Следите за новостями

Цифра дня

17,8% казахстанцев совершали покупки в интернете

Контуры технологического развития

Интервью с президентом АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» Азатом Бетекбаевым о развитии инновационной деятельности в Казахстане.

10 апреля 2009 10:36, Деловая неделя

Недавно президент Н. А. Назарбаев вновь дал поручение правительству и Министерству индустрии и торговли сделать упор на диверсификацию экономики, для чего в ближайшее время в системе индустриально-инновационных проектов и ведомств ожидается новая реформа. Ее цель — через науку и передовые технологии придать промышленному развитию и реальному сектору экономики мощный импульс к развитию. Процесс уже пошел — на прошлой неделе были обнародованы изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности». О том, что предстоит сделать и, что ранее не было сделано, с «ДН» согласился поговорить президент АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» Азат Бетекбаев, которому предстоит быть на острие новой волны диверсификации.

— Азат Амргумарович! Расскажите о новой модели развития региональных технопарков. Почему неэффективной оказалась старая модель? Способно ли государство в их лице работать так же эффективно, как это делают ТНК на международном уровне?

— В рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003–2015 годы в августе 2003 года правительством был создан «Центр инжиниринга и трансферта технологий» (далее — АО «ЦИТТ») в форме акционерного общества со 100-процентным участием государства, как один из центральных сервисных институтов развития, ответственный за развитие инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры (технопарки) в республике, которые в свою очередь должны были стать одним из основных элементов национальной инновационной системы, обеспечивающих слияние технологических разработок с реальным сектором.

На начальном этапе в 2004 году АО «ЦИТТ» создало технопарки в Алматы, Караганды и Уральске, а в феврале 2008 года решением АО «НИФ» в АО «ЦИТТ» переданы активы СЭЗ «Парк информационных технологий» и Технопарк КазНТУ. Сегодня определены приоритетные направления деятельности технопарков, проведены мероприятия по позиционированию технопарков в регионах, в основном сформирована физическая инфраструктура технопарков с оснащением современными офисными и лабораторными помещениями.

В соответствии с госпрограммой в инновационной сфере планируется расширение сети технопарков. В этих целях АО «ЦИТТ» разработаны и утверждены госэкспертизой технико-экономические обоснования (ТЭО) создания технопарков в Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской областях и Астане, ведется работа по созданию их физической инфраструктуры.

В то же время сегодня технопарки являются самостоятельными и суверенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою производственную деятельность на основе рыночных отношений в соответствии с действующим гражданским законодательством. Данная практика позволяет им, как юридическим лицам, самостоятельно планировать свою финансовую и хозяйственную деятельность с учетом безубыточности и привлекательности для возможных инвесторов и партнеров. Поскольку первоначальный уставной капитал вышеуказанных технопарков был сформирован из госбюджета, АО «ЦИТТ», как оператор данных денежных средств, осуществлял политику контроля целевого их использования. В настоящее время АО «ЦИТТ», являясь в большинстве технопарков мажоритарным участником и акционером, в соответствии с МСФО консолидирует отчетность этих технопарков, что ложится тяжелым бременем убыточности на наши финансово-экономические показатели. При этом все созданные технопарки являются по статусу региональными, обеспечивающие содействие инновационному развитию конкретного региона. Вместе с тем созданная сеть технопарков не стала на сегодня тем эффективно развивающимся звеном в инновационной цепочке экономики регионов и не выполнила возложенные на нее задачи. Функционал технопарков сегодня сужен до функций технологических бизнес-инкубаторов и бизнес-центров ввиду отсутствия у технопарков финансовой обеспеченности процессов коммерциализации технологий и опытно-промышленной базы, вследствие чего процент реализации инновационных проектов практически равен нулю. От качества функционирования технопарков зависит не только скорость осуществления инновационных преобразований в экономике, их стоимость и результативность, но и возможность реализации любого инновационного проекта. В итоге, несмотря на положительный опыт целого ряда инициатив, прорыва в области инновационного развития экономики не произошло.

Когда в 2004 году приказом министра индустрии и торговли была утверждена Концепция развития сети технопарков в Казахстане, в ней, по мнению специалистов, занимающихся вопросами формирования инновационной инфраструктуры, были достаточно четко прописаны пошаговые действия по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003–2015 годы. Однако в 2005 году была также утверждена Модель развития региональных технопарков, которая была принята без учета в полной мере основных положений утвержденной Концепции. В результате она не стала ориентиром для региональных технопарков по выполнению основного своего предназначения — решения проблем социально-экономического и технологического развития региона на основе обеспечения тесного сотрудничества между наукой, промышленностью, предпринимательством и региональными властями. Как показывает мировая практика, успешное внедрение инновационных предложений, новых идей в производство и сбыт их на рынке требуют, по крайней мере, вмешательства таких элементов, как научное руководство, технологический менеджмент и маркетинг. Технопарки должны выполнять функции структуры, соединяющей научные исследования, инновационную деятельность и рынок нововведений в научно-технической сфере. Они должны способствовать интеграции образования, науки, производства, власти и потребителей, коммерциализации результатов научных исследований, изобретений и открытий ученых и специалистов, которые решили заняться малым предпринимательством в научно-технической сфере, но не могут это сделать без соответствующей поддержки.

Технопарки, в отличие от большей части организаций инновационной инфраструктуры, как правило, являются универсальной структурой поддержки наукоемкого предпринимательства в том смысле, что они должны оказывать услуги на протяжении всего инновационного цикла. Поэтому они должны включать в себя бизнес-инкубатор, оказывать инжиниринговые услуги, осуществлять трансферт технологий, экспертизу, консультационную и информационную поддержку, поиск инвестиций, обучать сотрудников предприятий-клиентов, помогать в сбыте продукции, не говоря уже о предоставлении высокотехнологичного оборудования.

К сожалению, утвержденная модель не ориентировала региональные технопарки на представление полного комплекса указанных услуг. В итоге, участники индустриально — инновационного процесса, как внутри республики, так и за рубежом, не проявили должного интереса к нашим региональным технопаркам, из-за чего с 2004 по 2007 годы их деятельность приносила только огромные убытки. Перелома в деятельности технопарков удалось достичь только во второй половине 2007 года, и в первую очередь, за счет разработки четкой стратегии деятельности в национальной инновационной системе, поиска инновационных проектов, создания малых инновационных компаний, укрепления инжиниринговой базы и трансферта технологий, жесткого контроля за расходованием ими финансовых средств. Эти вопросы, а также ранее имевшие место недостатки нашли отражение в новой Модели развития региональных технопарков, которая принимается на вооружение в текущем году.

