Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления
  • Доходность
    17,2%за 2023 год
  • Стоимость чистых активов
    29,5млрд тенге
  • Доходность
    14,12%с начала управления

Центрально-азиатская «GSM-кухня»

Прошел очередной форум Mobile Central Asia 2006, призванный показать нынешнее состояние центрально-азиатских телекоммуникационных рынков.

6 июня 2006 11:57, Камилла Лукпанова, Computer Club Magazine
Рубрики: Рынок, Связь

Вслед за российскими «первопроходцами», телекоммуникационным рынком средней Азии начинают интересоваться различные компании восточной Европы и ближнего Востока, но зачастую они сталкиваются с нехваткой свежей и достоверной информации. В конце апреля в Казахстане прошел очередной форум Mobile Central Asia 2006, призванный показать нынешнее состояние центрально-азиатских телекоммуникационных рынков.

Несмотря на то, что Россия — бесспорный тяжеловес, как по количеству населения, так и по абонентской базе, доля стран среднеазиатского региона в категории «количество абонентов» с каждым годом растет. В первом квартале 2006 года, по данным IKS Consulting, «пирог абонентской базы» распределялся так: 73% — России, 20% — западу СНГ, 3% — Кавказу и 4% — Средней Азии. На сегодняшний день «наша доля» достигла уже 4,4%. Что же касается уровня проникновения сотовой связи в центрально-азиатском регионе, то за 2005 год он «подрос» почти вдвое и составил чуть больше 13%. Количество людей, пользующихся мобильной связью в странах Средней Азии, выросло за 2005 год до 7,6 млн. по сравнению с 3,9 млн. 2004 года. Так, по темпам роста абонентской базы, мы обогнали даже Россию, где число пользователей увеличилось лишь на 69% на фоне «среднеазиатских» 96%. В целом же, за 2005 год по странам СНГ абонентская база увеличилась на 76%, причем наибольшие темпы роста показали Армения, Туркменистан, Украина и Узбекистан, а наименьшие — Кыргызстан и Молдова.

Но если Казахстан уступает «русскому раздолью» и Украине, то на территории стран среднеазиатского региона мы являемся не меньшим тяжеловесом, чем Россия по СНГ. Несмотря на то, что лишь 26% населения этого региона проживает на территории Казахстана, за 2005 год казахстанская доля абонентов достигла 74% (5,6 млн. человек), что на 59% больше, чем у Узбекистана - самой населенной центрально-азиатской страны. Наиболее «голодным» же на сегодняшний день остается Туркменистан, имеющий лишь 1% от общего «пирога абонентов».

Надо отметить, что за 2005 год количество абонентов мобильной связи в Казахстане выросло вдвое, такими темпами среди всех стран СНГ отличились только Армения, Узбекистан и Украина. Однако, по оценкам экспертов, уровень проникновения сотовой связи в Средней Азии еще слишком мал, чтобы можно было говорить о каких-либо серьезных и больших проектах, так как для большинства населения услуга мобильной связи все еще остается элитарной. Так, в Туркменистане коэффициент проникновения равен лишь 2%, увеличившись за 2005 год всего на 1%. В Таджикистане эта цифра не превышает 4%, в Узбекистане — 5%. Кыргызстан может «похвастаться» 11%, а в Казахстане этот уровень достиг 38% по сравнению с 19% начала 2005 года. Однако эксперты IKS Consulting отмечают, что казахстанскому рынку сотовой связи нужен стимул, так как высоким темпам роста необходим и высокий уровень конкуренции, а у нас она пока «хромает». На сегодняшний день 59% рынка принадлежит GSM Kazakhstan, 37% — «Кар-Тел» и 4% — «Алтел», единственному «CDMA-связисту». Здесь специалисты сходятся во мнении с государством, утверждая, что хорошим стимулом для рынка стало бы «рождение» еще одного GSM-оператора, который пока «бродит» за закрытыми дверями министерств.

Лучше с конкуренцией дела обстоят на узбекском рынке, где за потребителя «борются» пять сотовых операторов.

Но, несмотря на высокую конкуренцию, на сегодняшний день уровень проникновения сотовой связи в Узбекистане равен лишь 5%, хотя, по мнению международных аналитиков, именно неразвитость рынка и большие возможности привлекают сюда такие потоки иностранных инвестиций: только один «Европейский банк реконструкции и развития» за 2005 год инвестировал в Узбекистан 283,75 млн. евро.

Хуже дело обстоит в Кыргызстане, где «Бител», единственный «сотовик», долгое время «ходил по рукам», до сих пор ситуация с владельцами остается неопределенной, что не может положительно сказаться на рынке в целом. К тому же крупные инвестиции в Кыргызскую республику в ближайшее время весьма сомнительны из-за высоких политических рисков и сложных географических условий (70% территории страны занято горами).

Большим потенциалом обладает таджикский рынок сотовой связи, уже поделенный шестью операторами, из которых наибольшая доля рынка (36%) принадлежит компании «Вавилон-М». Но здесь, несмотря на высокую конкуренцию, развитие сдерживается слишком низкими доходами населения. Низкие доходы граждан сдерживают и туркменский рынок связи. Однако даже с этим недостатком он был бы очень интересен иностранным инвесторам, если бы их шансы на успешную деятельность не ограничивались высокими политическими рисками и наличием конкурента в лице национальной компании «Алтын Асыр», хотя пока 82% туркменского рынка принадлежит компании «Бараш» — собственности российского «МТС».

Так, по мнению экспертов международных аналитических агентств, несмотря на всю свою «остроту», центрально-азиатская «кухня» в ближайшем будущем привлечет к себе как восточноевропейских, так и ближневосточных «любителей». Но приоритет в «войне» за рынки все же останется за «первопроходцами» — «Вымпелкомом» и «МТС», чьи «сражения» за среднеазиатские активы, по мере уменьшения их доступного количества, будут только ужесточаться.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии