Следите за новостями

Умные решения

Кризис — это остановка, во время которой IT-система организации должна стать более интеллектуальной, — сегодня так считают многие компании, оптимизирующие свои расходы с помощью IT-решений.

22 мая 2009 10:33, Сауле Ынтыкбаева, Бизнес & Власть
Рубрики: Бизнес

Кризис — это остановка, во время которой IT-система организации должна стать более интеллектуальной. Сегодня так считают многие компании, оптимизирующие свои расходы с помощью IT-решений.

Директор компании Orient Telecom Леонид Буткеев считает, что казахстанский бизнес быстро встал на путь минимизации расходов, в том числе и на информатизацию и телекоммуникации. На его взгляд, стереотип, что на IT приходится большая часть затрат, которые подлежат немедленному сокращению, нужно ломать. «В современном мире и бизнесе мы настолько зависим от информационных технологий, что сокращение расходов либо полное прекращение финансирования IT для некоторых компаний может означать спад, вплоть до прекращения их деятельности», — объясняет г-н Буткеев.

Считаем деньги

Главный специалист PR-отдела компании «Логиком» Андрей Нижников, прежде чем приступить к оптимизации расходов, советует вначале оценить масштаб предстоящей работы и детально продумать концепцию. «Необходимо уделить внимание целому ряду факторов, среди которых виртуализация офиса как средства консолидации серверного оборудования, учет замедления роста персонала, введение более жесткой политики по использованию IT-ресурсов компании, — высказывает он свое мнение. — Грамотно выстроенная инфраструктура поможет сэкономить время, что, несомненно, скажется на результатах выполнения поставленных задач». По словам г-на Нижникова, одним из эффективных шагов по снижению затрат стало внедрение в компании одной из информационно-учетных систем. Это позволило сократить затраты не менее чем на 30%.

Руководитель направления информационных технологий АО «Темирбанк» Евгений Загний предлагает следующий анализ возможных путей снижения затрат. Это анализ существующих решений и платформ по уровню Business Critical Level, возможные пути вывода части инфраструктуры на внешний аутсорсинг, анализ существующего проприетарного (частного) программного обеспечения с целью повышения эффективности и непрерывности технологического развития.

VoIP и технологии корпоративной телефонии, интегрированные в системы физической и информационной безопасности, решения по оптимизации обработки, хранения и передачи информации, использование видеоконференц-связи — эти и другие решения в области информационных технологий будут наиболее востребованными в ближайшем будущем. Так считает г-н Буткеев, опираясь на анализ, сделанный специалистами Orient Telecom. Такие решения помогают сэкономить на IT 25–60%.

Руководитель агентства CNews Analytics Максим Казак также считает, что увеличение вклада IT-специалистов в бизнес-оптимизацию — наиболее верный путь к сохранению своего статуса в организации в условиях кризиса. Одна из возможных мер, на его взгляд, — виртуальный офис, позволяющий сократить платежи за аренду. Для обеспечения виртуальной организации необходимы всего-навсего наличие ноутбука, коммуникатора, VoIP, оплаченного интернета, защищенного удаленного доступа к приложениям и налаженная система отчетности.

Г-н Казак в качестве примера привел компанию «Майкрософт Рус», доля мобильных сотрудников которой, не имеющих собственного рабочего места в офисе компании, составляет более 50%. Компания Cisco также является мировым лидером по числу удаленных служащих (12 тыс. чел.). 24% всей работы сотрудники делают только дома, 85% из них работают дома хотя бы раз в неделю. «При этом в среднем в день благодаря удаленной работе каждый сотрудник экономит 2,75 часа рабочего времени, которое обычно тратится на дорогу», — говорит г-н Казак.

Взгляд со стороны

Сокращение зарплат и увольнение сотрудников сферы IT во всех компаниях — это реалии сегодняшнего дня, отмечает г-н Буткеев. По его словам, компании стараются избавиться от сотрудников, которые имеют зарплату, не адекватную их возможностям, либо являются узкоспециализированными инженерами. Аутсайдеры пытаются предлагать свои услуги на рынке в качестве фрилансеров, естественно, по демпинговым ценам, но и с достаточно низким качеством, поскольку в первую очередь сокращались наименее квалифицированные сотрудники.

«Сейчас спросом пользуются люди, умеющие и готовые совмещать несколько должностей, являющиеся специалистами широкого профиля», — рассказывает о трендах IT-отрасли г-н Буткеев. Эксперт также предполагает, что в скором времени лопнут «мыльные пузыри», имеющиеся на IT-рынке. «Например, ситуация с тендерами станет менее коррумпированной, — считает он. — Люди будут более серьезно относиться к тому, как тратить свои деньги, поэтому тендеры будут проводиться более честно». По его мнению, изменится ситуация, при которой стоимость рабочей силы на IT-рынке вознеслась на невиданные высоты. «В настоящее время люди, мигрируя из компании в компанию, пытаются продавать себя настолько дорого, насколько возможно, что часто не соответствует их навыкам и квалификации, а главное — отдаче на рабочем месте. Кризис в итоге приведет данную ситуацию в нормальное состояние», — резюмирует он.

Начальник службы информационных технологий компании «АлматыЭнергоСбыт» Дмитрий Скибин считает, что ситуация на рынке труда способствует приходу в IT высококвалифицированных кадров. Кстати, по его словам, в организации хоть и был сокращен IT-бюджет, но сокращения штата в департаменте информационных технологий не произошло. И планы по обучению сотрудников IT также остались на прежнем уровне, сказал г-н Скибин.

В компании Air Astana IT-бюджет вообще не был сокращен. Но, по словам менеджера по электронной коммерции авиакомпании Рустема Карымова, произошло сокращение капитальных и текущих расходов, в результате чего перспективные и приоритетные проекты отбираются очень внимательно, а крупный проект по внедрению ERP-решения перенесен по срокам. Как отметил г-н Карымов, с помощью IT-решений можно не только экономить, но и извлекать дополнительную прибыль. «Это происходит с помощью развития электронных продаж билетов, открытия собственного контакт-центра и собственных офисов по продаже билетов, — рассказывает он. — Генерирование дополнительного дохода происходит путем продажи страховок, предоставления возможности бронирования отелей и машин в режиме онлайн, динамической конвертации валют и альтернативных методов оплаты».

От грамотно выстроенной IT-инфраструктуры во многом зависит дальнейшее выживание предприятия. Как прогнозирует г-н Буткеев, после кризиса останутся только сильнейшие IT-компании, сумевшие оптимизировать свои затраты, имеющие лучшие технологии продвижения и продаж своих услуг, организации и осуществления работ. А IT-услуги станут более доступны широкому кругу потребителей и станут его неотъемлемой частью.

Комментарии