Проект новой Модели учитывает более широкие возможности технопарков, отражающие реалии сегодняшнего дня. В разработанной Модели широко представлены основные понятия и определения, характеристики технопарка, этапы инновационного процесса, введены показатели измерения эффективности технопарка. За основу концепции также приняты три составляющих направления деятельности технопарка: технологическое бизнес — инкубирование; развитие инновационного потенциала вузов; коммерциализация проектов.

Учитывая, что коммерциализация проектов является одним из основных показателей эффективности деятельности действующих и создаваемых технопарков, проектом новой Модели предусмотрено инвестирование технопарком уставных капиталов инновационных компаний, создание малых инновационных компаний при технопарке. Наличие разработанной и успешно функционирующей схемы всестороннего сопровождения инновационных проектов, а также долевое участие технопарка в инновационных проектах путем вхождения в уставной капитал, по нашему мнению, позволит существенно повысить эффективность деятельности плюс даст реально реализуемые инновационные проекты.

Кроме этого, 2 апреля были введены в действие изменения и дополнения в Закон РК «О государственной поддержке инновационной деятельности» в части грантового финансирования, что позволит технопаркам осуществлять выделение безвозмездных средств на приобретение технологий, патентование разработок, финансирование НИОКР и подготовку ТЭО.

Одним из значительных недостатков существующей материально-технической базы технопарков является отсутствие площадей производственного назначения, что приводит к тому, что в настоящее время нет возможности для создания экспериментальных образцов и выпуска опытных партий инновационной продукции. Инновационные идеи без опытных образцов, с апробацией качества изделий, остаются только проектами без возможности запуска в серийное производство. Проект создания и развития технопарка — это прежде всего социально значимый проект для региона, обеспечивающий создание дополнительных рабочих мест и малых инновационных компаний, увеличивающих налогооблагаемую базу бюджета области. Региональные технопарки — это ядро, вокруг которого должны формироваться индустриально-инновационные структуры — малые инновационные компании, предоставляющие полный комплекс инжиниринговых услуг, услуг трансферта технологий и реальной внедренческой производственной базы, конструкторских бюро. Стабильная местная поддержка является основным условием успеха технопарков, так как им для достижений своих целей по внедрению новых технологий в казахстанский бизнес необходимо тесно работать с другими организациями в регионе.

Для превращения технопарка в самостоятельную площадку, на которой успешно коммерциализируются инновационные научно-технические идеи, необходимо реализовать следующие мероприятия:
1. Сформировать полный материально-технический комплекс, включая услуги опытно-производственного центра.
2. Создать возможность свободного доступа инновационных малых компаний к комплексному финансированию инновационных проектов (гранты на стадии НИОКР, гарантированное обеспечение создания опытно-экспериментального образца и масштабного производства).
3. Обеспечить высокий инновационный уровень менеджмента (как топ-менеджмента, так и специалистов по различным аспектам работы над проектами).

В настоящее время в управлении действующими технопарками участвуют в основном только государственные центральные уполномоченные и местные органы. СПК «Сары-Арка» и СПК «Батыс» в деятельности технопарков заняли позицию стороннего наблюдателя, не принимая должного участия на стадии развития. При этом сам технопарк как проект их не привлекает, так как основной принцип их деятельности — быстрая окупаемость (2–5 лет). Взаимодействие с финансовыми институтами (АО «НИФ», АО «Фонд науки», АО ФРМП «Даму») является односторонним: технопарками в названные организации направляются инновационные проекты для финансирования, которые рассматриваются в большинстве случаев отрицательно. При этом прямое участие АО «НИФ» в уставном капитале технопарка никак не влияет на рассмотрение проектов, направленных на финансирование.

Частный бизнес и инвесторы не верят в перспективы технопарка и поэтому не спешат принять участие в управлении им, а ведь лучшие перспективы имеют именно структуры, финансируемые государством и бизнесом на паритетной основе, Необходимо всем участникам данного процесса — вузам, СПК, АО ФРМП «Даму», банкам второго уровня, АО «Фонд науки», промышленным предприятиям региона и другим тесно взаимодействовать с технопарками, не быть сторонним наблюдателем, т.к.  они станут площадкой, на которой будут реализовываться интересы всех участников инновационного процесса.

АО «ЦИТТ», как участник технопарка, сосредоточит свои усилия прежде всего на оказание сервисной поддержки технологическому развитию республики посредством реализации инжиниринга, трансферта технологий, комплексной методологии по развитию инновационной инфраструктуры.

В качестве приоритетных задач по формированию и развитию инновационной инфраструктуры на 2009 год мы планируем перевести деятельность действующих технопарков на самоокупаемость, активизировать технологическое наполнение действующих и создаваемых технопарков; разработать и внедрить методологии оказания инжиниринговых услуг в дочерних компаниях АО «ЦИТТ»; утвердить нормативным правовым актом проект Модели развития региональных технопарков, предусматривающий более широкие возможности для технопарков, в части, касающейся обеспечения эффективной деятельности за счет функционирующей схемы всестороннего сопровождения инновационных проектов и долевого участия технопарка в инновационных проектах путем вхождения в уставной капитал; привлечь технопарки к реализации инновационных программ и новых производственных технологий в рамках Седьмой рамочной Программы Европейского Союза по научно-техническому развитию; активизировать деятельность образовательных центров при технопарках; провести ряд учебных мероприятий по подготовке специалистов в области инновационного менеджмента и переподготовке инженерных кадров на территории технопарков с приглашением специалистов европейских стран. Как показывает мировой опыт формирования и развития объектов инновационной инфраструктуры, в США наблюдается практика взаимодействия научно-исследовательского и производственного потенциала на основе государственных контрактов. Основной особенностью американских технопарков является их тесная связь с университетами и государственными исследовательскими центрами. При этом формы взаимодействия отличаются существенно. Так, 20% технопарков созданы университетами как их структурное подразделение, 10% — как самостоятельные единицы, 28% — на основе контрактов с разработчиками инновационных проектов, 38% — как совместные предприятия и только 4% составляют технопарки с участием государственных структур. Наиболее перспективным технопаркам США предоставляются всевозможные виды поддержки в проведении НИОКР, обучении и переквалификации персонала, участии в конкурсах на получение государственных контрактов, приобретении оборудования для научных исследований и разработок, а также предоставляются различные виды налоговых льгот. В качестве ключевых критериев успеха исследовательских парков были выделены:
1. Хороший организационный менеджмент (поддержка со стороны местных органов власти и управления, правильно выбранная организационно-правовая форма, небюрократический менеджмент, преданная делу команда менеджеров, хорошие отношения с университетом, хорошие рабочие отношения с общественным сектором экономики).
2. Правильный выбор места расположения парка, качественное планирование его физической инфраструктуры.
3. Маркетинг.
4. Финансирование.

