Следите за новостями

Цифра дня

3 млн активных соцаккаунтов в Казахстане

На интернет и суда нет

Роль Казнета в нашей жизни.

13 марта 2009 22:24, Ярослава Науменко, Gazeta.kz
Рубрики: Интернет

Казнет входит в пору своего 15-летия. Можно сказать, сейчас мы наблюдаем стадию подросткового кризиса, когда «взрослые», почуяв его будущую силу, пытаются им манипулировать, давить, воспитывать, а растущая личность сопротивляется, огрызается, ерничает и бунтует.

Чиновники всех рангов сегодня озадачены — что делать с этим внезапно выросшим Нечто? А какова роль Казнета в нашей жизни?

«Взрослые дяди и тети» взывают к разуму, традициям, приличиям, закону, в конце концов. Подчас их усилия напоминают попытку на дрезине догнать высокоскоростной экспресс: они до смерти боятся вирусов, хакеров и свободы интернет-слова. Молодая поросль в своих экспериментах смелее — все больше казахстанцев ищет и находит в сети информацию, друзей, спутников жизни; совершает покупки, часами слоняется в поисках необычного и веселого или зависает в мессенджерах.

Батыр Маханбетажиев, ответственный секретарь Агентства по информатизации и связи, на встрече с журналистами отметил: «В этом году исполняется 15 лет Казнету, и хотя в последние четыре года число интернет-пользователей в Казахстане выросло с 2,4 процентов до 14, наши граждане в основном пользуются ресурсами Рунета; доля казахстанских сайтов по-прежнему мала — их не более 6000».

Нурлан Жагипаров, директор департамента инновационных технологий «Казкоммерцбанка», констатирует: «Наши граждане активно пользуются интернет-площадками за пределами Казнета, совершают покупки на амазоне, е-бэй, в российских интернет-магазинах…. Но нужно развивать отечественные площадки».

С объемом и качеством рунетовского контента нам действительно очень трудно спорить. Все отечественные пользователи «живут» в информационной сфере другого государства — соседней России. Чужой национальный домен контролировать отсюда невозможно, пишут там всякое и не всегда приятное, начинаются брожения в умах.

Возможная привлекательность Казнета — не только в дешевизне внутреннего трафика. Здесь смело можно говорить о необходимости УТП — собственного уникального торгового предложения. Сейчас многие эксперты возможность бурного оживления в нашем сегменте связывают с развитием отечественной интернет-торговли.

Как известно, в традиционных продажах трудно экспериментировать с ценами, поскольку они складываются из стандартного набора факторов (большая часть затрат приходится на аренду и зарплату продавцов), а при продажах через интернет товары становятся гораздо более дешевыми. К тому же у людей с периферии появляется возможность получить те же вещи, которыми привыкли пользоваться и жители мегаполисов.

В качестве примера, увы, пока западной, смекалки и гибкости можно привести разработчиков компьютерных игр, которые из-за жесточайшего финансового кризиса, грозящего похоронить прежний рост отрасли, активно ищут новые решения, чтобы выжить.

Так вот, именно интернет позволил сделать 50-процентную скидку на игру Left 4 Dead, после чего ее продажи выросли на невероятные 3000 (!!!) процентов, «что позволило нам привлечь новых покупателей и значительно увеличило доходы», — признаются авторы идеи. Более того, система таких скидок была опробована и на остальных продуктах компании-разработчика, результат был следующим: снижение цен на 50 процентов ведет к увеличению выручки на 320 процентов, а скидка в 75 процентов — к росту продаж в среднем на 1470 процентов! Кризис потребовал необычных и решительных действий, и те, кто оказались готовыми «лавировать», выиграют и в долгосрочной перспективе.

Что мы имеем у нас? Пусть немногочисленные пока, но вполне жизнеспособные отечественные интернет-магазины предлагают вроде бы достойный ассортимент — книги, технику, тренажеры… Однако ни в плане цены и сервиса, ни по части ассортимента они не могут стать альтернативой традиционному магазину, чем сводят на нет свои потенциальные преимущества.

Все мои попытки заказать товар в алматинских веб-конторах заканчивались ничем. Во-первых, человеческий фактор. Несколько дней пришлось ждать ответа из интернет-магазина крупной сети, продающей бытовую технику (в зарубежных магазинах обработка заказа занимает считанные минуты-часы, все автоматизировано). На сайте сообщалось: «Все заявки обрабатываются с понедельника по пятницу, с 10:00 до 18:00… Воскресенье — выходной. ВНИМАНИЕ: Ввод вами заказа на доставку какого-либо товара не означает нашего автоматического согласия эту доставку осуществить. Наше согласие осуществить доставку может быть выражено только менеджером компании в телефонном разговоре с вами».

В пресловутом телефонном разговоре с менеджером (пришлось звонить первыми, поскольку ответа от магазина так и не поступило) выяснилось, что доставят покупку в лучшем случае через два-три дня («машина уже уехала, больше посылать не будем»). Замечательно… Ждать не хотелось, более того, нужный агрегат оказался еще в нескольких магазинах неподалеку от дома, по точно такой же цене.

Другая сеть, продающая компьютеры, тоже заявляет в постскриптуме к заказу: «Доставка отправлений по Алматы осуществляется в пределах квадрата, ограниченного улицами… Доставка отправлений ниже черты города не осуществляется». Так и хочется воскликнуть: «Товарищи, в городе я и так могу пойти купить, вы мне доставьте желаемое в любую точку мира!»

Кстати, цена доставки (к примеру, ноутбука) тоже несколько смущает — от 6 до 9 тысяч тенге. Во столько обычно обходится посылка из-за океана… А доставка принтера выйдет еще дороже — до 20 тысяч. Все конкурентные преимущества нивелируются нерасторопностью, неавтоматизмом и дорогой доставкой.

Талгат Баймагамбетов, генеральный директор IT-компании «АЛСИ», тем не менее, настроен оптимистично. Несмотря на трудности, первые важные шаги в становлении электронной коммерции, по его мнению, уже сделаны. Благодаря стараниям многих участников рынка, Агентство по информатизации и связи занялось разработкой правовой базы для финансовых транзакций в сети, «Казахтелеком» инвестирует огромные средства в развитие пропускной способности каналов Казнета (а тарифы для юридических лиц всего за несколько месяцев были снижены в четыре раза), банки совершенствуют виртуальные платежные системы. Хотя глава компании признается: «Интернет-торговля — это не самый легкий путь, не просто размещение ассортимента товара в сети. Интернет-коммерция полного цикла должна позволять осуществлять платежи в любое время дня и ночи». Игра стоит свеч: так, приводит он в пример корпорацию Apple, которая 20 процентов продукции реализует через свои интернет-магазины, а Hewlette-Packard точно таким же образом продает 15 процентов своих компьютеров и принтеров.

Правда, заметил Талгат Баймагамбетов, когда компания в рамках рекламной акции хотела выделить журналистам средства, чтобы те что-нибудь купили в новом онлайновом магазине фирмы, оказалось, что мало кто из представителей СМИ являются держателями виртуальных платежных карт…

Александр Ляхов, заместитель директора департамента общественных связей «Казкоммерцбанка», несмотря на такую информационную отсталость журналистов, верит в техническую продвинутость остальных казахстанцев: «Я для себя определил три волны электронной коммерции в Казахстане. Первые две благополучно сошли на нет, это происходило с 2000–2003 и 2004–2007 годах. Первые казахстанские интернет-магазины создавались IT-компаниями, однако в то время число интнернет-пользователей было незначительным, отчего начинания быстро сошли на нет, особенно когда встал вопрос о более солидных финансовых вложениях.

Третья волна идет сейчас, нынче очень хорошее время — уже есть солидная клиентская база — 2 миллиона пользователей интернетом в республике. Эти люди уже не случайны, им не нужно объяснять, что такое платежная карточка, они привыкли пользоваться интернет-банкингом. Это та среда, для которой интернет-торговля в самую пору. Я думаю, третья волна интернет-коммерции в Казахстане переживет первые две, тем более, когда сейчас бизнес офлайновый начинает уступать место бизнесу онлайновому во всем мире».

Пока казахстанцы покупают в основном на небольшие суммы, в среднем на 40–50 долларов за раз. Зато таких пусть и мелких, но покупок, становится все больше и больше.

Если смотреть данные банка, активно проводящего платежи своих клиентов зарубежным торговым интернет-точкам, то можно говорить о 200 тысяч пользователях интернет-банкинга, причем эта «армия» прирастает в день в среднем на 100 человек! Это молодые люди 26–29 лет, «очень перспективная аудитория, которая будет и впредь пользоваться услугами интернет-банкинга, только в феврале этого года объем проведенных в интернете платежей превысил 20 миллионов долларов!». Более того, перспективным направлением становятся marketplace — торговые виртуальные площадки, где компании могут купить нужный товар, сэкономив на исключении лишних посредников до 40 процентов средств.

Как показывает статистика, чем ближе к Европе, тем проникновение интернета обширнее. В Белоруссии и Эстонии доступ в сеть имеет не наши 14, а уже все 57 процентов населения страны, весьма приличный даже по европейским меркам показатель. В Белоруссии, кстати, произошел скачок после того, как национальный оператор «Белтелеком» начал предоставлять широкополосный доступ даже в небольших городках.

Наша ситуация с Казнетом в чем-то напоминает суету на Украине, где государство пытается активно вмешиваться в становление национального интернет-пространства, забывая, что для всемирной паутины нет и не будет официально-приказных методов влияния, эта саморегулирующаяся среда тем и «прекрасно-ужасна». Она во многом стихийна, кстати, как и язык. Политики, привыкнув регулировать все и вся, здесь бессильны что-либо самовольно изменить. Потому в первую очередь у государственных мужей и возникает претензия к языку общения и сайтостроения.

На одной из пресс-конференций наши журналисты настойчиво требовали от АИС озвучить число сайтов на казахском языке. Сама постановка вопроса уже говорит о том, что их немного. Но не потому, что коварные разработчики саботируют развитие госязыка, а всего лишь потому, что на него пока нет массового спроса. Вот когда в каждом селе (где живет половина казахстанцев) буквально «из каждой розетки» будет доступен быстрый и доступный по цене (или вовсе бесплатный, как в Эстонии коммутируемый доступ) интернет, мы получим воистину расцвет своего, родного Казнета. И не нужно будет сорить государственными миллионами на «казахстанский блогинг», все эти «казтьюбы», он сам найдет средства и способы для своего роста.

А пока с нынешней политикой, идет утечка казахстанского контента за пределы Казнета.

Шакен Сабиров, гендиректор компании Kazinter Systems Solutions говорит, что пока это главная угроза отечественной сети, и призывает людей работать в Казахстане, тем более что «в кризис возросла доля доходности интернета в разы, люди используют интернет для поиска работы, знакомства — не нужно никуда ехать, можно по сети решить все свои проблемы». Ближайшие год-два, по мнению эксперта, интернет в Казахстане станет одним из системообразующих элементов государства.

P.S.  Все больше изданий считает, что собственное имя «Интернет» давно уже стало нарицательным, а потому писать его следует с маленькой буквы — интернет. Когда-нибудь и слово «Казнет», которое чиновники пока пишут с заглавной, станет для нас привычным и тоже превратится в казнет. Быстрее бы!

Комментарии