развитие.

Распространено мнение, что сейчас 80% пользователей уходят в Рунет и вообще не пользуются Казнетом, — это неверно. Здесь следует говорить о трафике. На самом деле эти же люди заходят и на сайты Казнета. Просто в Рунете они проводят больше времени. Так как это — больший выбор ресурсов, более интересный, развитый контент. Но говорить о том, что казахстанские пользователи полностью игнорируют Казнет — нельзя. И в любом случае это повод задуматься владельцам ресурсов — как удержать пользователя.

Александр Васильев, генеральный директор Profit ONLINE

— В своих интервью вы говорили о важности привязки информации на казахстанских сайтах к казахстанским реалиям. Какие ресурсы вы можете назвать как отвечающие этому требованию?

— Это практически все новостные, справочные сайты. Сайтов довольно много, довольно много хороших идей. И новые компании все чаще обращают внимание на Казнет, запускают интересные проекты. Это связано с тем, что в интернете появляются деньги, сюда приходят рекламодатели, так как интернет-реклама отличается прозрачностью и понятностью. Клиент четко понимает за что он заплатил, а это в нынешних экономических условиях особенно актуально.

Но, к сожалению, не все хорошие идеи удачно реализованы. Те же справочные или развлекательные сайты, — да, они привязаны к казахстанским реалиям, могут иметь хороший дизайн. Когда отвлеченно сталкиваешься с сайтом, кажется: да, много информации, все замечательно. А когда ищешь что-то целенаправленно, понимаешь, что информация эта бесполезна, самого нужного нет. Не все контакты указаны, например. То же самое происходит со многими ресурсами. Наш сайт, Profit, тоже не исключение. Но мы видим его недостатки, знаем, что нужно делать, и занимаемся этими вопросами. В ближайшее время будут видны результаты.

В то же время остается очень много «белых пятен». Например, у нас нет хороших деловых новостных ресурсов. В большинстве случаев новостные сайты имеют политический окрас. Одно из наших направлений - рекламное интернет-агентство. И если, допустим, клиенту нужны деловые ресурсы, чтобы разместить там рекламу, мы в тупике, нам нечего предложить.

— Есть ли у вас самого время посещать форумы, социальные сети и прочая?

— Времени не так много, но все-таки посещаю. Например, я зарегистрировался в «Одноклассниках». Сети и форумы — это такая штука, которая затягивает: сначала ты находишь старых знакомых, друзей, потом смотришь друзей друзей, — тут я не исключение. Но со временем интерес все же пропадает. О чем можно говорить с людьми, которых ты не видел 10–15 лет? Ну, нашел бывшего одноклассника или однокурсника, посмотрел свежие фотографии, пообщался на уровне «привет, как дела, где ты, как ты». Дальше все зависит от изобретательности сайта — сможет или нет удержать. «Одноклассники» пока удерживают. Та же лента активности друзей — интересно же, кто там чего сделал, — эксплуатируется элементарное любопытство. Или поиск людей: например, хочется посмотреть, как выглядит партнер, с которым общаешься по электронке.

Что касается форумов, я тоже прекрасно отдаю себе отчет, какое это болото и насколько оно затягивает: ты написал, тебе в ответ написали, ты должен в ответ написать, тебе еще три человека ответили… Поэтому я на ЦТ, например, даже зарегистрировался под ником chitatel — писать нет времени. Как когда-то сказал Артемий Лебедев, форумы и блоги — это для бездельников и эксгибиционистов :) Хотя на самом деле ЦТ — это такой центральный информаторий, где можно найти практически любую нужную информацию и, конечно, нужно поблагодарить тех, кто ею делится. С другой стороны вся эта информация настолько разрознена, что даже на чтение уходит масса времени.

— Если бы не интернет — что могло бы завладеть вашим сердцем? :-)

— Ну, во-первых, я бы не сказал, что интернет владеет моим сердцем. Сложно ответить на этот вопрос, потому что мне интересно очень многое: рекламные вещи, дизайн, маркетинг, паранормальные штуки, психология. Область интересов довольно большая.

— Можете назвать минимальную сумму финансовых вливаний, которая необходима, чтобы сейчас создать, поднять и раскрутить казахстанский ресурс? Можно ли обойтись совсем без денег?

— Все зависит от направленности сайта и от задач, которые мы ставим перед запуском. Если это хобби-сайт, например, понятно, что здесь вложения минимальны. Если говорить о коммерчески успешном проекте, все очень сильно зависит от тебя как от генератора идей, от твоих навыков и способностей. Например, если ты сам можешь разработать сайт, то ты экономишь на дизайне и программировании, а все затраты сводятся к покупке доменного имени и хостинга. Но основная статья расходов — это создание контента. Тут под расходами я имею в виду не обязательно деньги, это и определенные усилия, и время. Ведь контент, опять же, можно создавать самому, а можно покупать (а может, это будет что-то уникальное, что сможешь создать только ты — все зависит от специфики сайта, идеи). Поэтому сумма может варьироваться от нуля до бесконечности. Другой момент — какой период окупаемости мы планируем. Если хотим, чтобы через неделю после запуска сайт начал приносить деньги, то и в раскрутку надо будет вложить очень много. Нельзя забывать и про юридические вопросы, это тоже определенные расходы: регистрация юрлица, аренда офиса, бухгалтерское обслуживание и прочее.