Основа концепции формирования технопарков в Японии — это 30% — государственное финансирование, 30% — муниципалитеты, 30% — предприятия и частные лица, 10% — иностранные инвесторы. Технополисы, 28 технопарковых комплексов (исследовательские «стержни») повысили конкурентные преимущества страны и обеспечили инновационно-технологический прорыв экономики. Данная концепция формирования и функционирования технопарков применяется и в других странах Юго-Восточной Азии: Тайваня, Республики Корея, Гонконга. Им оказывается существенная правительственная поддержка по налоговому стимулированию: вновь созданные инновационные компании освобождаются от уплаты налогов на два года, предприятия, использующие перспективные разработки, выплачивают подоходный налог 15% от его величины, экспортоориентированные фирмы — 10%.

В Китае создание технопарков как инструмента опережающего развития технологического предпринимательства «взяло под свое крыло» государство. Сегодня в Китае более 50 национальных технопарков и примерно столько же создано на региональном уровне. Они действуют в рамках государственной программы «Факел». И действуют успешно, принося миллиарды долларов прибыли. В результате общегосударственной научно-промышленной программы «Факел», ориентированной на активизацию инновационной деятельности, за 10 лет в Китае учреждено 2500 высокотехнологичных предприятий, освоено около 4000 видов наукоемкой продукции. Европейские технопарки опираются на большие исследовательские центры и представляют собой своего рода мостик для трансферта технологий между научной сферой и промышленностью.

Современная европейская модель технопарка имеет следующие особенности: 1) наличие здания, предназначенного для размещения в нем десятков малых фирм (это способствует формированию большого числа новых малых и средних инновационных предприятий, пользующихся всеми преимуществами системы коллективных услуг); 2) наличие нескольких учредителей (этот механизм управления значительно сложнее механизма с одним учредителем, однако намного эффективнее, например, с точки зрения доступа к финансированию).

Особенностью технопарков во Франции является ориентация деятельности компаний, входящих в технопарк, на создание конечного продукта, т.е.  носит прикладной характер и лишь 30% отдано фундаментальным разработкам.

Политика Финляндии в отношении расходов на научные исследования и разработки (НИОКР) носит долгосрочный характер. Этому вопросу уделяется внимание на всех уровнях — и в правительстве и бизнесе. В настоящее время уровень государственного финансирования научных расходов соответствует правительственной программе и остается одним из самых высоких среди развитых стран. Университеты осуществляют, в основном, фундаментальные исследования, которые финансируются главным образом из государственного бюджета. Частный же сектор занимается новыми, перспективными НИОКР. Более того, частный сектор покупает НИОКР у университетов и научно-исследовательских институтов. Такое сотрудничество между государством и частным сектором представляет собой важный механизм обмена знаниями и научными разработками. Это связывает государственное образование и научно-исследовательскую работу с промышленностью, в интересах последней. Модель создания и управления частными технопарками, разработанная и внедренная группой компаний «Технополис» в Финляндии, чрезвычайно интересна и познавательна, поскольку представляет собой высокоэффективный механизм государственно-частного партнерства, убедительно доказавший свою эффективность за 25 лет развития организации. Основной задачей технопарка в Финляндии является оказание поддержки региону путем создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций. Фонд Sitra, действующий под эгидой парламента, работает с молодыми инновационными компаниями как своего рода венчурный фонд (а нередко и как фонд фондов) — вкладывает в них от 100 тысяч до 15 миллионов евро в обмен на 30 — 40% их акций. Сейчас «в портфеле» Sitra около 70 старт-апов. Обычно фонд работает с компанией от трех до пяти лет, после чего продает ее акции другим инвесторам.

Национальное фондовое агентство по технологиям и инновациям Tekes предоставляет третью часть суммы, необходимой для реализации заявленного институтами проекта, остальную часть инвестирует компания-партнер. Кроме того, со стороны фондового агентства предусмотрены и другие формы поддержки науки: гранты и инвестиционные кредиты, предназначенные для создания старт-апов и проведение компаниями научно-исследовательских разработок. Для бизнеса подобное сотрудничество весьма выгодно: объединяясь с наукой, он получает поддержку государства в лице Tekes. В мире инициаторами создания технопарков, как правило, выступают местные власти. Эффективность деятельности их оценивается властями по таким критериям, как количество рабочих мест, число созданных и привлеченных компаний, отклики в СМИ. Технопарки создаются в городе или пригородной зоне. Лучше всего на территории университета или другого учебного заведения, занимает относительно небольшую площадь, и имеет относительно небольшие масштабы деятельности (до 20 га площади, до 300 рабочих мест, несколько десятков клиентских фирм), может иметь достаточно большую зеленую зону. Свои отношения с университетом строит, скорее всего, на совместном использовании услуг, инфраструктуры и объектов.

— Двигателем диверсификации в Казахстане было и остается государство. В то же время, очевидно, что производителем современной и качественной продукции высоких переделов должен быть именно частный предприниматель. Как в нынешних условиях взрастить казахстанского производителя?

— Практика показывает, что, несмотря на имеющийся в Казахстане научно-технический потенциал, отсутствие в республике инновационного предпринимательства, осуществляющего такие основные виды инновационной деятельности, как создание инновационного продукта и выполнение посреднических услуг, связанных с продвижением инновационного продукта на рынок, является одной из причин низкой инновационной активности в стране. В связи с этим государство предпринимает ряд мер по созданию условий и развитию инфраструктуры передачи технологий в промышленность в целях усиления научно-производственной связи, которые нашли отражение в таких программных документах, как Стратегия индустриально-инновационного развития РК на 2003–2015 годы, Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы РК на 2005–2015 годы, Программа технологического развития РК до 2015 года и др. В частности, государственно-частное партнерство заложено в основу реализации Программы по формированию и развитию национальной инновационной системы РК на 2005–2015 годы (НИС), которую предполагается осуществить в четыре этапа. На первом этапе (2005–2007 годы) планировалось сформировать национальную инновационную систему с активным участием государства, особое внимание уделить развитию научного потенциала, развитию инновационной бизнес-среды, реализации системных инновационных проектов, созданию нормативной правовой базы для развития научно-технической и инновационной деятельности, повышению уровня инновационного менеджмента.

