Следите за новостями

Оптимизм должен присутствовать всегда!

Интервью с генеральным директором ТОО «Кар-Тел» Дмитрием Кромским о развитии сотовой связи в Казахстане.

25 мая 2009 11:18, Марина Шиповалова, «Мир финансов. Капитал, Инвестиции, Технологии
Рубрики: Бизнес, Связь

«У природы нет плохой погоды, каждая погода — благодать» — поется в известной песне. Так же и в бизнесе, времена бывают разные, но как бы не складывались обстоятельства, плохо или хорошо, всегда стоит помнить, что «Так будет не всегда», считает генеральный директор ТОО «Кар-Тел» Дмитрий Кромский

— Дмитрий Геннадьевич, как вы можете охарактеризовать состояние мобильных коммуникаций в настоящее время и, каковы ваши ощущения как менеджера?

— Телефон, ключи и кошелек — это вещи первой необходимости, которые в наше время всегда нужно иметь при себе, когда выходишь из дома. Все остальное можно забыть, но при этом прожить день вполне нормально. Для многих сотовая связь является услугой «первой необходимости», но даже учитывая такой приоритет расходы на сотовую связь подвергаются значительной оптимизации.

Сейчас влияние кризиса в виде замедления роста бизнеса, и это влияние сказывается практически во всех отраслях. Учитывая эти процессы, мы должны сохранять эффективность наших операций, оптимизируя издержки, которые напрямую не влияют на выручку.

Но с точки зрения управления бизнесом — это очень интересный период, когда менеджмент может проявить себя в изменившихся условиях. Это период, когда менеджмент может проверить себя насколько он эффективен, и способен приспосабливаться к изменившимся условиям. Задача состоит в том, как пережить кризис и при этом сохранить высокую эффективность операций и выйти из кризиса в хорошей форме.

Есть хорошая фраза Михаэля Шумахера: «Я стал великим гонщиком, когда понял, что есть быстрый поворот и есть медленный». Мы уже были и на быстром повороте, и на быстрой прямой, когда в середине 2000-х годов рынок мобильной связи рос практически сам по себе. Это был очень динамичный и интересный период, когда мы увеличивали свои доходы и абонентскую базу очень быстро. Так вот сейчас мы находимся на медленном повороте, на котором нужно немного притормозить. Кризис для нас — это время переосмысления и подготовки к быстрому движению вперед, когда рыночная ситуация будет этому благоприятствовать.

— Как вы считаете, что безболезненно: когда кризис случается на подъеме или когда он настигает в период объективного замедления бизнеса?

— В моей менеджерской практике кризис никогда не наступал в период роста. Кризис 1998 года в России не оказал какого-либо серьезного влияния на рынок мобильной связи, поскольку он находился в зачаточном состоянии. А сейчас начало кризиса совпало с объективным насыщением рынка и замедление роста, связанное с кризисом, пришлось именно на тот период, когда оно должно было произойти по вполне объективным причинам. Поэтому мне, опираясь на собственный опыт трудно ответить на этот вопрос однозначно. Но мне все-таки кажется, что компании легче перестроиться, когда происходит замедление роста. Сейчас замедление усиливается кризисом, но даже и такие условия благоприятны.

— Ваша компания является дочерней крупнейшему российскому оператору мобильной связи. Присутствие «большой мамы» дает вам какие-либо преимущества?

— Однозначно преимущества есть. В России рынок мобильной связи в сравнении с Казахстаном развивается с некоторым опережением и опыт, который имеет «Вымпелком» в России и странах СНГ, мы адаптируем для работы здесь. Но сегодня нам приходится быть более осторожными, т.к.  в кризисный период цена любой ошибки возрастает, и промах может серьезно отразиться в том числе и на головной компании. Не хочу сказать, что мы стали менее самостоятельными, но мы стали «плотнее» обсуждать ключевые вопросы бизнеса с материнской компанией. С другой стороны, мы стали гибче, так как многие вопросы, ранее решавшиеся централизованно по всей группе компаний, стало возможно решать на местном уровне, если это более экономически целесообразно. В частности, это касается закупок.

— Рынок мобильной связи в Казахстане представлен тремя крупными операторами, а охват составляет 98%. Как по вашему мнению будет развиваться ситуация с распределением долей и как будет разворачиваться «борьба за клиента»?

— В Казахстане исторически присутствуют два крупных оператора, и я думаю, что 85–90% рынка в ближайшее время сохранится за ними примерно в равных долях. Опыт многих стран показывает, что 10–15%  это максимальный объем, который может быть получен третьим игроком при входе на рынок, близкий к насыщению.

Основная борьба за клиента будет разворачиваться в части сервиса и дополнительных услуг, так как набор основных востребованных услуг присутствует у всех операторов.

— Beeline заявил о широкомасштабном выходе на корпоративный сегмент. С чем связана такая переориентация?

— Так как мы добились серьезных успехов на массовом рынке, то сейчас мы хотим сконцентрироваться на том сегменте, где наши позиции были не так сильны. Для этого мы выделили новое направление Beeline Business, предназначено для работы с корпоративными клиентами.

На сегодняшний день Beeline покрывает все трассы республиканского значения, обеспечивает связь в более чем 2500 населенных пунктах, сервисное обслуживание клиентов ведется по принципу 24/7,  то есть круглосуточно 7 дней в неделю. Также нами внедрена новая услуга — тестовые SIM-карты, которые бесплатно предоставляются клиенту для оценки качества нашей мобильной связи.

Для корпоративных клиентов любого уровня, мы предлагаем индивидуальный пакет обслуживания: персональный менеджер, гибкая тарифная политика, экспертная поддержка в части оптимального использования услуг мобильной связи для успешного решения бизнес-задач нашего клиента. Beeline Business предлагает рынку не просто стандартные корпоративные тарифные планы, а позволяет найти действенные инструменты для решения стоящих перед бизнесом задач, таких как повышение продаж, управление персоналом, оптимизация расходов.

В 2008 году мы начали интеграцию с компанией «СА-Телком», работающей в Казахстане под брэндом Golden Telecom, и уже сейчас для отдельных клиентов совместно реализуем эксклюзивные интегрированные решения, включающие услуги фиксированной и мобильной связи, доступа в интернет.

После завершения процесса интеграции все услуги для корпоративного сектора, как мобильные, так и фиксированные, перейдут под единый брэнд Beeline Business.

— Мобильная связь и телекоммуникации всегда являлись бизнесом с большой добавленной стоимостью. Изменилась ли ситуация на сегодняшний день?

— Телеком, а тем более мобильная связь всегда была, и скорее всего останется бизнесом высоко маржинальным. Но при этом компании необходимо четко нацеливаться на удержание высокой эффективности бизнеса. Но цель не должна достигаться любыми средствами. Прежде всего, должны соблюдаться стандарты предоставления услуг, корпоративные принципы, заложенные в основу функционирования бизнеса.

На фоне прекращения роста доходов возникает необходимость оптимизировать издержки. Мы провели мягкую оптимизацию персонала в связи с реструктуризацией некоторых направлений. Это привело к сокращению затрат, частичному перераспределению обязанностей и при этом производительность наших сотрудников выросла, поскольку делегирование дополнительных полномочий явилось хорошим мотивационным стимулом. Но все это стало возможным, поскольку в докризисное время мы значительные средства вкладывали в «человеческий капитал». У нас функционирует корпоративный университет, собственные корпоративные тренера. Для нашей компании кодекс деловой этики — это не просто декларация. Это конкретный план действий, по которому компания реально живет и сотрудниками он принимается осознанно.

— Каких сегментов вашего бизнеса коснулась оптимизация расходов?

— Мы не прекратили инвестиции в развитие бизнеса. У нас есть на эти цели бюджет, но он не такой большой как это было в предыдущие годы. Собственно говоря, те капиталовложения, которые мы делали для развития сети в предыдущие годы, позволили нам развить сеть настолько, что на сегодняшний день каких-либо масштабных вливаний не требуется.

«Вымпелком» присутствует на рынке Казахстана уже более 4 лет и суммарные инвестиции составили около 1 млрд. долларов США, что позволило обеспечить зону покрытия более чем для 80% населения страны. На конец 2008 года наша абонентская база составляла 6270 тыс. активных абонентов.

Мы наработали определенный ресурс, который позволит нам в течение ближайших одного-двух лет даже при значительном увеличении трафика предоставлять услуги высокого качества.

Основные приоритеты наших инвестиций — краткосрочные проекты, которые дают максимальный результат. Например, строительство базовой станции где-нибудь вдоль дороги в степи, где в час проезжает одна машина и может быть водитель подключит телефон — однозначно не тот проект, который нам интересен.

Учитывая насыщение рынка и кризис, мы за счет имеющихся ресурсов реально можем покрыть возможный рост трафика и абонентской базы на 2009 год.

— По мнению специалистов, на сегодняшний день рост объемов продаж услуг мобильных операторов связан в большей степени именно с увеличением продаж по услуге мобильный интернет. Как Beeline планирует развивать это направление?

— Действительно, мобильный интернет становится все более востребованным и часть наших инвестиций идет именно на модернизацию оборудования, которое дает нам возможность увеличить пропускную способность и качество каналов GPRS/EDGE. Сложность состоит в том, что возможности, которые предоставляет формат 2,5G и те частотные диапазоны которые имеются в нашем распоряжении практически исчерпаны. Поэтому мы сейчас высвобождаем от голосовой связи отдельные каналы, которые нам позволят обеспечивать быстрый и беспрерывный доступ нашим пользователям в интернет. Если говорить о больших скоростях, то это скорее всего уже формат следующего поколения 3G.

— Каковы ваши оценки перспектив запуска технологий 3G в Казахстане?

— Для запуска 3G необходимы серьезные капиталовложения и размер их будет зависеть не только от стоимости оборудования, но и от стоимости лицензии и условий ее предоставления. Маловероятно, что какой-либо из операторов будет строить сеть 3G, равную по охвату к действующей GSM сети. Востребованность этого сервиса еще слабо исследована и стоимость развертывания слишком велика, чтобы кто-либо из действующих операторов решился на такие капиталовложения. Скорее всего, 3G сети будут развиваться фрагментарно, исходя из реальной потребности отдельных групп пользователей, которые сконцентрированы в отдельных регионах.

— Для менеджмента компании кризис — это испытание на смелость в части принятия решений. Готовы ли вы в нынешних условиях рисковать и чем?

— Определенная доля риска всегда должна быть, особенно в динамично развивающейся отрасли. Не скажу, что я очень люблю рисковать. Стараюсь принимать решения только с определенной долей риска, никогда не рискую всем и всегда учусь на своих ошибках. Не могу сказать, что никогда не ошибался. Но в том и есть искусство менеджера, чтобы, когда ты совершил ошибку, оперативно и правильно выйти из ситуации и с наименьшими потерями для компании и клиента. В общем, мы рискуем и «пьем шампанское», но в умеренных количествах.

Комментарии