— А Profit сколько потребовал?

— Мы сразу открыли ТОО, в самом начале была команда из двоих человек: я и мой партнер. Я занимался контентом и продвижением, мой партнер — всеми техническими и юридическими вопросами. По сути — все делали сами, поэтому уложились примерно в тысячу долларов, это были расходы на открытие компании.

— Каковы ваши увлечения — спорт, творчество?

— Этот вопрос меня всегда ставит в тупик, и я начинаю думать: неужели у меня нет никаких увлечений? Все дело в том, что то, что я делаю на работе, мне реально интересно. У меня идеальный случай.

Насчет творчества — я писал стихи. В основном это была любовная лирика. Даже издавал небольшой сборник. Но в какой-то момент я понял, что ничего нового не придумывается. Несмотря на то, что персонажи новые — чувства одни и те же. Просто разными словами говорю об одном и том же. И интерес пропал. Решил: что мог об этом сказать, сказал. Мне нравится высказывание Константина Никольского в ответ на упреки в отсутствии новых песен, что, мол, новые песни пишет тот, у которого старые плохие :)

— На Стихи.Ру есть страничка?

— На Стихах.Ру — нет, но была мысль создать персональный сайт. Но все опять же упирается в организацию, время. И потом задумываешься, надо ли тебе это, стоит ли выкладывать душу на всеобщее обозрение.

Относительно спорта — периодически возвращаюсь к нему, но потом опять забрасываю.

На самом деле нехватка времени на что-то для души очень угнетает. А когда работаешь на несколько компаний сразу, времени не хватает катастрофически и однажды это доходит до крайней точки. Именно поэтому я решил сейчас сосредоточиться на PROFIT Online и покинуть компанию Inbisys.

Что еще из увлечений? Люблю поработать по саду, кусты поподрезать: птички поют, никто не дергает. Люблю почитать, но опять-таки читаю не художественную, а профессиональную литературу, интересно узнавать что-то новое в профессиональной области.

— Получается, вы человек, заточенный под бизнес?

— Да, получается, какая-то бизнес-машина :)

— Как к этому относится ваша семья?

— Я не женат, поэтому сильно никто не «пилит». А что касается родителей, понятное дело, что им всегда кажется, что их дети перерабатывают, не отдыхают. Но я стараюсь соблюдать паритет. Раньше я работал по 16–18 часов в сутки. Сейчас уже и здоровье не то, и я понимаю, что это неэффективно, ты просто намного менее продуктивен, когда перерабатываешь.

— Что стоит на вашем рабочем столе?

— Обычный рабочий стол: документы, визитницы, канцелярские принадлежности, телефон, компьютер. Одно время у меня на столе постоянно был полный бардак и все ужасались. А я всегда отшучивался, что это творческий хаос. Сейчас я стараюсь, чтобы все было более упорядоченно.

— Вы один из немногих, кто работает в интернете, но готов на личную встречу. Вам все еще важен момент личного, а не виртуального общения?:-)

— Этому удивляются многие друзья и знакомые, партнеры по бизнесу. Для них общаться по мэйлу и телефону уже неудобно: по аське или скайпу получается гораздо быстрее. Но я считаю, что аська отвлекает и не пользуюсь ей. И многие удивляются и упрекают: как так, ты же редактор айтишных изданий. Но я спокойно, без фанатизма отношусь к новым технологиям.

Недавно у нас был такой разговор со знакомым. Он меня агитировал пользоваться аськой: ну вот представь, говорит, ты ведешь оперативную переписку по электронной почте, и тут письмо, которое тебе отправили, зависает где-нибудь на сервере и приходит только через несколько часов. На что я отвечаю, что раз все так срочно и серьезно, можно и позвонить, телефон же еще никто не отменял. У человека был легкий ступор: он просто забыл, что существует еще и телефон.

— Какую страну вы еще не посетили, но мечтаете посетить? Мне, например, кажется, что вы мечтаете о Тибете?

— На самом деле я много где не был. Тибет — да, тоже привлекает.

— Как вы думаете, чего не хватает современному «интернетизированному» обществу? Что-то ведь изменилось со столь быстрым внедрением множества новых технологий?

— Становится все меньше личного общения, его и не хватает. Мы медленно, но верно обезличиваемся. Вы знаете, я по долгу службы часто посещаю конференции, и в последнее время все чаще задаю вопрос представителям крупных компаний, которые собственно и делают прогресс, создают новые технологии: а не думаете ли вы, что стоит немного притормозить прогресс, что мы стремительно попадаем во все большую зависимость от виртуальности. Так вот меня всегда удивляют их ответы: они всерьез считают, что работают во благо человечества и нам это ничем не грозит.

— Но вы ведь тоже совершенствуетесь постоянно, а значит привносите что-то новое.

— Новое новому тоже рознь. Мы же не изобретаем ничего нового в области высоких технологий, не ставим в глобальную зависимость миллионы людей.

— Как вы думаете, что будет более эффективным — специализированные форумы и соцсети или общего плана подобно ЦТ?

— Ресурсы общего плана, конечно, всегда будут востребованы, но все-таки будущее за узконаправленными тематическими сайтами, форумами. У меня тоже есть много идей, и хотелось бы их реализовать. Туда входит и усовершенствование сайта Profit, и создание новых ресурсов. Так что сделать предстоит многое!

Комментарии