На втором этапе (2008–2010 годы) — продолжить совершенствование механизмов взаимодействия и функционирования элементов национальной инновационной системы: повысить качество взаимодействия сформированных элементов национальной инновационной системы, развивать механизм венчурного финансирования через создание венчурных фондов с зарубежными инвесторами, обеспечить кластерную кооперацию вокруг проектов, сформированных на первом этапе, начать формирование региональных и глобальных технологических альянсов с ведущими мировыми компаниями.

На третьем этапе (2011–2013 годы) — должна устойчиво функционировать и развиваться национальная инновационная система с уменьшением доли государственных расходов и ростом частных инвестиций. При этом будут использоваться преимущественно косвенные инструменты стимулирования. На четвертом этапе (2014–2015 годы) — предполагается «выход» государства из венчурных фондов и инновационных проектов, широкое распространение получит участие частного капитала в дальнейшем функционировании и развитии национальной инновационной системы.

Как показывает практика, переход национальной экономики на инновационный путь развития невозможен без восприимчивости всего общества к инновациям и наличия достаточного количества кадров, способных управлять инновационным процессом и осуществлять реализацию инноваций.

Известно, что инновационное предпринимательство — новаторский процесс по созданию инновационного продукта, связанный с высокой степенью рисков для вложенных средств предпринимателя, поэтому его называют рисковым, венчурным. С целью активизации в республике инновационной деятельности малого предпринимательства государством принят ряд мер.

Одной из форм поддержки и активизации инновационной деятельности со стороны малого предпринимательства являются Экспертные советы при региональных технопарках, которыми рассматриваются проекты, в том числе поступившие от индивидуальных разработчиков, которые могут стать центрами выращивания инновационных бизнес — структур, фирм.

Для начинающих предпринимателей нужны условия для создания такого бизнеса: материально — техническая, экспериментальная и информационная базы. Отечественный частный сектор очень осторожно относится к такому специфичному виду деятельности, хотя, как показывает зарубежный опыт индустриально — развитых стран, именно малые инновационные предприятия являются разработчиками и пользователями новых видов услуг и продукции.

В связи с этим АО «ЦИТТ» в этом направлении проводится определенная работа, в частности, на базе технопарков создаются малые инжиниринговые компании по оказанию инжиниринговых услуг, внесены изменения и дополнения в действующее законодательство по вопросам научно-технологического и инновационного развития. Кроме того, АО «ЦИТТ» планирует организовать на базе технопарков подготовку и переподготовку инновационных менеджеров, что также, несомненно, окажет положительное влияние на развитие инновационного предпринимательства в Казахстане. Как свидетельствует международный опыт, именно элементы инновационной инфраструктуры для поддержки малого инновационного предпринимательства являются связующим звеном между научно-технической разработкой и производством, т.е.  изготовлением наукоемкой продукции и ее продажей.

Однако, невзирая на это, до настоящего времени не налажено взаимовыгодное сотрудничество между разработчиками и потенциальным потребителем научно-технологической и инновационной продукции. Не устранив этот разрыв, невозможно будет обеспечить формирование в Казахстане инновационного предпринимательства.

— Для создания тех или иных промышленных производств нужны определенные экономические условия. Часто многое зависит от размера рынка. В условиях соседства Казахстана с крупными промышленными державами, располагающими также практически неисчерпаемыми трудовыми ресурсами и широчайшим рынком сбыта, далеко не любое производство может стать рентабельным. Каким должен быть диверсифицированный Казахстан?

— В настоящее время основными конкурентными преимуществами казахстанской экономики являются: наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов и выгодное географическое положение; относительно высокий образовательный уровень и восприимчивость новых знаний работоспособным населением; наличие сети университетов, НИИ и других государственных и частных учебных и научных организаций, научно-технические заделы в ряде областей, что позволяет бизнесу расширять свое участие в становлении и развитии высокотехнологичных наукоемких отраслей и производств.

Кроме того, в настоящее время в Казахстане имеются все предпосылки для существенной переориентации приоритетов государства, частного бизнеса и гражданского общества на активизацию инновационной деятельности в отраслях реального сектора экономики.

Во-первых, присутствие на казахстанском рынке импортной продукции существенно изменило стандарты как потребительского, так и инвестиционного спроса, приблизило их к уровню развитых стран. Ценовая конкурентоспособность товаров и услуг отечественных предприятий — уже недостаточное условие сохранения их позиций даже на внутреннем рынке.

Во-вторых, вовлечение Казахстана в процессы глобализации, реализуемый комплекс мер по присоединению к Всемирной торговой организации не оставляют отечественным компаниям надежд на сохранение существенных защитных и преференциальных мер поддержки, позволяющих существовать вне международной конкуренции. Это подталкивает бизнес к активизации работы по поиску перспективных технологий и нестандартных решений для обеспечения специфических конкурентных преимуществ в рамках глобальной конкуренции.

В-третьих, признание необходимости и стимулирование государством структурных изменений, общее улучшение инвестиционного климата, существенное улучшение правовой базы, в том числе инновационной деятельности, позволяют товаропроизводителям чувствовать себя более уверенно.

Целенаправленное использование этих преимуществ должно способствовать формированию и разработке государственных программ и мастер-планов перспективных отраслей реального сектора экономики, позволяющих обеспечить производство конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг, обеспечить рациональное соотношение специализации и универсализации национальной экономики на мировом рынке, что особенно важно в условиях развивающегося кризиса. В связи с этим должны быть пересмотрены подходы по разработке и реализации государственных программ.

По нашему мнению, одним из эффективных инструментов для выполнения данной задачи могут стать технологические (дорожные) карты отраслей реального сектора экономики Казахстана. Их цель — определение технологического уровня развития отраслей с целью разработки плана действий (программ) по их модернизации на основе привлечения инноваций с привлечением средств из государственного бюджета, а также внебюджетных средств и частных инициатив.

Такие карты позволят определять приоритетные направления развития отраслей реального сектора экономики и пути их реализации; быть концептуальной основой для государственно-частного партнерства при реализации прорывных проектов; обеспечивать согласованность действий органов исполнительной, законодательной власти различных уровней и хозяйствующих субъектов при определении перспективных направлений развития отраслей в долгосрочной перспективе; служить основой для принятия решений на государственном уровне по разработке мастер — планов с целью реализации программ и проектов; создавать долговременные условия для устойчивого развития промышленных предприятий, а также повысить их конкурентоспособность на глобальных рынках в условиях мирового кризиса; разработать и реализовать комплекс мероприятий по преодолению технологического отставания отраслей реального сектора экономики от ведущих стран мира; обеспечить экономическую, оборонную и экологическую безопасности республики.

При этом необходимо рассматривать две взаимосвязанные функции карт — прогнозную (представляется состояние технологии в отдельной отрасли к определенному моменту времени, а также — способ, скорость и направление потенциального развития отрасли (сценарии) и планирующую (графическое представление выбора будущего направления развития отраслей и подготовка предложений для решения в пользу тех или иных опций).

В дальнейшем карты могут стать основой для написания конкретных государственных программ и мастер-планов.

Как свидетельствует опыт индустриально развитых стран, в настоящее время для обретения устойчивых конкурентных преимуществ недостаточно только реформировать инновационную систему и своевременно корректировать научно-технологические приоритеты. Необходимо обладать концепцией уникального в глазах остального мира предложения и соответствующими ресурсами для его реализации, что позволит стране остаться активным игроком на глобальной экономической площадке. Далеко не везде понимают, на чем может быть основано подобное предложение. Поиск ответа предполагает выход за рамки традиционных решений, умение выбираться из «ментальных ловушек», своевременную корректировку стратегий развития, открытость глобальным переменам.

Подобные подходы в реализации государственной политики, направленной на перспективное развитие страновых экономик, были реализованы в таких странах, как Великобритания, Франция, Финляндия и др.

В частности, в Южной Корее дорожные карты стали действенным инструментом при планировании государственных расходов на научную деятельность, а также руководством по стратегии для частного сектора при развитии своих производств. АО «ЦИТТ» за последние годы проведен ряд исследований по оценке состояния отраслей реального сектора экономики (горно-металлургического комплекса, машиностроения, нефтехимии, биотехнологии и др.), и на их основе разработаны методология и структура технологических карт отраслей реального сектора экономики республики, которые могут быть использованы при разработке подходов при диверсификации промышленности.

— Внедрение — один из наименее развитых в нашей стране этапов промышленного производства. Впрочем, у нас это наследственное: советская модель выдавала «на — гора» сотни идей, но воплощали их в жизнь часто совсем другие страны. Как строится сегодня механизм внедрения в Казахстане?

— Внедрение — действительно «слабое звено» в Казахстане. Наглядным примером этого является деятельность технопарков, созданных с участием АО «ЦИТТ».

В частности, практика функционирования региональных технопарков показала, что одним из основных недостатков процесса технологического бизнес — инкубирования является отсутствие финансирования проектов со стороны фондов. Для подтверждения могу привести такой факт: в 2004–2008 годах из 49 проектов, получивших положительные экспертные заключения в региональных технопарках, финансирование в АО «НИФ» и АО «Фонд науки» получили только 2 проекта. При этом авторам ряда проектов, не получившим финансирование в вышеуказанных фондах, поступили предложения из-за рубежа по их реализации за пределами Казахстана.

При таком подходе со стороны отечественных финансовых институтов Казахстан может лишиться многих перспективных разработок. Тем более что у зарубежных аналитиков, занимающихся вопросами индустриально-инновационного и технологического развития, накоплен значительный опыт. Наглядным примером этого является тот факт, что наши японские коллеги часто повторяют в разговорах с нами — многие инновации Страны восходящего солнца почерпнуты не только из аннотаций проектов, но и публикаций в таких советских журналах, как «Наука и жизнь», «Техника молодежи» и «Юный техник».

Другой причиной является то, что многие казахстанские разработчики и компании сталкиваются с проблемой отсутствия специальных услуг на стадиях опытно-конструкторских работ и освоения производства, что тормозит процесс внедрения технологий в реальный сектор экономики. Необходимость таких услуг в основном связана с разработкой и модернизацией технологий, проектированием, а также подготовкой рабочей документации для организации производства товарной продукции. Кроме того, одним из сдерживающих факторов развития отечественного реального сектора экономики является отсутствие информации о технико-технологической оснащенности предприятий и незнание состояния внутреннего и внешних рынков.

За время своего существования АО «ЦИТТ» в этих направлениях накоплен определенный опыт. Как я ранее уже отмечал, нами проведен технико-технологический аудит ряда отраслей реального сектора экономики и на основании его предложены следующие перспективные направления отечественных научно-технических разработок. По нашему мнению, с целью практической реализации этих перспективных направлений, должны быть созданы отраслевые Зоны высоких технологий, на базе имеющихся в Казахстане производств, профильных НИИ, вузов и государственных институтов развития.

В частности, перспективным для создания Зоны высоких технологий в области горно-металлургического комплекса является Восточный Казахстан, в котором сосредоточены как предприятия цветной металлургии, так и соответствующий научно-технологический и инновационный потенциал: Восточно-Казахстанский технический университет им. Д. Серикбаева, технопарк «Алтай», ВНИИЦветмет, а также ряд других организаций, занимающихся вопросами индустриально-инновационного развития, как в Восточно-Казахстанской области, так и в сопредельных регионах. Зону высоких технологий в машиностроении представляется возможным создать в Западном регионе на базе имеющихся машиностроительных предприятий, таких как АО «Зенит», АО «Металлист», технопарк «Алгоритм», Западно-Казахстанский университет (Уральск). Кроме того, участие в развитии машиностроительного комплекса, особенно нефтегазового, могут принять участие машиностроительные предприятия сопредельных регионов и Петропавловска.

Зона высоких технологий в области нефтедобычи и нефтехимии может быть создана в Атырауской и Южно-Казахстанской областях, в которых осуществляется не только добыча, но и переработка углеводородного сырья, а также имеется соответствующая материально-техническая база для этого.

Потенциальными возможностями для создания Зоны высоких технологий в области строительной индустрии обладает ряд регионов Казахстана, в которых имеется в достаточном количестве минеральное сырье, а также наблюдается повышенный спрос на строительную продукцию.

Зоной высоких технологий в области наукоемких разработок (IТ-технологии, специальное материаловедение, нанотехнологии и др.) должны стать город Алматы и Алматинская область. В данном регионе имеется большой научно-технический потенциал (в регионе сосредоточено более 60 % отечественного научно-технического потенциала): Институт ядерной физики, Физико-технический институт, Казахский национальный университет им. Аль-Фараби, Казахский национальный технический университет им. К. И. Сатпаева, Казахстанско-Британский технический университет, а также специализированные кафедры в других вузах, СЭЗ «Парк информационных технологий», Алматинский региональный технопарк и технопарк КазНТУ им. К. И. Сатпаева и ряд других организаций, занимающихся вопросами научно-технологического развития.

Для создания Зоны высоких технологий в области здравоохранения наиболее привлекательным является город Астана, где имеются предпосылки для создания медицинского кластера (сосредоточены все основные государственные институты развития, а также имеются такие НИИ и вузы в области медицины, биотехнологий, селекции, как Медицинская академия, РГП «Национальный центр биотехнологии Республики Казахстан», Национальный научный медицинский центр, Национальный научный центр материнства и детства, Казахский научно-исследовательский институт зернового хозяйства им. А. И. Бараева и др. а также запланировано открытие Международного университета и начато строительство нового Национального центра биотехнологий, которые будут отвечать международным стандартам.

Кроме того, в регионе имеется ряд организаций, которые занимаются вопросами научно-технологического и инновационного развития, в их числе — Региональный технопарк Астаны, Центр индустриально-инновационного развития Астаны и др.). АО «ЦИТТ» свое участие в данных Зон высоких технологий видит в качестве организации, которая будет оказывать им инжиниринговые услуги, а также осуществлять трансферт передовых технологий и содействовать продаже казахстанских разработок за рубеж.

— Не секрет, что Казахстан сильно пострадал в результате «утечки мозгов». Впрочем, далеко не все наши ученые и исследователи мечтают о том, чтобы продать себя за рубеж. Как Вы думаете, какие меры необходимо принять для развития отечественного научно-технического и инновационного потенциала?

— Не секрет, что каждый человек хочет видеть плоды своего труда. По моему мнению, к этому наиболее восприимчивы люди, занимающиеся творческой деятельностью, к которым относятся и ученые. Да, как вы прекрасно помните, в истории Казахстана был период, когда из-за экономических трудностей наука была не востребована. В результате многие ученые были вынуждены уехать работать за границу, кроме того, была проведена оптимизация НИИ, в результате которой свернули свою работу конструкторские бюро.

За последние годы, в связи с развитием национальной экономики, появилась востребованность в отечественных разработках. Наглядным примером этого является тот факт, что в настоящее время в республике формируется новая модель управления наукой, суть которой заключается в переходе от финансирования научных учреждений к управлению перспективными научно-исследовательскими проектами. В связи с этим, к 2010 году размер средств, выделяемых на исследования, достигнет 2% от ВВП, что соответствует уровню развитых стран. В ближайшие годы в Казахстане будут созданы пять Национальных лабораторий открытого типа, оснащенных самым современным оборудованием. Кроме того, принято решение о создании не менее десяти университетских лабораторий инженерного профиля при КазНТУ, КазГНУ, КБТУ, ЕНУ и ряде региональных университетов.

В Астане начато строительство нового Национального центра биотехнологий, который будет соответствовать мировым стандартам.

В связи с этим глава государства Н. А. Назарбаев на одной из своих встреч в Акорде с группой молодых казахстанских ученых и менеджеров в научной сфере в своем выступлении обратил внимание на необходимость повышения качества научных кадров и объявил о начале реализации стратегической программы по привлечению в страну ученых. Он дал поручение правительству, чтобы оно досконально изучило потребность в кадрах для развития каждого из приоритетных научных направлений, а также кадрового комплектования создаваемых национальных и университетских лабораторий, новых университетов в городе Астане и Алматинской области, институтов развития и национальных компаний. Кроме того, президент поручил Кабмину систематизировать информацию о казахстанских научных кадрах, работающих за рубежом и создать банк данных ведущих отечественных ученых.

В этом направлении со стороны уполномоченных государственных органов уже проводится работа по привлечению в республику казахстанских специалистов, ранее уехавших за рубеж или по каким-то причинам оставшихся в стране обучения по программе «Болашак». Учитывая, что в условиях развивающегося мирового кризиса возрастает значимость профессиональных специалистов-аналитиков, необходимо проанализировать, как выполняются данные поручения главы государства, а также обеспечить в дальнейшем их мониторинг на постоянной основе. В АО «ЦИТТ» в настоящее время работают несколько человек, обучившихся по программе «Болашак». В перспективе мы планируем продолжить работу в этом направлении. Большие надежды в уменьшении оттока перспективных ученых за рубеж и привлечения казахстанских ученых и специалистов, работающих в зарубежных странах, мы связываем с создаваемой системой трансферта технологий.

Отмечу сразу, трансферт технологий мы рассматриваем как «двухстороннее движение» и поэтому одну из своих задач видим не только в привлечений высокоэффективных технологий в республику, но и в поиске и выводе на зарубежные рынки перспективных отечественных научно-технических разработок. В целях формирования условий для развития цивилизованного рынка технологий АО «ЦИТТ» сформирована Казахстанская сеть трансферта технологий (КСТТ), импульсом к развитию которой является госпрограмма «Путь в Европу». В рамках КСТТ планируется создание центров коммерциализации в регионах Казахстана, в вузах и предпринимательских ассоциациях. Основная цель развития КСТТ заключается в интеграции внутренних научно-технических разработок с внешним миром рынка инноваций посредством размещения на сайте специализированной системы, включающей в себя базы данных. На постоянной основе специалисты будут проводить системную работу с действующим инструментом поиска потребителей инновационных идей и разработок.

Одним из слабых мест существующей системы патентования в Казахстане является то, что из более чем 16 тысяч зарегистрированных заявок на патентование занимают пред.патенты, выданные авторам как охранный документ по формальным признакам. В результате отечественная патентная система не отражает реальную картину уровня технической новизны разработок казахстанских заявителей. Отсюда и низкий уровень лицензионной деятельности по передаче технологий и разработок. Поэтому как вариант, с целью ориентированного поиска, приобретения и передачи для внедрения патентов, лицензий, технологий, ноу-хау и других инновационных продуктов, как за рубежом, так и на отечественном рынке, в АО «ЦИТТ» может быть создана постоянно пополняемая информационно-поисковая система «База данных инноваций». Речь идет о банке данных инновационных проектов страны, а также справочнике источников поиска, содержащем характеристики поиска и веб-адреса различных субъектов инновационной деятельности и инновационных «предложений». Она будет интегрироваться с КСТТ и, как следствие, будет способствовать эффективному распространению информации об инновационных разработках, а также поиску партнеров для их реализации.

Такой банк может представлять собой специализированную автоматизированную информационную систему накопления и анализа информации о патентах, научных, научно-технических разработках и инновационных проектах, позволит обеспечить: — сбор патентной, научно-технической и инновационной информации как от уполномоченных органов, так и от субъектов инновационной деятельности; — проведение анализа поступившей информации, их регистрация и структурирование; — хранение, пополнение и актуализация информации; — подготовка библиографических и реферативных справочных материалов для субъектов инновационной деятельности; - мониторинг научно-технического и производственно-технологического потенциала предприятий и организаций, занимающихся инновационной деятельностью.

— Каковы роль и место АО «ЦИТТ» в условиях вновь поставленных задач по диверсификации экономики Казахстана?

— Наш Центр играет сегодня ключевую роль в реформировании стратегии технопарков Казахстана. С 2007 года нами ведется активная работа по привлечению к их деятельности международных экспертов из Всемирного банка, Ассоциации итальянских технопарков, Корейского трастового фонда и технополиса Sophia Antipolis (Франция), которые выразили намерение оказывать как консультационную, так и финансовую помощь в их становлении. По итогам деловых встреч нами подписаны соглашения о взаимном сотрудничестве в области развития инновационной инфраструктуры и инжиниринга с Ассоциацией технопарков APSTI (Италия) и компанией CIES (Франция). Кроме того, достигнута договоренность о создании Казахстанско-Французского Центра трансферта технологий. Планируется, что Центр возьмет в управление один из региональных технопарков с привлечением опыта и менеджмента в области управления французских специалистов.

Пока что в Казахстане деятельность организаций, занимающихся вопросами инжиниринга и трансферта технологий, не носит системный характер и ориентирована на финансово-привлекательные отрасли экономики (нефтегазовый комплекс, энергетика, строительство, банковский сектор). В настоящее время только одна отечественная организация — государственный институт развития АО «ЦИТТ» в соответствии с возложенными на него задачами, осуществляет деятельность, охватывающую весь спектр услуг в области инжиниринга, трансферта технологий, а также формирования и развития инновационной инфраструктуры.

Отмечу, что наш Центр, в отличие от других отечественных инжиниринговых компаний, оказывает инжиниринговые услуги как по заказам государственных органов управления, так и структур, занимающихся хозяйственной деятельностью (как правило, эти заказы не привлекательны для других отечественных инжиниринговых компаний, т.к.  они по финансовым объемам незначительны, но их реализация требует продолжительного времени и привлечения значительных интеллектуальных ресурсов). Что касается технопарков, бизнес — инкубаторов и т.п., то целенаправленная работа в этом направлении проводится только АО «ЦИТТ», т.к.  на эту организацию в национальной инновационной системе возложены функции координатора по формированию и развитию инновационной инфраструктуры.

АО «ЦИТТ», с целью эффективной реализации возложенных на него задач, был реализован широкий комплекс мероприятий в области инжиниринга, трансферта технологий, формирования и развития индустриально-инновационной инфраструктуры. В том числе разработаны технико-экономические обоснования создания специальных экономических зон — «Достык», «Тобыл», «Хоргос — Восточные ворота» и «Западные ворота Казахстана», «Парк ядерных технологий» в Курчатове Восточно-Казахстанской области, индустриальных зон «Алматы Жиhаз» и «Талдыкорган», индустриальной зоны в Актобе. Налажено сотрудничество с социально-предпринимательскими корпорациями «Батыс», «Каспий» и «Тобыл». Кроме этого выполнены десятки других заказов и работ.

На новом этапе «ЦИТТ» планирует участвовать в развитии данных объектов индустриальной инфраструктуры путем содействия в проектном наполнении, инжинирингового сопровождения инвестиционных проектов, реализации трансферта технологий. Особо отмечу, что последние три года АО «ЦИТТ» вообще не получал бюджетного финансирования и осуществлял свою деятельность только за счет подрядных работ на выполнение аналитических исследований и оказание инжиниринговых услуг.

В перспективе АО «ЦИТТ» планирует расширить спектр инжиниринговых услуг для центральных и местных исполнительных органов, а также хозяйствующих субъектов (разработка стратегий, технико-экономических обоснований, проектно-строительной документации, подготовка бизнес-планов инвестиционных проектов, проведение маркетинговых исследований и др.).

Основными задачами в области инжиниринга на ближайшую перспективу станут: - развитие Казахстанской ассоциации инженеров-консультантов (КАИК); — обеспечение участия АО «ЦИТТ» в проектах, реализуемых компаниями Foster Wheeler, FMC и др. на территории Казахстана; — разработка Технологических карт развития отраслей реального сектора экономики; — оказание комплекса инжиниринговых услуг организациям, входящим в АО «ФНБ «Самрук-Казына»; — продолжение работы в рамках Программы Европейского Банка реконструкции и развития по взаимодействию и унификации электроэнергетических комплексов стран Центральной Азии и Казахстана; — привлечение европейских компаний к реализации проектов на территории специальных экономических зон, в т.ч.  для внедрения энергосберегающих технологий; — привлечение специалистов европейских стран к подготовке и переподготовке казахстанских кадров в области инновационного менеджмента, управления проектами и инженерных специальностей, введение стандартов FIDIC; — обеспечение поддержки имеющихся лицензий и разрешений, а также получение дополнительных лицензий и разрешений, с целью расширения спектра услуг в области инжиниринга; — закупка с целью использования в работе новейших сертифицированных и лицензионных экономических, инженерных программных продуктов, а также софтов по сопровождению проектов; — приобретение доступа к отечественным и зарубежным базам данных; — расширение обмена опытом с ведущими международными инжиниринговыми компаниями; — разработка и внедрение методологии оказания инжиниринговых услуг в дочерних компаниях АО «ЦИТТ» (технопарки); — проведение на постоянной основе мониторинга реализации проектов, по которым были оказаны инжиниринговые услуги; — подготовка пакета документов для получения лицензий по оценке объектов интеллектуальной собственности и имущественных прав. В области трансферта технологий на 2009 год запланировано: — создание системы трансферта технологий; — развитие Казахстанской сети трансферта технологий; — участие в создании инновационных предприятий; — поиск зарубежных партнеров для кооперации с казахстанским малым и средним бизнесом; — участие в покупке технологий и ноу-хау;  — завершение работы по вхождению казахстанской сети трансферта технологий в европейскую сеть трансферта технологий (Innovation Relay Center) и организация информационного обмена с целью взаимного трансферта технологий; — участие в организации производства по переработке вермикулита в Актюбинской области, в части, касающейся технологического наполнения; — создание совместно с машиностроительными предприятиями ряда конструкторских бюро; — участие в организации в республике отечественного вагоностроения на существующих мощностях казахстанских машиностроительных предприятий, в части, касающейся приобретения необходимой документации и лицензий; — участие в реализации проекта по созданию «Каспийского энергетического хаба»; — сотрудничество с Европейским научным сообществом в рамках Седьмой Рамочной программы Европейского Союза в качестве национального координатора в области инноваций и трансферта технологий; — проведение системного анализа технологического состояния и направлений развития казахстанских предприятий; — получение доступа к международным информационным базам технологий.

— Правительством принято решение о наделении Министерства индустрии и торговли полномочиями по управлению ряда акционерных обществ, в том числе АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий». В связи с этим какова будет ваша дальнейшая роль в развитии национальной инновационной системы?

— Как известно, для достижения целей, определенных Стратегией индустриально-инновационного развития на 2003–2015 годы, было предусмотрено создание новых и укрепление существующих государственных институтов развития. В целом данные институты развития должны были сформировать единую систему, устойчивое функционирование которой предусматривалось на принципах децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности. Каждому из институтов развития была отведена конкретная роль в формировании и развитии НИС.

В частности, АО «ЦИТТ», исходя из основных задач, возложенных на него правительственным решением, в системе НИС был отведен второй уровень, т.е.  как сервисный институт развития, оно должно было быть связующим звеном между финансовыми институтами и НИИ, вузами, изобретателями, индивидуальными разработчиками.

Поэтому хотелось бы, чтобы при наделении Министерства индустрии и торговли полномочиями по управлению ряда акционерных обществ это не свелось к механическому слиянию финансовых и сервисных институтов развития, а они смогли обеспечить реализацию своих задач в формировании и развитии НИС.

В частности, в новой редакции Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003–2015 годы (изменения от 2 июля 2008 года) отмечено, что государственная политика в области инновационного развития будет заключаться в формировании и развитии таких элементов НИС, как научный потенциал, инновационная инфраструктура, финансовая инфраструктура, инновационное предпринимательство.

В связи с этим АО «ЦИТТ» выступил инициатором проведения анализа результатов реализации первого этапа НИС, а также оценки факторов, сдерживающих индустриально — инновационное развитие в стране. В этой работе примут участие не только сотрудники АО «ЦИТТ» и казахстанские специалисты, занимающиеся вопросами индустриально-инновационного развития, но также зарубежные эксперты, в частности из Финляндии (об этом уже достигнута договоренность с такими финскими компаниями, как Национальное технологическое агентство TEKES, Группа компаний «Технополис» и др.).

С участием финских специалистов будет проведена оценка отраслей промышленности, кластерного потенциала и синергии между кластерами, рынка высоких технологий, потенциал образовательной системы, вовлеченность университетов в инновационное сотрудничество, статус прикладных исследований и другие.

Привлечение специалистов из Финляндии не случаен, как показали итоги последнего визита Главы государства Н. А. Назарбаева в эту страну, в настоящее время Финляндия — страна победившего хайтека, а финская национальная модель производства и использования новых знаний признана одной из наиболее эффективных в мире. В формуле финского успеха три классических слагаемых: высокий уровень образования, конкурсный принцип распределения средств на науку и развитая инновационная инфраструктура. Качество финского образования и высокий уровень научных исследований — это две стороны одной медали. Финская высшая школа тесно связана с наукой: именно в университетах проводится львиная доля всех фундаментальных исследований и часть прикладных.

Во время экономического спада начала 90-х годов, вызванного потерей главного партнера Финляндии — СССР, руководство страны приняло решение сделать ставку на инновации для борьбы с кризисом. Объем финансирования науки не только не сокращался, а продолжал возрастать, хотя и более медленными темпами. Как показало время, это было правильное решение. Именно инновации обеспечили Финляндии конкурентоспособность на международном уровне. Сегодня инновационное направление — главная составляющая экономики страны. По объему инвестиций в научные исследования Финляндия относится к числу ведущих стран мира.

Таким образом, одной из наиболее успешных и перспективных, на наш взгляд, является финская инновационная система. В этой связи мы подписали соглашения о сотрудничестве с рядом финских компаний в целях внедрения их опыта активизации инновационных процессов в казахстанских технопарках: это Ассоциация научных технопарков Финляндии TEKEL, компания InnoPraxis и др.

Ассоциация финских научных парков TEKEL — национальная сеть, объединяющая 23 научных парка и технологических центров Финляндии. Основанная в 1988 году, TEKEL координирует и развивает сотрудничество между научными парками, выступает в качестве посредника между государством и научными парками.

Компания InnoPraxis специализируется на планировании, создании, управлении и развитии инновационной инфраструктуры. В настоящее время нами прорабатывается вопрос проведения этой компанией анализа инновационной системы Казахстана. Одна из основных целей социальной политики Финляндии — гарантия качественного и доступного для всех образования.

Сегодня в систему высшего образования Финляндии входят 20 университетов и 28 политеков (высших профессиональных школ) при общей численности населения страны 5 миллионов человек. Университеты ведут научные исследования, дают базовое и последипломное образование. Политеки представляют собой многоотраслевые региональные вузы и ориентируются в основном на прикладные исследования. По объему инвестиций в научные исследования Финляндия относится к числу ведущих стран мира.

Около 80% средств распределяют министерство торговли и промышленности и министерство просвещения Финляндии. В частности, финансирование вузовской науки (основная доля фундаментальных исследований страны и часть прикладных) идет через Академию Финляндии — контролируемый министерством просвещения центральный научный административный орган. В состав Академии входят комитет по науке и шесть комиссий: по естественным, медицинским, сельскохозяйственным, техническим, общественным и гуманитарным наукам.

Помимо Академии Финляндии в финансировании науки участвует еще несколько организаций — упомянутые ранее фонд Sitra и Национальное фондовое агентство по технологиям и инновациям Tekes.

Таким образом, опыт Финляндии доказывает, что экономику, основанную на знаниях, можно построить, не только опираясь на академическую науку. Финляндии удалось войти в число мировых постиндустриальных лидеров, благодаря целенаправленной политике государства, эффективному взаимодействию с бизнесом и долгосрочным вложениям в науку, инновации и образование.

Эти принципы, в том числе и с участием АО «ЦИТТ», будут внедряться и в Казахстане. В этом направлении нами уже проводится определенная работа.

Комментарии